instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры за 2016 год и I квартал 2017 года

Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры за 2016 год и I квартал 2017 года

Минкультуры России в целях внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры в рамках методической помощи субъектам Российской Федерации и федеральным учреждениям культуры разработаны следующие методические рекомендации:

- по разработке  органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (утверждены приказом Минкультуры России от 28.06.2013 № 920);

- по взаимоувязке системы отраслевых показателей эффективности деятельности в сфере культуры от федерального уровня до конкретного учреждения и работника (направлены письмом от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ);

- по внесению изменений в планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе» с рекомендациями о порядке проведения аттестации работников в учреждениях культуры с целью последующего их перевода на «эффективный контракт» (направлены письмом от 20.02.2014 № 32-01-39/04-НМ);

- основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (письмо от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ);

- по отнесению организаций культуры к эффективным по качеству и доступности услуг с учетом функциональной специфики;

- по проведению социологического опроса об оценке уровня удовлетворенности населения услугами организаций культуры.

Также для использования в работе учреждениям культуры были рекомендованы следующие приказы Минкультуры России:

- от 27.11.2008 № 208 «Об утверждении перечня критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации» в редакции от 24.04.2013 № 444 (зарегистрирован Минюстом России от 02.08.2013, № 29246);

- от 02.10.2015 № 2508 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, и их руководителей» (зарегистрирован Минюстом России от 21.12.2015, № 40174);

- от 24.06.2016 № 1435 «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» (зарегистрирован Минюстом России от 19.08.2016, № 43314);

- от 22.11.2016 № 2542 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры» (зарегистрирован в Минюстом России от 02.12.2016, № 44542).  

Также в целях завершения в 2017 году работы по 100% переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт» Минкультуры России направило в федеральные органы исполнительной власти-главные распорядители средств федерального бюджета, имеющие в ведении учреждения культуры, федеральные государственные учреждения культуры, подведомственные Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры рекомендации по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт» с указанием перспектив его внедрения и приложением методологии условий оплаты труда, определяемых в «эффективном контракте» работника государственного (муниципального) учреждения культуры, с примерами по установлению показателей эффективности деятельности отдельных работников учреждений культуры (письмо от 15.06.2017 № 172-01.1-39-НМ).

Указанные приказы и методические рекомендации размещены на официальном сайте Минкультуры России (mkrf.ru).   

В соответствии с пунктом 18 приложения 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа № 2190-р), и пункта 10 Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606–р (далее – распоряжение № 2606-р), Минкультуры России проведен анализ информации о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждений культуры за 2016 год и I квартал 2017 года.

Для анализа и изучения опыта лучших практик внедрения «эффективного контракта» в 2017 году определены 7 субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Камчатский край, Приморский край, Ставропольский край, Ленинградская область, Новосибирская область, г. Севастополь) и ряд подведомственных федеральных  учреждений культуры, завершивших перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт»:

- ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова»;

- ФГБУК «Государственный исторический музей»;

- ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»;

- ФГБУК «Государственный театр наций»;

- ФГБУК «Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева»;

- ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д.Поленова»;

- ФГБУК «Российская государственная библиотека для слепых».

По информации, полученной от субъектов Российской Федерации и подведомственных федеральных учреждений культуры, в государственных (муниципальных) учреждениях культуры мероприятия по внедрению «эффективного контракта» учреждениях культуры осуществляются ежегодно планомерно нарастающими темпами в соответствии с разработанными Минкультуры России методическими рекомендациями и нормативными правовыми актами с учетом:

- проведения разъяснительной работы по вопросам внедрения эффективного контракта;

- уточнения и конкретизации положений о структурных подразделениях учреждений и трудовых функций работников;

- корректировки показателей эффективности деятельности для включения в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) с работниками;

- проведения аттестации работников согласно графикам, утвержденным локальными актами учреждений, с целью перевода работников на «эффективный контракт»;

- совершенствования системы оплаты труда путем внесения изменений в действующие положения об оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Информация о лучших практиках внедрения «эффективного контракта»  в учреждениях культуры ежегодно размещается на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах: Главная> Министерство> Департаменты> Департамент экономики и финансов> Новости.  

I. Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры субъектов Российской Федерации

1. По Камчатскому краю

Министерством культуры Камчатского края (далее – Министерство) разработана бальная система оценки по итогам выполнения показателей (далее – система)  (приказ от 11.07.2013 № 182 «Об утверждении показателей и критериях оценки эффективности деятельности учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Камчатского края и условиях премирования их руководителей»).

Система позволяет оценить предоставление услуг учреждением в рамках основной деятельности (выполнение государственного задания), финансово-экономической деятельности, исполнительской дисциплины (отсутствие замечаний в части сроков и качества предоставления учреждением бухгалтерской, статистической отчетности и иной информации по запросу Министерства) и включает в себя: 

- показатели эффективности деятельности учреждения и критерии оценки эффективности работы их руководителей;

- порядок оценки эффективности деятельности и условий премирования руководителей  учреждений;

- форму отчета руководителя краевого государственного учреждения.

Показатели эффективности деятельности подведомственных учреждений ежегодно корректируются. Так, например, в соответствии с приказом Министерства от 19.12.2016 № 280 утверждены целевые показатели эффективности деятельности краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Камчатского края, на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

На основании утвержденных показателей эффективности деятельности учреждений ежегодно формируются показатели эффективности для работников.

Перевод работников государственных (муниципальных) учреждений культуры Камчатского края на «эффективный контракт» осуществлен с руководителями учреждений культуры по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее – постановление 329), с работниками учреждений культуры заключение трудового договора осуществлено на основе примерной формы, установленной в приложении № 3 к Программе № 2190-р, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. 

2. По Краснодарскому краю

В целях внедрения «эффективного контракта»  в государственных (муниципальных) учреждениях культуры Министерством культуры Краснодарского края разработаны и направлены государственным учреждениям, подведомственным министерству, органам местного самоуправления следующие методические рекомендации:

- по разработке и установлению показателей эффективности деятельности учреждений культуры, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения», и методические рекомендации по ее заполнению;

- по внесению изменений в муниципальные нормативные правовые акты в части совершенствования систем оплаты труда работников муниципальных учреждений отрасли и достижения показателей повышения оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Также Министерством давались разъяснения порядка оформления трудовых отношений с работниками учреждений при переходе на «эффективный контракт».

В соответствии с постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 19.08.2014 № 865 «Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года» Министерством постоянно осуществляется мониторинг внедрения «эффективного контракта» в подведомственных государственных и муниципальных учреждениях.

В целях повышения эффективности деятельности подведомственных государственных учреждений, актуализации критериев оценки эффективности работы и совершенствование условий установления выплат стимулирующего характера, в том числе премирования их руководителей, Министерством ежегодно корректируются целевые показатели деятельности учреждений, которые  размещаются на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом руководителям государственных учреждений премия выплачивается при условии их достижения за отчетный период.

В свою очередь руководители государственных подведомственных учреждений с учетом показателей, установленных учреждению, формируют показатели эффективности деятельности для работников, с введением которых наблюдается положительная динамика в деятельности учреждений.

Например, в ГБУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых» (далее – библиотека) повышение оплаты труда работников взаимосвязано с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых библиотекой государственных услуг (выполнения работ).

В результате удалось увеличить количество книговыдач, читателей, посещений, более активно использовать новые формы работы: творческие, досуговые, образовательные, просветительские, виртуальные путем тесного взаимодействия с детскими дошкольными и школьными учреждениями, а также мотивировать работника к поиску дополнительных способов повышения доходов библиотеки от приносящей доход деятельности.

3. По Приморскому краю

Согласно информации Департамента культуры Приморского края  работа по внедрению «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт» проводится с 2013 года с целью повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг на основе повышения качества работы конкретных специалистов и  ее увязки с повышением оплаты труда работников.

В учреждениях культуры разработаны и утверждены: положения об оплате труда и премировании работников учреждения, коллективный договор, в которых учтены: целевые показатели эффективности работы руководителей учреждений, предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год, введены показатели  «дифференциация оплаты труда основного и прочего персонала», «оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения – не более 40 процентов».

В «эффективных контрактах» работников конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Во всех государственных и муниципальных учреждениях культуры ежегодно проводится работа по совершенствованию целевых показателей эффективности и результативности деятельности руководителей и работников.

На уровне каждого муниципального района (городского округа) края разработаны и утверждены основные критерии и показатели оценки эффективности деятельности по направлениям (библиотечное, музейное дело, культурно-досуговая деятельность), внедрена балльная система подсчета показателей эффективности деятельности учреждений. Разработаны критерии оценки работы персонала, для определения размеров стимулирующих надбавок используются оценочные листы.

4. По Ставропольскому краю

Министерством культуры Ставропольского края (далее - Министерство) в рамках осуществления работы по внедрению «эффективного контракта» в краевых и муниципальных учреждениях культуры проведены следующие мероприятия:

- во всех государственных  и муниципальных учреждениях культуры проведена разъяснительная работа по вопросам внедрения эффективного контракта;

- утверждены целевые показатели и оценочная шкала эффективности деятельности работников из числа основного персонала в зависимости от качества предоставления услуг, объема деятельности, численности населения, воспользовавшегося услугами учреждения, полноты использования фонда рабочего времени, отсутствия претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей, в этих целях уточнялись и конкретизировались положения о структурных подразделениях учреждений и трудовые функции работников;

- проведены аттестации работников, согласно графикам, утвержденным локальными актами учреждений;

- внесены изменения в положения об оплате труда работников государственных  и муниципальных учреждений культуры, в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных  и муниципальных услуг с учетом:

- соблюдения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей и главных бухгалтеров учреждений и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) в кратности от 1 до 5;

- соблюдения доли фонда оплаты труда административно–управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда учреждения не более 40%;

- соблюдения доли средств на осуществление выплат стимулирующего характера не менее 30 % средств на оплату труда работников государственных и муниципальных  учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников.

Показатели эффективности  деятельности, установленные в «эффективных контрактах» работников, отвечают следующим требованиям:

- соответствуют принципу обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных  и муниципальных услуг (выполнения работ);

- соответствуют целевым показателям деятельности учреждения, направленным на достижение показателей, утвержденных «дорожной картой», а также показателям по соотношению средней заработной платы работников учреждения  от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Ставропольском крае;

- содержат показатели выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ);

- содержат показатели качества оказания государственных (муниципальных) услуг; показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;

- отражают изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры;

- реализуют принцип роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.

Показатели эффективности деятельности структурных подразделений и критерии оценки эффективности труда работников учреждений в целях их материального стимулирования, увязанные с показателями деятельности учреждений, в целом способствуют повышению заинтересованности работников  в конечном результате своей работы и оказывают положительное влияние на эффективность деятельности учреждения и качество предоставляемых услуг.

5. По Ленинградской области

Согласно информации, полученной от Комитета по культуре Ленинградской области (далее Комитет) проведена следующая работа по переводу работников учреждений культуры на «эффективный контракт»:

- внесены изменения в положения об оплате труда работников государственных  учреждений культуры в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг; 

- разработаны и утверждены основные критерии и показатели оценки эффективности деятельности по направлениям в целом (библиотечное, музейное дело);

- внедрена балльная система подсчета показателей эффективности деятельности учреждений, а также для работников, относящихся к основному персоналу;

- уточнены положения о структурных подразделениях учреждений и трудовые функции работников;

- уточнены показатели эффективности деятельности, на основе которых заключены трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) с работниками.

Перевод работников на «эффективный контракт»  осуществлялся с учетом проведения аттестации работников, в соответствии с графиками, утвержденными правовыми актами учреждений;

С директорами государственных учреждений  заключены «эффективные контракты» в форме дополнительных соглашений к трудовым договорам, в которых отражены целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителей, размеры и условия установления стимулирующих выплат.  

В отношении каждого работника были уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Обязательным условием разработки критериев оценки труда стало недопущение двойного толкования или дублирования действующих должностных обязанностей работников. Условия получения вознаграждения были разработаны работодателями, согласованы с Комитетом  и доведены до каждого работника.

Для анализа и изучения опыта лучших практик внедрения «эффективного контракта» определены 5 учреждений культуры Ленинградской области, которые обеспечили 100% - й перевод работников на «эффективный контракт».

ГБУК ЛО  Драматический театр «На Литейном», ГБУК ЛО «Драматический театр на Васильевском (далее - Театры)

Для разработки показателей эффективной работы основного персонала Театров по внедрению «эффективных контрактов» была сформирована комиссия.

На заседаниях комиссии были рассмотрены и согласованы показатели  эффективности для каждого структурного подразделения, а также форма «эффективного контракта» (дополнительного соглашения к действующему трудовому договору).

В соответствии  со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника театра состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

В части обеспечения нормирования труда работникам определяется  соответствующее задание, которое устанавливается  в зависимости от уровня квалификации и наличия объема работ, согласно государственному заданию.

Для определения условий оплаты труда и необходимостью введения «эффективного контракта», приказами Театров утверждены новые редакции Положения об оплате и материальном стимулировании труда работников.

Указанные мероприятия позволяют регулировать оплату труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы,  качеством выполняемых работ и услуг.

ГКУК «Ленинградская областная универсальная научная библиотека»; ГКУК «Ленинградская областная детская библиотека» (далее - Библиотеки)

На основании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ), проведенной аттестации работников библиотек, должностных инструкций работников и в целях реализации Плана мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности деятельности  оказания государственных услуг (выполнения работ) на 2013 год и на период 2018 год в Библиотеках был осуществлен  переход работников на «эффективный контракт».

Для поощрения работников за  результаты труда Библиотеками были  разработаны показатели и критерии оценки эффективности  работы. Созданы рабочие группы по рассмотрению и утверждению вознаграждений по результатам работы конкретного работника в зависимости от показателей и критериев оценки.

В должностных инструкциях и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) были конкретизированы условия оплаты труда, обязанности работников, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг библиотеками.

В целом принимаемые меры по переводу работников на «эффективный контракт» позволяют внедрить механизм мотивации работников к повышению общей эффективности работы и ответственности за результаты своего труда.

ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» (далее - Музей)

Во исполнение мероприятий, предусмотренных в «дорожной карте», и в рамках основных мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры Музеем осуществлены следующие мероприятия по переводу работников на «эффективный контракт»:

- утверждено Положение об оплате и материальном стимулировании труда работников, в котором конкретизированы условия выплат по окладам, компенсационным и стимулирующим выплатам в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

- установлены  качественные показатели премирования работников музея, а также механизм определения показателей деятельности подразделений музея и критериев оценки эффективности труда работников, используемых для определения размеров и условий текущего премирования по итогам работы.

Также музеем проводится работа, направленная на повышение уровня квалификации специалистов музея. За 2016 год количество работников музея, прошедших повышение квалификации и переподготовку, составило 13 человек;

Ежегодно устанавливаются показатели деятельности музея и критерии оценки эффективности труда работников на основе целевых показателей и показателей качества труда, что позволяет достигать улучшения количественных и качественных показателей деятельности музея в целом и в конечном результате оказывают положительное влияние на эффективность деятельности учреждения и качество предоставляемых услуг.

Комплекс мероприятий, проведенных в Музее позволил достигнуть не только улучшения количественных и качественных показателей деятельности музея, но и способствовал росту заработной платы сотрудников музея.

6. По Новосибирской области

Перевод на «эффективный контракт» руководителей и работников государственных (муниципальных) учреждений культуры Новосибирской области осуществлялся в рамках выполнения мероприятий региональной и муниципальных «дорожных карт», согласно которым утверждены:

- приказ Министерства культуры Новосибирской области (далее - Минкультуры) от 31.12.2015 № 721 «Об утверждении Порядка отнесения государственных бюджетных и автономных учреждений культуры, государственных автономных образовательных учреждений, подведомственных Министерству культуры Новосибирской области, к группам по оплате труда руководителей»

- приказ Минкультуры от 18.08.2016 № 244 «Об утверждении критериев оценки и порядка определения размеров стимулирующих надбавок за качественные показатели деятельности учреждений руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Новосибирской области». 

Аналогично утверждены критерии (показатели) эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и их руководителей.

Минкультуры также были разработаны методические рекомендации, по которым проводились постоянные консультации, как при личном общении (семинары, конференции, совещания, коллегии, выезды, круглые столы, рабочие встречи), так и при помощи телефона и Интернет-средств связи. Кроме того, в Министерстве с 2014 года по настоящее время работает «горячая линия» по переходу на «эффективный контракт», проводятся Интернет-семинары, в том числе с использованием таких программ, как Skype и WhatsApp.

С руководителями подведомственных государственных учреждений, и представителями органов исполнительной власти муниципальных образований проведено 3 обучающих занятия, 5 семинаров, 10 коллегий, ведется постоянная разъяснительная работа по выполнению мероприятий региональной «дорожной карты», а также проводились выездные семинары с привлечением специалистов в муниципальных образованиях.

Во всех подведомственных учреждениях культуры разработаны и утверждены локальными актами показатели эффективности деятельности работников, созданы рабочие группы по обеспечению внедрения «эффективного контракта» и показателей эффективности деятельности работников.

7. По г. Севастополю

Главным управлением культуры города Севастополя (далее – Главное управление) в рамках внедрения «эффективного контракта» проведена следующая работа:

- с руководителями подведомственных учреждений культуры, искусства, кинематографии трудовые договоры заключены по типовой форме, утвержденной постановлением № 329;

- с работниками учреждений культуры заключение трудового договора осуществлено на основе примерной формы, установленной в приложении № 3 к Программе № 2190-р, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. 

Во исполнение Закона города Севастополя то 06.02.2017 № 320-ЗС  «Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя» (далее - Закон), в соответствии с постановлениями  Правительства Севастополя от 06.04.2017 № 283-ПП «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера и Порядка установления выплат компенсационного характера в государственных учреждениях города Севастополя», от 06.04.2017 № 282-ПП «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера и Порядка установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях города Севастополя» Главным управлением культуры города Севастополя (далее – Главное управление)  с целью совершенствования системы оплаты труда и конкретизации стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг,  приказом от 06.04. 2017  № 114 «Об утверждении Типового положения об оплате труда работников государственных учреждений в сфере культуры города Севастополя» утверждены новые перечни оценки деятельности: подведомственных учреждений; руководителей подведомственных учреждений; руководителей учреждений по видам учреждений.

Согласно пунктов 1, 2 статьи 10 Закона Главным управлением осуществляется актуализация показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, критериев оценки эффективности работы и условий установления выплат стимулирующего характера, в том числе премирования руководителей подведомственных учреждений путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями подведомственных учреждений культуры, искусства, кинематографии с учетом корректировки целевых показателей эффективности и результативности деятельности руководителей, пересматриваются размеры выплат стимулирующего характера и условия их установления.

Руководители учреждений культуры в свою очередь осуществляют корректировку показателей эффективности для работников.

В целях повышения эффективности деятельности работников обязательным условием при выплате премии по итогам работы за отчетный период является выполнение установленных показателей и критериев оценки эффективности труда,  и при этом может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда.

II. Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в подведомственных федеральных  учреждениях культуры

1. ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А.  Шолохова (далее - Музей-заповедник М.А. Шолохова)

В рамках перевода работников на «эффективный контракт» Музеем-заповедником М.А.Шолохова» проведены следующие мероприятия.

Приказом   по Музею-заповеднику М.А.Шолохова  от 31.03.2015 № 99-ОД утверждено «Положение об оплате труда работников Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова», которым, в том числе определены стимулирующие выплаты к заработной плате работников, подразделяющиеся на гарантированную и переменную часть зарплаты. При этом стимулирующие выплаты, относящиеся к переменной части, подразделяются на выплаты, зависящие от эффективной работы сотрудника, подразделения, учреждения, а также премии.

Положением регламентирован порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, установлены критерии и показатели оценки эффективности деятельности работников, повышающие коэффициенты к окладам стимулирующего характера - повышающий коэффициент к окладу по структурному подразделению и персональный повышающий коэффициент к окладу.

Положением определены порядок и условия премирования работников, критериями установления премиальных выплат являются сформулированные достижения в виде показателей эффективности работника, направленные на повышение эффективности деятельности Музея-заповедника  М.А.Шолохова в целом.

Кроме того, Положением определены критерии, влияющие на снижение размера стимулирующих выплат.

В обязательном порядке показатели эффективности и их размеры указываются в трудовых договорах, заключенных/заключаемых с работниками  Музея.

Практика внедрения «эффективного контракта» с учетом применения установленного порядка стимулирования сотрудников Музея позволяют констатировать реальную  эффективность перехода на данный вид трудовых отношений «работник-работодатель».

Индивидуальный подход к оценке результатов работы каждого сотрудника позволил в итоге достичь  достаточно высоких результатов работы всего учреждения. Согласно итогам независимой оценки качества оказания услуг за 2016 год,  проведенным Общественным советом при Минкультуры России, Музей занимает третье место в рейтинге музеев федерального значения.

2. По ФГБУК  «Государственный исторический музей» (далее –  Музей)

С целью внедрения «эффективного контракта» Музеем разработаны и утверждены следующие локальные акты:

- приказ от 15.07.2016 № 235-пр «Об утверждении Положения об оплате труда и стимулировании работников Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей», утвержденное;

- приказ от 15.07.2016 № 236-пр «Об утверждении показателей эффективности деятельности структурных подразделений Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей», показателей эффективности деятельности работников Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей»;

- приказ от 30.11.2016 № 390-пр «Об утверждении плана мероприятий по нормированию труда в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный исторический музей»;

- приказ от 23.12.2016 № 411-пр «Об утверждении Положения о нормировании труда в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный исторический музей»;

В трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам в отношении каждого работника конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты его труда, меры социальной поддержки, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат, а также условия их установления.

3. ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (далее – Музей-заповедник)  

В Музеи-заповеднике проведены следующие мероприятия по оформлению трудовых отношений с работниками  учреждения при введении «эффективного контракта»:

- разработаны локальные акты по реализации мер по поэтапному повышению заработной платы работников музея, в частности устанавливающие критерии оценки эффективности труда работников;

- внесены изменения в Положение по оплате труда работников музея;

- разработаны критерии оценки по балльной системе по каждой должности, установлена периодичность стимулирующих выплат за квартал, условия получения выплат, заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам в связи с введением эффективного контракта  и  новые трудовые договоры  с вновь принимаемыми работниками.

В настоящее время 100 % персонала переведены на эффективный контракт, что позволяет оценить вклад каждого работника в рабочий процесс учреждения.

Также в Музее вводится система нормирования труда:

- приказом Музея от 03.04.2017 № 68 утверждено Положение по нормированию труда в музее-заповеднике;

- приказом от 01.03.2017 № 67 создана и утверждена рабочая комиссия по нормированию труда.

Карта самофотографии рабочего времени составлена для 20 работников. Работу по нормированию труда планируется завершить к концу 2017 года.

4. ФГБУК  «Государственный театр наций» (далее - Театр)

В Театре проведена следующая работа по переводу работников на «эффективный контракт»:

- внесены изменения в положение об оплате труда работников в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг; 

- внедрена балльная система подсчета показателей эффективности деятельности учреждений, а также для работников;

- разработаны в отношении работников Театра персональных целевых показателей эффективности деятельности, критерии оценки эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера;

Премии по выполнению показателей эффективности выплачиваются работникам Театра наций на основании представленных отчетных данных по выполнению показателей эффективности деятельности по каждому работнику за отчетный период.

Со всеми работниками Театра заключены дополнительные соглашения, в которых установлены индивидуальные критерии качества работы и размеры стимулирующих выплат, со вновь принимаемыми работниками  трудовые договора оформляются на основе принципов «эффективного контракта».

5. ФГБУК «Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева» (далее - Ансамбль)

В Ансамбле проведены следующие мероприятия по переводу сотрудников на «эффективные контракты»:

- в структурных подразделениях Ансамбля организована разъяснительная работа по вопросам совершенствования системы оплаты труда;

- трудовые договоры с сотрудниками, относящимися к категории основного персонала, дополнены соглашениями, включающими показатели и критерии эффективной деятельности;

- для каждого структурного подразделения разработана и введена форма дополнительного соглашения к действующему трудовому договору;

- введение «эффективного контракта» осуществлялось с учетом конкретизации должностных обязанностей работников в должностных инструкциях и дополнительных соглашениях.

Вопросы по введению «эффективного контракта» обсуждались на заседаниях Художественной коллегии Ансамбля. Показатели эффективности прошли согласование с профсоюзной организацией.

С целью внедрения «эффективного контракта» в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева разработаны следующие локальные акты учреждения: 

- приказ от 26.12. 2017 №565 «Об утверждении Положения об оплате труда работников ГААНТ имени Игоря Моисеева»;

- приказ от 26.12.2017 № 567 «Об утверждении комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников ГААНТ имени Игоря Моисеева».

Разработана и утверждена формы «эффективного контракта» и дополнительного соглашения к трудовому договору, в которых конкретизированы: должностные обязанности работника Ансамбля в соответствии с его должностью; условия оплаты труда работников Ансамбля; показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. 

В целом принимаемые меры по внедрению «эффективного контракта» позволяют внедрять механизм мотивации работников к повышению общей эффективности работы Ансамбля и ответственности за результаты своего труда.  

6. ФГБУК Государственном Российском Доме народного творчества имени В.Д.Поленова (далее – Дом народного творчества)

В целях реализации мер по переходу на «эффективный контракт» Домом народного творчества выполнены следующие мероприятия:

- приказом от 23.08.2013 № 158-ЛС утверждена новая редакция Положения об оплате труда работников Дома народного творчества;

- проведена предварительная разъяснительная работа с работниками о необходимости перехода на «эффективный контракт»;

- руководителями структурных подразделений подготовлены предложения по показателям эффективности деятельности на каждого сотрудника, которые систематизированы в «Критерии оценки труда для всех категорий работников ГРДНТ» и утверждены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда работников.

По итогам проведенной работы на основе примерной формы трудового договора, установленной Программой № 2190-р, разработаны и утверждены формы «эффективного контракта» и дополнительного соглашения к трудовому договору, в которых конкретизированы: должностные обязанности работника в соответствии с его должностью; условия оплаты труда работников; показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполняемых работ.

На 01.01.2014 со всеми сотрудниками Дома народного творчества заключены дополнительные соглашения, в которых установлены индивидуальные критерии качества работы и размеры стимулирующих выплат, и со всеми вновь принимаемыми на работу трудовые договора оформляются на основе принципов «эффективного контракта».

7. ФГБУК «Российская государственная библиотека для слепых» (далее - Библиотека)

Перевод работников на «эффективный контракт» в Библиотеке осуществляется с 2013 года на основе следующих локальных актов:  

Положения о системе оплаты труда работников Библиотеки (приказ от 16.08.2011 № 16-11 в редакции от   29.12.2016);

Плана мероприятий Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная библиотека для слепых» по повышению эффективности деятельности в части оказания государственных услуг (выполнении работ) на основе целевых показателей работы деятельности и совершенствованию системы оплаты труда на 2013-2018 годы («дорожная карта»);

- целевых показателей деятельности структурных подразделений (отделов) Библиотеки и критерии оценки эффективности работы их руководителей, утверждены и внедрены  в 2013 году с учетом ежегодной корректировки (в редакции  приказа от 18.01.2017 № 06-17);

- норм времени на основные виды работ, выполняемых в Библиотеке (приказы от 30 12.2010 № 34-10; от 22.05.2013 №21-13).

Начиная с 2014 года в дополнительных соглашениях к трудовому договору (трудовых договорах) работников библиотеки при цифровой конкретизации должностных обязанностей, делается ссылка на установленные нормы времени.

Также в рамках внедрения «эффективного контракта» были проведены следующие мероприятия:

- проведено заседание Совета при директоре (Дирекции), на котором были обсуждены цели, задачи переходного периода перевода работников Библиотеки на «эффективный контракт», принята форма трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору), определен круг ответственных лиц  и начало работы;

- проведены общие собрания коллектива с разъяснениями о необходимости и важности перехода на «эффективный контракт»;

- проведена конкретизация должностных инструкций, уточнение целевых показателей в индивидуальных планах работы каждого сотрудника Библиотеки,  относительно целевых показателей деятельности структурных подразделений (отделов) и критериев оценки эффективности работы их руководителей, вносились изменения и дополнения в отдельные локальные нормативные акты;

- руководителями структурных подразделений (отделов, секторов) совместно с заместителями директора, членами Кадровой комиссии и членами представительного органа работников Библиотеки проведены индивидуальные беседы с каждым работником Библиотеки по их скорректированным должностным инструкциям, целевым показателям работы, устанавливаемых в дополнительных соглашениях к трудовым договорам («эффективным контрактам»).

Стимулирование работника с учетом выполнения показателей эффективности позволило повысить исполнительскую дисциплину и качество выполняемой работы, что в целом повлияло на качество предоставления услуг (выполнения работ) Библиотекой.

Письмо Заместителя министра Н.А.Малакова 20.06.2017г. № 9660-01.1-54-НМ

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации