instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В Музее-заповеднике «Царское Село» представлен «Универсальный стол русской императрицы»

В Музее-заповеднике «Царское Село» представлен «Универсальный стол русской императрицы»

Подлинный столик Екатерины II из частной коллекции семьи Карисаловых выставлен в Первой антикамере Екатерининского дворца. Уникальная вещь конца XVIII века совмещает функции туалетного и письменного столов, имеет приспособления для чтения и рисования.

Стол был продан за границу из Эрмитажа в 1930-х в период массовых распродаж шедевров из ленинградских музеев. Михаил Карисалов приобрел его в известной парижской Галерее Попова («Galerie Popoff et Co»).

Эта выставка – рассказ о судьбе предмета, о том, что история вещи неразрывно связана с судьбами страны и владельцев. Это наша третья экспозиция, основанная на предметах из коллекции семьи Карисаловых. В 2012-м мы первыми в музейном сообществе подготовили экспозицию «Сокровища частной коллекции», которая познакомила с коллекцией живописи, мебели, бронзы, собранием изделий из кости. Спустя четыре года мы организовали выставку портретов «Взгляд из прошлого». «Универсальный стол русской императрицы» продолжает эту традицию, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Представленный на выставке экспонат прост по внешнему виду, но весьма изобретателен по механике. Его можно трансформировать: столешница отодвигается назад, под ней появляются подъёмное зеркало и ёмкости для туалетных принадлежностей; средняя часть подстолья между передними ножками опускается, выдвигается пульт для рисования или черчения. Путем несложных движений открывается центральный ящик и многочисленные ящички, которые на поворотных петлях откидываются в стороны.

Стол выполнен в мастерской Давида Рёнтгена (1748–1807) – знаменитого немецкого мебельного мастера. Среди его заказчиков – французский король Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта. С 1784 по 1790 годы Екатерина II была самым главным покупателем мебельной продукции этой мастерской.

По мнению специалистов, экспонат не только является несомненным памятником мебельного искусства, но и имеет высокое мемориальное значение. На столе сохранилась бумажная этикетка, которая дает основание причислять его к предметам, прибывшим в Петербург и приобретенным Екатериной II в 1784 году. Этикетка прочитывается не полностью, но ключевое «Эрмитаж» видно отчётливо: «…51й Эрмитажная Римскiа №ХХ».

Выставка продолжит работу до 27 апреля 2020 года.


вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации