Выступление Директора Департамента музеев Минкультуры России В.А.Кононова (г.Елабуга, 01.08.2018)
Уважаемые делегаты конференции,
Дорогие гости!
Прежде всего хочу поблагодарить организаторов мероприятия за возможность выступить перед вами и рассказать о некоторых актуальных вопросах развития музейной отрасли.
Российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, выполняющих функции по сохранению, пополнению, изучению и представлению культурного наследия. Музеи представляют собой важный и по-своему уникальный ресурс укрепления культурной идентичности народов России и единства российского общества.
Как известно, в настоящее время в России насчитывается около 3000 государственных музеев федерального, регионального и муниципального ведения. Как Директор Департамента музеев я отвечаю в первую очередь за развитие федеральных музеев, находящихся в непосредственном ведении Министерства культуры. Таких у нас в настоящее время 64. В большинстве случаев это крупнейшие учреждения, имеющие широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако хочу подчеркнуть, что вопросы развития региональных, муниципальных, а также частных музеев, ни точное число которых, ни организационно-правовой статус до конца еще не определены, также включены в нашу повестку дня. На этом вопросе я еще остановлюсь чуть позже.
Работа музеев имеет вполне определенные количественные критерии. И мне бы хотелось в первую очередь обратить внимание на эти объективные данные и в этом свете поговорить об итогах работы музеев в минувшем году, а также коснуться ряда актуальных проблем отрасли и возможных путей их решения.
С нашей точки зрения, одним из важнейших, хотя далеко и не единственным, индикатором состояния дел в отрасли является динамика посещаемости. Этот показатель показывает стабильный рост на протяжении всех последних лет, несмотря на кризисные проявления в экономике и сокращение, в ряде случаев, бюджетного финансирования. Рост посещаемости – это главный ресурс роста музейной экономики даже в непростых экономических условиях.
В 2017 году общее число посетителей российских всех музеев составило порядка 125 млн человек, прирост по сравнению с 2012 годом составил 51%. За этот же период доходы федеральных музеев от предоставления платных услуг возросли на 123%. Подобная успешная динамика стала возможной как следствие последовательной линии работы на расширение спектра функций музея. В рамках этой работы Министерство постоянно ориентирует музеи на внедрение новой модели взаимоотношений «музей-посетитель», в том числе на расширение спектра предлагаемых услуг.
Самыми посещаемыми федеральными музеями по итогам минувшего года стали Государственный музей-заповедник «Петергоф» (5,3 млн посетителей), Государственный Эрмитаж (4,2 млн посетителей), Государственный музей-заповедник «Царское село» (3,8 млн посетителей).
Хочу сказать, что ряд музеев в высокий сезон достигает практически предельного для себя уровня посещаемости, но, разумеется, по отрасли в целом в этом направлении предстоит еще сделать очень многое. Считаем, что эта работа должна вестись сразу на нескольких «фронтах» - это интенсификация взаимодействия с базовыми аудиториями, информационное подключение новых социальных групп, предоставление более широкого спектра сопутствующих услуг посетителям, образовательные программы, «квесты», фестивали и так далее. Говоря другими словами, весь инструментарий современных маркетинговых технологий.
Мы должны стремиться, чтобы посетителю были созданы все условия для того, чтобы ему хотелось как можно больше времени проводить в стенах музея. Это, в свою очередь, станет важной предпосылкой для обеспечения роста внебюджетных доходов. Мы убеждены, что планомерная работа в этом направлении позволит и впредь постепенно снижать зависимость музейных учреждений от бюджетного финансирования. При этом мы в последнее время стремимся применять индивидуальный подход, учитывать при формировании целевых ориентиров показатели прошлых лет.
Несколько слов о выставочной деятельности. Только в 2017 году федеральными музеями проведено 3558 выставок. При этом прирост по сравнению с 2016 годом составил 4,9%, а по сравнению с 2011 годом – 74,6%. В рамках этих цифр федеральными музеями организовано 1418 внешних выставок, увеличение по сравнению с 2011 годом составило 107,6%.
Одним из важных показателей работы музеев в новых условиях стало увеличение передвижных выставочных проектов, в том числе в регионах. Так, только в 2017 году музеями, подведомственными Минкультуры России, реализовано в субъектах Российской Федерации 676 выставок, прирост по сравнению с 2011 годом составил 31,2%.
Продолжился количественный рост передвижного выставочного фонда российских музеев. В 2017 году общее число музейных предметов, показанных на выставках, достигло 8 млн единиц, что соответствует росту на 21,2% к уровню предыдущего года.
При этом, разумеется, было бы неправильно ограничиться исключительно победными реляциями. Мониторинг выставочных проектов показывает, что все еще слабая материально-техническая и ресурсная оснащенность площадок, труднодоступность многих населенных пунктов, недостаточное финансирование региональных музеев ограничивают возможность экспонирования в малых городах и сельских поселениях оригинальных произведений и вынуждает зачастую оставаться в рамках копийных и фотографических выставок.
Активно осуществлялась международная выставочная деятельность. В результате налаженного многоуровневого взаимодействия с МИД России, посольствами и Российскими центрами науки и культуры за рубежом, зарубежными органами координации культурной политики удалось эффективно использовать российские музеи в качестве одного из существенных факторов национальной культурной политики. Всего в 2017 году удалось реализовать 257 выставочных проектов в 45 странах мира, рост по сравнению с 2011 годом составил 53%.
Среди наиболее знаковых международных мероприятий 2017 года можно выделить международный выставочный проект Музеев Московского Кремля «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», выставку Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России», российско-итальянский проект Российского национального музея музыки «Миф Страдивари».
Большое значение мы придаем обеспечению открытости музея посетителю на всех уровнях его деятельности: от внедрения инклюзивных программ до пересмотра концепции экспозиционно-выставочной деятельности.
В 2017 году выросло в два раза количество мероприятий в рамках акции «Ночь музеев», соответственно увеличилось и число их участников. Всего во всех субъектах Российской Федерации прошло 2324 таких мероприятия (для сравнения, в 2016 году – 1499 мероприятий в 80 регионах). Только в Москве участниками акции стало более 450 тыс. человек, в г. Санкт-Петербурге – 81 тыс. человек, музеи Татарстана посетило около 70 тыс. человек.
Отмечу также, что в 2017 году на территории ВДНХ принял первых посетителей вновь открывшийся Музей кино.
Если говорить о задачах отрасли, то приоритетным направлением мы считаем расширение доступа к культурным ценностям, в том числе путем информатизации отрасли; укрепление материально-технической и ресурсной базы государственных музеев как центров сохранения уникальных образцов российской и мировой культуры; активизация просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности; совершенствование постоянно действующих экспозиций; увеличение выставочных проектов, в том числе вне музеев в регионах Российской Федерации и за рубежом; реализация передвижных выставочных проектов в малых и средних городах; развитие сотрудничества музеев с творческими индустриями, интеграция музеев в систему культурно-познавательного туризма; а также утверждение «Практических рекомендаций по развитию музейного дела».
При этом, несмотря на все усилия по увеличению посещаемости и росту доли внебюджетных доходов музей должен оставаться доступным и привлекательным для самой юной аудитории. Как известно, с 1 января 2015 все федеральные музеи, подведомственные Минкультуры России, открыты для бесплатного посещения детьми до 16 лет, детьми-инвалидами, сиротами, находящимися в детских домах и школах-интернатах в любой день недели и вне зависимости от гражданства. К концу 2017 года подобная норма действовала либо была запланирована к введению в ближайшее время в 69 субъектах Российской Федерации.
2 декабря 2017 г. состоялась Всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии», в рамках которой в подведомственных Минкультуры России музеях была проведена серия мероприятий для посетителей с инвалидностью, их семей, друзей и всех желающих. Организатором акции, которая объединила музеи из 56 регионов страны, стал ИКОМ России.
В числе других подобных проектов отмечу программу ГМИИ им. А.С.Пушкина для семей с усыновленными детьми: «Пушкинский музей – воспитанникам детских домов», а также акции: «Я покажу тебе музей», «Ночь музеев», а также прршедшую в День защиты детей «Летом взрослеем вместе с музеем».
Сотрудниками Детского центра Музеев Московского Кремля при ставшей уже традиционной поддержке со стороны ПАО «ЛУКОЙЛ» реализованы культурно-образовательные программы «Мир морских приключений» для детей особой категории, воспитанников социальных учреждений. В течение недели в программах приняли участие около 200 детей в возрасте от 5 до 23 лет.
Проект Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Масленичные гуляния в Суздале» удостоен статуса «Национальное событие года». 25 декабря 2017 г. Музей провёл акцию «С мамой в музей!», приуроченную к Всероссийскому Дню матери: более 20 экспозиций во Владимире были открыты для свободного посещения, число участников составило 1531 человек.
24 ноября 2017 г. в выставочном зале Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» (г. Петрозаводск) открылась детская интерактивная выставка «Кижская азбука, или Остров Кижи от А до Я», которая в увлекательной форме знакомит детей с музеем, историей, этнографией и культурой Заонежья.
Государственный Военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в рамках Всероссийской акции «Музей для всех» провел конкурс творческих работ детей-инвалидов» «Я – автор» и интерактивную программу «Традиции русского чаепития».
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» в 2017 году провел 6 выставочных проектов, ориентированных на стимулирование семейного посещения музеев и иных культурных учреждений, в том числе историко-документальная выставка «Битва за Арктику», организованная в недавно открывшимся Национальном парке «Зарядье» в Москве, г. Москва).
Развитие семейного посещения учреждений культуры также входит в число приоритетных направлений развития музейной отрасли, при этом главным залогом привлекательности музеев для семей и посетителей с детьми является, с одной стороны, расширение перечня предлагаемых услуг, а с другой - совершенствование системы льгот для семей при получении платных образовательных услуг.
Одной из приоритетных задач государственной культурной политики является использование информационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
Использование информационных технологий в музейной сфере предоставляет широкие возможности для преодоления неравенства в степени доступности культурных благ, вызванного географическими особенностями страны и факторами экономического характера. Широкое внедрение новых технологических решений, повышение доступности культурных благ позволяют сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.
В 2017 году продолжилось развитие и совершенствование автоматизированной информационной системы «Учет продажи билетов» (АИС УПБ). Данная информационная система позволяет автоматически получать сведения о деятельности учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, без дополнительных ручных операций со стороны сотрудников ведомства и подведомственных учреждений на основе данных билетных систем, установленных в учреждениях культуры. В 2017 году к АИС УБП было подключено 56 из 64 подведомственных музеев Минкультуры России, то есть практически все, располагающие соответствующей технической возможностью.
В целях объективизации управления, обеспечения оперативного доступа ко всему многообразию сведений о состоянии отрасли культуры Министерство инициировало в 2016 году создание Единой аналитической системы. В настоящее время в системе предоставляется возможность мгновенного доступа к разнообразным сведениям о деятельности подведомственных Министерству учреждений культуры, а также показателям состояния отрасли культуры в субъектах Российской Федерации.
Всем учреждениям культуры Российской Федерации предоставлена возможность размещения и актуализации информации о своей деятельности, а также анонсов проводимых мероприятий на портале «Культура.РФ» через личный кабинет в информационной системе «Единое информационное пространство в сфере культуры».
Системный характер имеет разработка платформенных решений, которыми могут воспользоваться все учреждения культуры. Примером такого решения является «Артефакт» — мобильный мультимедийный гид по музеям с применением технологии дополненной реальности. Важным фактором успешной реализации проекта является то, что «Артефакт» представляет собой платформу, на которой музеи могут создавать собственные проекты без дополнительных затрат на привлечение дорогостоящих специалистов в области дополненной реальности. Публичный запуск проекта состоялся на фестивале «Интермузей» в мае 2017 года.
В заключение хочу сказать несколько слов о ходе работы по подготовке рекомендаций музеям, которую, как вы знаете, координирует Союз Музеев России. Наш Министр неоднократно обсуждал эту проблематику с Президентом Союза Музеев М.Б.Пиотровским. Мы знаем, что существуют разные подходы по ряду позиций, поэтому работа идет, может быть, несколько медленнее, чем мы изначально планировали. С другой стороны, мы хотим получить не просто бумагу и отчет о выполнении поручения, а работающий, действенный инструмент, полезный для всей отрасли.
Нашим музеям необходимо компактное руководство к действию, отражающее существующие и, между прочим, достаточно быстро меняющиеся реалии, а именно - что нужно делать, чтобы гражданам было интереснее входить в музей, а музейным работником было интереснее и плодотворнее работать, чтобы росла посещаемость музеев, росли внебюджетные доходы и внимание государства при этом не уменьшалось, а наоборот, еще больше увеличивалось.
Предварительный вариант этого документа, который мы получили на прошлой неделе, является, на мой взгляд, пока что далеким от совершенства. Однако Минкультуры России готово к дискуссиям по этому вопросу, а также оказать содействие в его доработке.
Еще раз хочу поблагодарить за возможность выступить перед вами и надеюсь на заинтересованное и продуктивное обсуждение поднятых мной вопросов.
Благодарю за внимание!