instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Воспитать Моцарта: как нацпроект «Культура» меняет школы искусств Урала и Поволжья

Воспитать Моцарта: как нацпроект «Культура» меняет школы искусств Урала и Поволжья

«Будущее России. Национальные проекты», 24 апреля 2020 года

«Будущее России. Национальные проекты» рассказывает, как в регионах реализуются программы сохранения и возрождения системы художественного образования

Из-за угрозы распространения коронавируса образовательный процесс как минимум до конца апреля переместился из классов в онлайн. Однако, многие преподаватели и директора школ продолжают трудиться на местах - часть проводит дистанционные занятия на рабочих компьютерах, а часть готовится принять учеников после карантина не только с новыми силами, но и в обновленных зданиях.

Детские музыкальные школы и школы искусств (ДШИ) Свердловской и Кировской областей в 2020 году получат средства на капитальный ремонт и реконструкцию в рамках нацпроекта "Культура". О том, как в регионах реализуются программы сохранения и возрождения системы художественного образования, и что изменится в 2020 году с учетом поручения президента РФ и задач национального проекта «Культура», - в материале портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС.

Музыкальный Урал

Свердловская область, как отмечают в областном департаменте информационной политики, занимает третье место среди регионов России по количеству детских школ искусств, которых здесь насчитывается более 160. Но пока все они имеют разный уровень материально-технического оснащения: часть школ уже переоборудована, другие ждут своего часа. Всего же до 2024 года в Свердловской области новыми музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами будут оснащены 84 школы искусств, колледжа и училища. На эти цели направят более 546 млн рублей.

Детской школе искусств № 2 третьего по величине города области - Каменска-Уральского - в 2021 году выделят по нацпроекту «Культура» 7,2 млн рублей.

«Сейчас мы планируем театралам отдельный зал сделать. А здесь [для выступления музыкантов] у нас будет стоять рояль в 2021 году, - мечтательно рассказывает о своих планах по переоборудованию маленького концертного зала директор школы Татьяна Субботина. - Мы заказали 12 домр буквально самых лучших - московский мастер будет работать с нами, уже сейчас нас в заказ свой включил на 2021 год».

Ну а пока потрепанные временем скамейки по-прежнему готовятся встречать 800 обучающихся здесь ребят после возобновления занятий в окрашенном голубой краской холле. В скромных кабинетах красуются инструменты прошлого века, а небольшая библиотека школы способна уместиться в крохотной комнатушке, по размеру больше напоминающей кладовку.

«Инструментарий уже старый - все надо обновлять. Вы представляете, с советских времен все инструменты!» - признается Субботина.

При этом она отмечает, что руководство школы никогда не сидело в ожидании сторонней помощи и всегда надеялось лишь на себя. Зарабатывать школа искусств научилась в 1990-е и все это время пыталась справляться с недостатком муниципального финансирования самостоятельно, развивая платные услуги и борясь за различные гранты.

«Школа открылась в 1991 году. И если люди с ужасом вспоминают 1990-е, то мы нет - мы готовы были к рыночным отношениям, в эти годы мы росли, мужали, так скажем, и понимали, что идем правильным путем, - выживать-то как-то надо [было]», - поделилась она и добавила, что в учебном заведении давно ввели обучение по дополнительным музыкальным инструментам, открыли отделение иностранных языков, а также дошкольное, параллельно готовя ребят и по госзаданию, и платно.

«Жить стало лучше»

Все это позволило учебному заведению поддерживать на должном уровне зарплату педагогов и справляться с частью финансовых трудностей. Например, школа на самостоятельно заработанные средства оборудовала отсутствовавшие ранее эвакуационные выходы - только один такой обошелся учебному заведению в 700 тыс. рублей. Кроме того, за счет грантов за реализацию различных проектов - например, школа проводила фестиваль для детей-сирот, опекаемых и инвалидов, организовывала летний досуг местных школьников, показывая спектакли, - здесь купили звуковую аппаратуру, экран, проектор, а также кулисы для сцены.

«Но все равно за столько лет нужно что-то обновлять - дети играют же серьезную программу, не просто маленькие пьески. Конечно, изнашивается инструмент», - рассказывает Субботина, отмечая, что финансирование по нацпроекту позволит значительно улучшить ситуацию. При этом она подчеркивает, что, несмотря на какие бы то ни было финансовые проблемы, качество образования никогда не страдало.

«Все отмечают очень высокий уровень наших домристов (образцовый коллектив детского художественного творчества «Славяночка». - прим. ред.). Так, первая поездка у них была в Норвегию в 2000 году, на международном фестивале заняли первое место, с тех пор их копилка наград, в том числе международных, расширилась. Театралы наши взяли Гран-при буквально в прошлом месяце - показали постановку по поэме «Крылья» Роберта Рождественского, в Екатеринбурге международный конкурс был. Кристина Шестакова сейчас окончила консерваторию, считается одним из лучших концертмейстеров Екатеринбурга, вокалистка Алена Суворкова поет в Театре музкомедии в Петербурге, наши художники работают в разных городах, в том числе в Москве», - с гордостью говорит директор о коллективе школы и выпускниках.

А буквально с января этого года, отмечает Субботина, ситуация с финансированием начала потихоньку меняться: школа перешла под опеку региона и «жить стало лучше».

«Финансирование муниципалитетом [было] достаточно плачевное - на 50% муниципальное и на 50% собственное <…> Сейчас, конечно, в связи с переходом у нас практически 100% финансирование - полегче стало, и возможности [повысились], мы таких денег не видали вообще», - рассказывает она.

Баян «Юпитер» и микшерный пульт

Другая ситуация в Детской музыкальной школе № 7 Екатеринбурга с примерно 600 воспитанниками, где в прошлом году уже получили более 7 млн рублей на новые инструменты, аппаратуру и книги. Это первое, как здесь уверяют, подобное финансирование с 1992 года. Здесь вопрос о нехватке учебников уже не стоит, заверяет директор школы Елена Бартновская.

«Приобрели достаточное количество инструментов хорошего качества. В том числе рояль кабинетный японский - он стоил более 1 млн рублей. Еще одна из покупок, которые не удалось бы купить за счет школы, - концертный баян «Юпитер» за 600 тыс. рублей. Приобрели немецкий аккордеон, семь скрипок очень хорошего качества, три домры мастеровые концертные, три балалайки, два кларнета, пианино», - удовлетворенно отмечает она.

Не без гордости Бартновская демонстрирует новое оборудование. «Купили микшерный пульт - теперь у нас нет таких проблем, которые не решались бы, в смысле звука, света», - показывает она обновленный концертный зал школы.

По словам Бартновской, школа выпустила множество воспитанников, продолживших профобразование и добившихся успеха на сцене.

«Например, наш выпускник Александр Лунегов сейчас играет в составе камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. По окончании нашей школы у него решался вопрос: что-то другое в жизни искать, либо продолжать профессиональное музыкальное образование. Для этого ему нужно было инструмент приобрести, причем качественный, хороший. Мы нашли спонсоров, купили виолончель французскую старинную, подарили ему - и вот уже почти 20 лет прошло, он окончил Московскую консерваторию и до сих пор играет на этой виолончели», - вспоминает директор.

При этом растет и востребованность школы среди жителей города. Для того, чтобы удобно разместить все классы, руководство ДШИ теперь планирует попасть в новую программу национального проекта для реконструкции здания, еще выше поднимая планку развития школы.

«У нас есть проект: хотим пристроить еще примерно такое же по площадям здание - нам нужно увеличить число классов учебных, для групповых занятий у нас сейчас нет площадей, чтобы детям было комфортно и удобно заниматься. Кроме того, мы там (в пристройке. - прим. ред.) предусмотрели оркестровый класс, библиотеку с читальным залом, органный зал», - рассказывает Бартновская, поясняя, что теперь для создания проектно-сметной документации потребуется 6 млн рублей, но школа пытается самостоятельно заработать на это средства, а также привлечь помощь муниципалитета.

Несмотря на различные трудности, уральские педагоги находят силы вовлечь учеников в профессию. Ежегодно около 15% выпускников детских школ искусств области продолжают обучение в профессиональных вузах.

В профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства культуры Свердловской области, обучается около 2,4 тыс. человек. Более 80% выпускников таких организаций трудоустраиваются по полученной специальности, а также продолжают обучение по специальности в образовательных организациях высшего образования.

Опасный потолок

Ученики музыкальной школы в небольшом поселке Тужа в Кировской области, где всего четыре преподавателя, регулярно привозят из разных городов России дипломы, грамоты и Гран-при всероссийских и международных конкурсов. При этом несколько лет преподаватели вели уроки, с опаской поглядывая на трещины на стенах и прогнувшиеся потолочные балки в аварийном здании школы.

Двери деревянного здания музыкальной школы закрыты на замок. Бежевая краска на стареньких досках здания облупилась, крыльцо слегка отклонилось, как будто решило сбежать. В продрогшей «музыкалке» окна без штор и пустые кабинеты, один за другим их открывает директор школы Татьяна Козяева.

«Вот это класс баяна, здесь - мой кабинет, а это - наш зал, - показывает Татьяна. - У нас было хорошо и уютно. Но здание построено в 1969 году, брус столько времени выдержать не может, он гниет. Проседают потолочные балки, стена в зале пошла волной, на потолке трещины, и их становится больше, крышу приходится чинить практически каждый год, искать средства, спонсоров, рабочих».

Еще в 2013 году власти региона приняли решение построить в Туже центр культуры, в который переедут музыкальная школа и библиотека, подобрали подходящий участок, разработали проектно-сметную документацию, получили все разрешения. Но найти 42 млн рублей на строительство несколько лет не удавалось ни в областном, ни в федеральном бюджете.

В феврале 2019 года о проблемах школы рассказал в Совете Федерации худрук дома культуры села Ныр Тужинского района Иван Иванов, после чего Валентина Матвиенко поручила Министерству культуры России рассмотреть вопрос о выделении федеральных средств. А летом прошлого года коллектив музыкальной школы записал обращение президенту России Владимиру Путину: педагоги, дети и родители просили построить новую школу.

В том же 2019 году деревянное здание официально признали аварийным, а когда в зале обвалился потолок, не выдержав тяжести канистры для сбора воды с протекающей крыши, стало очевидно, что оставаться здесь больше нельзя. С ноября музыкальная школа временно переехала в здание школы тужинского детского дома. «Перевозили» всем миром - подготовить классы к занятиям педагогам помогли родители учеников, для них музыкальная школа - надежда на светлое будущее любимых чад. На средства бюджета привели в порядок освещение в классах, установили входную дверь.

Из Тужи в Австрию

Каждый год тужинские ребята участвуют в конкурсах областного, межрегионального и международного уровней, неоднократно выступали в Казани, Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, дважды выезжали в Болгарию, а в 2013 году оркестр русских народных инструментов из Тужи получил Гран-при в Вене.

«Мы стремимся дать детям возможность проявить себя, - поддерживает коллегу преподаватель, руководитель оркестра русских народных инструментов, ансамбля ложкарей и ансамбля домр «Златица» Светлана Тетерина. - К тому же наши поездки - это возможность прикоснуться к искусству. Театров, галерей в Туже нет, многие родители не могут своих детей никуда свозить, всякий раз бывают ребята, которые впервые с нами едут на поезде. А мы если, например, едем в Санкт-Петербург, то и в Эрмитаж идем, и в театр, в Вене ходили в оперный театр».

Сама Светлана Тетерина приехала в Тужу из Пермского края вслед за мужем, работает в школе 30 лет и все эти годы готовит ребят к конкурсам, а в 2018 году она и сама победила в общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель школы искусств».

Одна из лучших учениц Светланы Тетериной - домристка Юля Федоровых - уже во втором классе «музыкалки» начала выступать на концертах в разных городах. В Австрии ансамбль ложкарей, где играла Юля, занял первое место в конкурсе «Волшебные звезды Вены», а в 2018 году в составе ансамбля «Златица» Юля стала лауреатом Гран-при международного конкурса-фестиваля «В гостях у сказки» в Великом Устюге.

В этом году Юля оканчивает музыкальную школу и планирует связать свою жизнь с музыкой.

«Учиться в музыкальной школе у нас престижно. А конкурсы - это такой адреналин, конкуренция так бодрит! - делится Юля. - Когда я училась в первом классе, у нас висела доска почета, и я Светлане Владимировне сказала, что тоже хочу там висеть».

Заклеить скотчем и играть

С ноября все уже обжились на новом месте, но вопрос с помещением все еще открыт: договор безвозмездного пользования с детским домом заключен у школы до октября 2020 года, что будет дальше, коллектив не знает. Заявка на строительство центра культуры в рамках нацпроекта «Культура» в начале 2020 года вновь была направлена в Минкультуры РФ, но ответа пока не поступало.

Педагоги надеются также получить средства на обновление музыкальных инструментов. Зачастую родители сами приобретают их, чтобы у детей была возможность заниматься.

«Каждый год мы стараемся покупать новые инструменты - цифровое пианино, баян, домры, балалайку, но все на внебюджетные средства. Впервые в этом году по федеральному национальному проекту «Культура» мы получили новое фортепиано», - говорит директор школы Татьяна Козяева. А шесть лет назад школе подарили новый контрабас после поездки в Болгарию, где старый сломался в аэропорту.

«Получилось так, что мы прилетели в Болгарию со сломанным контрабасом, пришлось заклеить его скотчем и так играть на конкурсе. Мы заняли первое место и выступили на гала-концерте. По нашей просьбе в Кировскую региональную общественную организацию «Вятский фонд сотрудничества и развития» нам выделили средства из фонда на покупки нового инструмента», - рассказывает Тетерина.

Преподаватели школы убеждены: без поддержки родителей, благотворителей и районных властей школа бы не выжила. По словам замминистра культуры региона Алевтины Копыловой, всего в Кировской области 72 детских школы искусств, в оперативном управлении - 90 зданий, часть из которых требует капитального ремонта. Также ряд зданий находится в аварийном состоянии, в том числе музыкальная школа в Туже. На строительство, реконструкцию и капремонт детских школ искусств в 2021-2022 годах региону требуется около 235 млн рублей.

Детские школы искусств - достояние России

Сегодня в России около 5 тыс. детских школ искусств, где обучаются более 1,5 млн человек. Российская трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств - училище - творческий вуз) не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве, однако многие учебные заведения испытывают проблемы с материальной базой: не хватает инструментов, в некоторых зданиях ремонт не проводился с 1970-х годов.

В послании Федеральному собранию 15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин заявил, что правительство и региональные власти должны способствовать приведению в порядок помещений, где располагаются детские школы искусств. Он напомнил, что в рамках национального проекта «Культура» выделяется более 8 млрд рублей на оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств, подчеркнув, что при этом «проблема гораздо шире»: свыше 1 тыс. помещений, где размещены такие заведения, обветшали или просто непригодны для занятий.

«Сегодня благодаря решению президента мы имеем 3,4 млрд рублей ежегодно на капитальный ремонт и реконструкцию детских школ искусств. Деньги на сегодня уже распределены и внесены в систему "Электронный бюджет"», - сообщала замминистра культуры РФ Ольга Ярилова, выступая на VI Пленуме Центрального комитета Российского профсоюза работников культуры. Уже в 2020 году средства получат более 60 регионов страны.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 19.07.2019 Дата последнего изменения страницы: 24.04.2020
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации