Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 - 2011 гг.
Тема НИР |
«Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 - 2011 гг.» |
Контракт |
№ 926-01-41/06-12 от 24.05.2012 |
Исполнитель |
Государственный институт искусствознания |
Бюджет, тыс.руб. |
1 980,0 |
Завершение проекта |
01.08.2012 |
Подразделение заказчика |
Департамент науки и образования |
Цели работы |
Определить динамику социального портрета целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры в 2000-2011 гг. в Москве и в регионах РФ |
Ключевые слова |
целевая аудитория, потенциальная аудитория, реальная аудитория, объективные характеристики аудитории, субъективные характеристики аудитории, социальный портрет, динамика социального портрета, федеральное государственное учреждение культуры, вид учреждения культуры, тип учреждения культуры, эксперт |
Краткое описание, картинка, отчет |
Предмет исследования – динамика социального портрета целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что социальный портрет целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры в период 2000 – 2011 гг. значительно изменился, а сама целевая аудитория увеличилась в своем объеме за счет расширения таких параметров, как возраст, профессиональный статус, место проживания. Обнаружен крайне интересный и возможно претендующий на телеологичность и институализацию фактор: существенное снижение возраста целевой аудитории федеральных учреждений культуры при резком росте их уровня образованности и мобильности. Выявленная динамика изменения социального портрета целевой аудитории неминуемо должна привести к изменению целевых установок руководителей и ведущих научных сотрудников учреждений культуры. Но вместе с тем проведенное исследование показывает со всей очевидностью, что на практике этого не происходит. Причин несколько, среди которых превалирующую роль играют традиционалистские культурные и деятельностные установки руководителей. Они не владеют (или владеют в слабой, недостаточной степени) методологией развивающей деятельности в условиях кардинальных социальных, политических и экономических изменений, и потому учреждения культуры становятся все больше островками застылости, неподвижности, все больше теряют области культурного, символьного и деятельностного совпадения с реальностью. Эти области редуцируют до редкого числа «точек входа» с крайне усложненной системой культурно-символьных кодов, понятных лишь небольшому числу «посвященных», совершенно не стремящихся открыть эти коды массовой аудитории (для которой, по большому счету, должны работать федеральные учреждения культуры). Скорее, наоборот, в ходе исследования научная группа столкнулась с явно наблюдаемой тенденцией все большего усложнения культурных символов и кодов, необходимых для проникновения в мир накопленных в исследуемых учреждениях культуры духовных и материальных ценностей. Для теоретического анализа выявленного парадокса в исследовании была использована концепция двух культур: традиционного функционирования и развития. Она исходит из того, что все определения культуры можно разделить на две названные большие группы: функционирующая – культура традиционалистского низкоквалифицированного управления высокоорганизованными системами; развивающая – культура высококвалифицированного управления низкоорганизованными системами. Полученные результаты могут быть использованы в ходе разработки и реализации программ развития федеральных государственных учреждений культуры в части, касающейся работы с аудиториями, перечнем и содержанием оказываемых услуг. |