instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

О значении традиционной народной культуры и ее современном состоянии в РФ в целом и на Кубани в частности

5 августа 2015
Подписан: В.Г. Захарченко
Текст документа

О значении традиционной народной культуры и ее современном состоянии в РФ в целом и на Кубани в частности.

1. О значении традиционной народной культуры и ее современном угрожающем состоянии в РФ в целом и на Кубани в частности. Наиболее тревожное состояние,
системный обвал и стагнация наблюдаются в среде казачьего населения края. От 70 до 80 % культурного фонда казачества (праздники и обряды, фольклор, материальная и соционормативная культура) или полностью утрачено или, в лучшем случае, перешли в состояние пассивного бытования
(хранятся в памяти).

2. Причины обвала в сфере ТНК и, как следствие, духовной деградации общества, производные факторы сводятся к следующему:

2.1. Социально-экономические реформы конца ХХ – начала XXI века. Точнее реформ, как системы продуманных мер, преследующих четкие благородные цели, не было и нет. Общество столкнули в «дикий капитализм», давно ушедший в прошлое. «Дикое» всегда противопоставлено «культуре», в первую очередь народной. У «дикости» свои идеалы и ценности: индивидуализм, прагматизм, потребительство, культ силы и денег, отрицание морали как устаревшей ценности. По сути все базовые ценности подлинной культуры, ТНК, а следовательно и вся ТНК, были отнесены к архаизмам и пережиткам. ТНК и ее носители фактически и юридически
(отсутствие работающих законов, поддерживающих и защищающих ТНК) оказались ненужными государству. Более того, через все свои институты и инструменты (образование, наука, учреждения коммуникации, в первую очередь СМИ) агрессивно и постоянно вдалбливает в сознание людей свои, аморальные ценности, совершенно чуждые системе ценностей народной культуры.

2.2. Объективные (естественное старение) и субъективные факторы (социально-экономические преобразования) привели к серьёзным нарушениям, если не разрушению, социальной структуры территорий, как среды функционирования культуры. Последствия для коренного населения, казачества и их традиционной культуры катастрофические. Старшие поколения, носители культуры, уходят, вымирают. Разрушение сельского производства. Обезземеливание, различного рода «оптимизации расходов и оптимизации труда» в виде разного рода антисоциальных «дорожных карт» - прямая дорога к явной или скрытой безработице. Сегодня в станицах и хуторах практически нет местной молодежи. Они уезжают в поисках работы, лучшей жизни из родных мест. Уезжают, так и не усвоив культурные
традиции своих предков, и попадают в другую социокультурную среду. Процесс естественной культурной преемственности оказывается прерванным.

Негативное влияние демографического фактора усиливается обвальной неконтролируемой миграцией (спекулятивная свобода передвижения как ценность и
показатель демократического общества). К настоящему времени по сути дела произошло замещение местного населения Кубани пришлым. Коренное население края в различных населенных пунктах составляет от 10 до 20 %. Есть поселения, где произошла стопроцентная замена православного казачьего населения пришлым, иной этноконфессиональной принадлежности.

2.3. Один из серьезнейших факторов, пагубно отражающемся на состоянии ТНК, является отсутствие внятной государственной политики по отношению к ТНК. В
РФ нет ни специального Закона о ТНК, ни даже общего Закона о культуре, в котором бы ТНК была равноценно представлена и защищена (как и профессиональная культура). Отсутствуют полноценные целевые федеральные программы, направленные на изучение, сохранение и развитие ТНК.

2.4. Такое формальное (формально-безразличное) отношение государства к этому феномену имеет зеркальное отражение на краевом и областном уровнях.
Например, в Краснодарском крае в 2007 г. принят Закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае». Однако и в настоящее время в крае отсутствует специальная краевая целевая программа по реализации этого Закона.

По идее эта Программа и должна была бы обеспечить гарантированную финансовую поддержку сохранения и развития ТНК. Сохранение – через изучение (полевые, архивные исследования, конференции, круглые столы), архивирование (создание фольклорно-этнографических центров и фондов), издание фольклорно-этнографических материалов. Развитие с помощью различных уровней и форм обучения (семинары, лаборатории, школы, вузы).

На практике же деятельность в этой сфере постоянно наталкивается как на организационные, так и финансовые трудности (различные виды работ, связанные с изучением, сохранением и развитием ТНК под разными предлогами исключаются из пресловутых гос.заданий, сокращаются исследовательские программы, сокращается или вообще прекращается их финансирование, как профильных видов работы, и т.п.

Показателем формального отношения к ТНК является и то, что в структуре министерства культуры Краснодарского края отсутствует отдел образования и науки (хотя в крае имеется сеть образовательных учреждений и исследовательские центры, в частности Научно-исследовательский центр традиционной культуры ГБНТУК
КК «Кубанский казачий хор», отсутствует отдел ТНК.

В связи с вышесказанным можно сделать следующие выводы-предложения:

1. Необходим ФЗ о ТНК или ФЗ о культуре, в котором бы ТНК была представлена полноценно и равноценно профессиональной культуре.

2. Необходима срочная разработка и принятие краевой, а в ближайшее время и федеральной целевой Программы «Изучение, сохранение и развитие ТНК».

3. Необходимы структурные изменения министерства культуры Краснодарского края: образование отделов науки и образования и отдела ТНК. Причем работу в этих отделах должны осуществлять квалифицированные специалисты.

4. Необходимо изменение статуса учреждений, подобных ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», которые, безусловно, представляют собой особый тип учреждений –
полифункциональных. Ввести для них особый, гибкий режим планирования и отчетности.

5. Крайне полезной была бы, с учетом состояния ТНК и быстрого замещения населения, организация 4-5 зональных центров традиционной культуры как полифункциональных учреждений и возможных филиалов ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».


вернуться к списку документов