instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

О перспективах развития системы художественного образования в Российской Федерации

16 Мая 2005
№ 7
Текст документа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ 16 мая 2005 г. № 7 О перспективах развития системы художественного образования в Российской Федерации Заслушав и обсудив вопрос «О перспективах развития системы художественного образования в Российской Федерации», коллегия отмечает его особую значимость в решении проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования целостной, всесторонне развитой творческой личности. В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года было подчеркнуто значение общественной нравственности и культуры как основы развития цивилизованных рыночных отношений, становления в стране институтов гражданского общества. Художественное образование, как и образование в целом, является одним из важнейших факторов, способствующих достижению этой цели. В числе актуальных задач, стоящих перед системой художественного образования, является воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественных вкусов как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Коллегия отмечает, что для решения этой задачи необходимо понимание на государственном уровне роли и значения художественного воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, культурно-образовательной среды, средств массовой информации. Важную роль в отечественном художественном образовании играют образовательные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии, Российской академии художеств, органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации. Эта сеть учебных заведений представляет собой стройную, сложившуюся десятилетиями систему профессионального художественного образования (школа-училище-вуз), которая по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире. Анализ деятельности образовательных учреждений культуры и искусства за последние годы свидетельствует о ряде положительных тенденций в сфере художественного образования, связанных с обновлением содержания образовательных программ, сохранением и развитием учебных творческих коллективов, формированием механизма федеральной и региональной поддержки молодых одаренных исполнителей и коллективов. Наряду с положительными тенденциями в развитии системы художественного образования существует ряд сложных проблем, связанных, в частности, с материально-техническим обеспечением отраслевых учебных заведений. Серьезную озабоченность вызывают отсутствие в значительном числе случаев необходимого современного оборудования (систем обеспечения охраны и пожарной безопасности), низкий уровень технической оснащенности учебного процесса, изношенность парка музыкальных инструментов. Крайне недостаточным является комплектование фондов учебных библиотек специальной научно-методической и нотной литературой последних лет издания. Проблемы нормативного правового обеспечения системы художественного образования отражают наиболее сложный комплекс вопросов, от решения которых принципиальным образом зависит будущее развитие всей сети образовательных учреждений культуры и искусства. В числе актуальных проблем: уточнение статуса детских школ искусств в общей системе дополнительного образования детей, совершенствование организационной структуры образовательного процесса в сфере подготовки артистов балета, определение правового статуса формы послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям в области искусства. До настоящего времени остаются нерешенными социальные вопросы, связанные с повышением уровня заработной платы и пенсионным обеспечением преподавательского состава. Для определения перспектив развития художественного образования важное значение имеет вопрос о структурных преобразованиях в системе высшего профессионального образования в рамках заявленного участия России в Болонском процессе. Признавая в целом важность интеграции в европейское образовательное пространство, коллегия отмечает, что необходимым условием реализации данного решения должно стать сохранение системы и уникальных отечественных традиций подготовки кадров в области искусства, присущих российскому художественному образованию фундаментальности и практической направленности получаемых студентами знаний и навыков. К числу первоочередных задач государственной политики в сфере художественного образования следует отнести: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дополнительного и профессионального художественного образования; разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда работников системы художественного образования; определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования; разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования; повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства; разработка и внедрение системы мониторинга потребности специалистов и создание на ее основе концепции действий на рынке труда в сфере культуры; совершенствование системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры; сохранение и развитие системы научно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений культуры и искусства; существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, формирование в системе художественного образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов многоканального финансирования. Коллегия решила: 1. Принять к сведению доклад руководителя Роскультуры М.Е.Швыдкого по данному вопросу. 2. Одобрить основные приоритеты государственной политики по развитию системы художественного образования в Российской Федерации. 3. В целях совершенствования нормативного правового обеспечения системы художественного образования: 3.1. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) в срок до 1 сентября 2005 г. подготовить предложения по внесению в установленном порядке изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации «Об образовании» в части правового уточнения статуса детских школ искусств; Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских школ искусств, не имеющим на 01.01.2001 г. стажа работы в должности продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической работы за ставку заработной платы преподавателей детских школ искусств; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части правового определения статуса формы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительским специальностям в области искусства. 3.2. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) совместно с Роскультурой (М.Е.Швыдкой) в срок до 1 августа 2005 г. подготовить и внести на рассмотрение в Минобрнауки России предложения по вопросам: о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части установления в системе высшего профессионального образования возможности реализации интегрированной программы подготовки магистра; о разработке Типового положения о. муниципальной детской школе искусств; об организационной структуре образовательного процесса в сфере подготовки артистов балета; о формировании нового перечня специальностей высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. 4. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) в срок до 1 февраля 2006 г. обеспечить разработку и внедрение системы мониторинга ситуации на рынке труда в сфере культуры. 5. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину), Роскультуре (М.Е. Швыдкому) в срок до 1 декабря 2005 г. разработать концепцию и программу развития системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры. 6. Признать целесообразным создание при Минкультуры России Координационного научно-методического совета по художественному образованию. Департаменту культуры (Ю.А. Шубину) в срок до 1 сентября 2005 г. разработать положение об указанном совете и внести предложения по его персональному составу. 7. Департаменту экономики и финансов (К.В. Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) при формировании соответствующих бюджетов и планов мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)» учитывать необходимость существенного укрепления и модернизации материально-технической базы образовательных учреждений культуры и искусства. 8. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой. Председатель коллегии, Министр А.С. Соколов
вернуться к списку документов
Яндекс.Метрика