Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурн
Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурн
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
02 апреля 2014г.
№ 578
Москва
Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктами 5.3.6 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590, и пунктом 7 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 г. № 954, приказываю:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)» (далее - памятник), расположенного по адресу: Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, 46 (адрес на момент принятия на государственную охрану: Пензенская область, Белинский район, село Лермонтово), принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», согласно приложению.
2. Зарегистрировать памятник, границы территории и правовой режим использования земельных участков в границах территории которого утверждены приказом Управления культуры и архива Пензенской области от 25 марта 2013 г. № 31, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный номер 601410016770006.
3. Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики (Б.Д.Мазо) обеспечить внесение сведений о памятнике в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа/оставляю за собой.
Заместитель Министра Г.У.Пирумов
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 02 апреля 2014г. № 578
Предмет охраны
объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район)
К особенностям, составляющим предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и подлежащим обязательному сохранению относятся:
Часовня:
- местоположение здания;
- исторические габариты здания по существующему плану и высоте;
- объёмно-планировочное решение: здание в форме кубического храма, в плане близкое к квадрату;
- силуэт здания, архитектурное решение и композиция фасадов часовни;
- решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик здания;
- сохранившаяся первоначальная историческая планировка здания;
- конструкции несущих наружных стен: кладка из красного болынемерного кирпича на известковом растворе, окрашенная снаружи и оштукатуренная изнутри;
- перекрытие надземной части - кирпичный свод, сомкнутый без распалубок;
- медная шатровая кровля на четыре ската с тройным кровельным свесом в форме пагоды;
- кирпичная главка цилиндрической формы, возвышающаяся над кровлей;
- позолоченный крест на подкрестном яблоке над главкой;
- кирпичный карниз с сухариками;
- габариты оконных проёмов прямоугольной формы на южном и северном фасадах;
- клинчатые кирпичные перемычки оконных и дверного проёмов;
- окрашенные деревянные заполнения оконных проемов с расстекловкой, на северном и южном фасадах;
- габариты дверного проёма прямоугольной формы на западном фасаде;
- окрашенные деревянные конструкции двери на западном фасаде, соответствующие стилевому характеру объекта;
- плоские портики, организованные кирпичной кладкой, отступающей от плоскости стен, на всех четырёх фасадах здания;
- горизонтальный кирпичный пояс по периметру здания;
- кирпичные вертикальные пилястры;
- кирпичные фронтоны, треугольной формы;
- широкая ниша на восточном фасаде здания;
- две полуколонны в нише на восточном фасаде здания;
- дверная и оконная фурнитура: латунные петли, ручки, запорная арматура;
- декоративные металлические решётки в оконных проемах с северной и южной стороны;
- отделка стен в экстерьере - известковая окраска;
- отделка стен в интерьере - штукатурка и известковая окраска;
- росписи на своде, изображающие Бога Саваофа, окружённого ангелами и воинством с Архистратигом Михаилом во главе;
- надпись на пяте свода, на всех четырёх стенах, расположенная ниже росписей: «Христосъ воскресе из мёртвыхъ, смертью смерть поправь, и сущимъ во гробехъ животъ даровавъ»;
- окрашенная двустворная деревянная дверь, соответствующая стилевому характеру объекта;
- окрашенные деревянные заполнения оконных проёмов на южном и северном фасадах;
- три памятных надгробия в центре часовни, образующие в плане символический треугольник:
- надгробный памятник М.Ю. Лермонтову на первом плане, выполненный из черного мрамора:
- урна из белого мрамора, увенчанная крестом в завершении памятника;
- позолоченный венок из бронзы на западной стороне памятника;
- гравированная надпись золотом под венком на западной стороне памятника: «Михайло Юрьевич Лермонтов»;
- гравированная надпись золотом на северной стороне памятника: «Родился 1814 года, 3 октября»;
- гравированная надпись золотом на южной стороне памятника: «Скончался 1841 года, 15 июля»;
- окрашенное декоративное металлическое, кованое ограждение памятника М.Ю. Лермонтову;
- надгробный памятник матери поэта М.М. Лермонтовой из коричневого мрамора с темными вкраплениями, расположенный слева за памятником М.Ю. Лермонтову:
-мраморная урна в завершении памятника, увенчанная крестом с надломленным якорем на нём;
- гравированная надпись золотом на западной стороне памятника: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24-го в субботу. Житие ее было 21 год, 11 месяцев и 7 дней»;
- окрашенное декоративное металлическое, кованое ограждение памятника М.М. Лермонтовой;
- надгробный памятник М.В. Арсеньеву из коричневого мрамора с темными
вкраплениями, расположенный справа за памятником М.Ю. Лермонтову:
- мраморная урна в завершении памятника, увенчанная позолоченным крестом с фигурой распятого Христа на нём;
- гравированная надпись золотом на мраморной плите белого цвета на южной стороне памятника: «Михайло Васильевич Арсеньев»;
- гравированная надпись золотом на мраморной плите белого цвета на северной стороне памятника: «Родился 1768 года, 8 ноября»;
- гравированная надпись золотом на мраморной плите белого цвета на западной стороне памятника: «Умер 1810 года 2 января»;
- окрашенное декоративное металлическое, кованое ограждение памятника;
- памятная мраморная плита белого цвета прямоугольной формы, под оконным проемом на северной стене часовни:
- барельефная надпись на мраморной плите: «Елизавета Алексеевна Арсенъева, рожденная Столыпина, скончалась 16 ноября 1845 года. 85 лет»;
- свинцовый гроб с прахом М.Ю. Лермонтова в поземной части часовни.
Церковь Михаила Архангела (Архистратига):
- местоположение здания;
- исторические габариты здания по существующему плану и высоте;
- объёмно-планировочное решение: здание представляет собой трёхчастный бесстолпный крестово - купольный храм, построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане с прямоугольной апсидой на востоке и пристроенной колокольней на западе;
- силуэт здания, архитектурное решение и композиция фасадов здания церкви;
- декоративное решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик здания;
- конструкции, несущих внутренних и наружных стен: кладка из большемерного красного кирпича на известковом растворе, окрашенная снаружи и оштукатуренная изнутри;
- кирпичная кладка светового барабана;
- кирпичные карнизы;
- портики на северном и южном фасадах;
- кирпичные колонны круглого сечения с капителями и базами;
- щипцовые фронтоны портиков;
- антаблементы портиков и здания;
- кирпичные пилястры;
- русты на фасадах;
- кирпичные сандрики на оконными и дверными проёмами;
- роспись над входной дверью с западной стороны;
- оконные проемы полукруглого очертания между колоннами портиков, в стенах над дверными проемами и на восточной стене апсиды;
- габариты оконных и дверных проемов прямоугольной формы нижнего уровня
северного, южного и западного фасадов и светового барабана;
- двухскатная медная кровля трапезной, апсиды и портиков;
- четырехскатная медная кровля четверика основного объема здания;
- медная кровля светового барабана в форме купола, венчающаяся главкой;
- позолоченный крест на подкрестном яблоке над кровлей светового барабана;
- трехъярусная колокольня на западном фасаде здания;
- арочные проемы в нижнем ярусе и ярусе звона колокольни;
- медная кровля колокольни со шпилем;
- позолоченный крест на подкрестном яблоке на шпиле колокольни;
- цоколь, наружные ступени и входные площадки из натурального камня -песчаника;
- декоративные металлические детали: кованые решетки ограждения площадки западного входа и яруса звона колокольни;
- бетонная отмостка вокруг всего здания;
- кирпичные сводчатые перекрытия, опирающиеся на несущие кирпичные стены;
- сохранившаяся первоначальная историческая планировка помещений здания;
- декоративные элементы интерьеров: лепные тяги по периметру стен храма и колец светового барабана;
- художественная монументальная живопись на стенах, в люнетах на сводах и куполе (росписи).
- окрашенные деревянные конструкциями дверей, соответствующие стилевому характеру объекта;
- дверная фурнитура: латунные ручки, петли;
- окрашенные деревянные заполнения оконных проёмов с растекловкой, соответствующие стилевому характеру объекта, на северном, южном фасадах и световом барабане;
- кованые металлические решетки в окнах по нижнему уровню здания;
- первоначальная окраска всех помещений здания (сохранившаяся под поздними покрасками стен и потолков);
- первоначальные конструкции кронштейнов осветительной арматуры;
- окрашенные конструкции дощатых полов;
- первоначальные конструкции вентиляционной системы здания: каналы в стенах.
Трапезная и центральная часть храма:
- полуцилиндрические кирпичные своды трапезной и трансепт с севера и юга помещения;
- цилиндрический световой барабан;
- кирпичное перекрытие четверика храма на световом барабане в форме купола;
- подпружные кирпичные арки светового барабана; Интерьер:
- шесть окрашенных, двустворных, филенчатых, деревянных входных дверей на трех входах: с северной, южной и западной сторон;
- два окрашенных деревянных заполнения оконных проемов полукруглой формы в люнетах над входами с северной и южной стороны;
- две окрашенные декоративные металлические кованые решетки в оконных проемах нижнего уровня здания с северной и южной стороны;
- четыре отверстия вентиляционной системы;
- восемь кирпичных пилонов в центральной части храма в сечении прямоугольной формы, вытянутые параллельно главным осям здания;
- окрашенные дощатые полы трапезной и центральной части храма;
- окрашенные дощатые полы амвона и солеи с клиросами;
- многопрофильная лепная карнизная тяга на пилонах и стенах под пятой сводов и опорном кольце светового барабана;
- три кирпичных арочных свода: над трапезной и трансептами с северной и южной стороны;
- световой барабан над четвериком основного объема храма;
- перекрытие светового барабана в форме купола;
- два окрашенных деревянных заполнения оконных проемов прямоугольной формы в трапезной с северной, и южной стороны и десять с арочным завершением в барабане.
- четыре стальных кронштейна осветительной арматуры;
- первоначальные конструкции металлических кронштейнов над входами с северной и южной стороны;
- штукатурный слой внутренних стен;
- художественная монументальная живопись на стенах, люнетах сводах, и куполе;
- однорядный деревянный иконостас:
- три деревянных двери иконостаса: одностворчатые с северной стороны -«Северные врата», с южной стороны - «Дьяконовские врата», в центре иконостаса - «Царские врата», покрытые сусальным золотом;
- иконы на иконостасе: архиепископ Стефан (северные дьяконские врата), Богоматерь с Младенцем, Иисус Христос, Архистратиг Михаил (южные дьяконские врата). На Царских вратах в двух овальных розетках — Архангел Гавриил и Дева Мария; в четырех круглых розетках изображения евангелистов. Над Царскими вратами в розетке с исходящими от нее золотыми лучами — Бог Дух Святой (изображение в виде голубя). Над Царскими вратами в полуциркульном карнизе — «Тайная вечеря». Справа и слева от нее в овальных розетках иконы «Рождество Иисуса Христа» и «Рождество Богородицы». Венчает иконостас позолоченное распятие с двумя стоящими возле него пророками.
Апсида: алтарное помещение:
- полуцилиндрический кирпичный свод над апсидой;
- окрашенные дощатые полы;
- два окрашенных деревянных заполнения оконных проемов прямоугольной формы с северной, и южной стороны помещения;
- две окрашенные декоративные кованые металлические решетки в оконных проемах с северной и южной стороны помещения;
- кованый металлический тяж квадратного сечения;
- карнизная тяга с профилем на пилонах и стенах под пятой сводов;
- штукатурный слой с художественной монументальной живописью на стенах, в люнете и своде;
- окрашенное деревянное заполнение оконного проема полукруглой формы с восточной стороны помещения.
Колокольня:
объёмно-планировочное решение: четверик в плане квадратный, трехуровневый;
- цилиндрический свод нижнего уровня;
- сквозные арочные проемы нижнего уровня на осях: север-юг, запад-восток;
- кованые металлические тяжи в арочных проемах с северной, западной и южной сторон;
- дверной проем с окрашенной деревянной, филенчатой входной дверью, ведущей на колокольню;
- дверной проем с окрашенной деревянной, филенчатой входной дверью, ведущей в подсобное помещение;
- средний уровень колокольни - деревянная лестничная площадка;
- верхний уровень - ярус звона;
- четыре сквозных проема прямоугольной формы в ярусе звона на осях: север-юг, запад-восток;
- четыре проема арочной формы над прямоугольными проемами в ярусе звона на осях: север-юг, запад-восток;
- одна внутристенная кирпичная винтовая лестница, ведущая с первого на второй уровень колокольни;
- деревянное перекрытие второго уровня;
- деревянная лестница, ведущая на ярус звона;
- деревянное перекрытие яруса звона;
- окрашенные декоративные металлические кованые решётки ограждения яруса звона;
- интерьер:
- отделка стен - штукатурка и известковая покраска;
- экстерьер:
- кирпичная кладка фасадов с покраской;
- декоративные кирпичные пояса, расчленяющие уровни колокольни;
- выделенная кирпичная кладка архивольта на арочных проемах нижнего яруса колокольни;
- тяга от пяты архивольта от западной арки к северной и южной;
- деревянная стропильная система кровли;
- деревянные несущие балки колоколов в ярусе звона;
- медная кровля яруса звона со шпилем и позолоченным крестом на подкрестном яблоке.
Сторожка:
- местоположение здания;
- исторические габариты здания по существующему плану и высоте;
- объёмно-планировочное решение: в плане здание прямоугольной формы с дощатым перекрытием по деревянным балкам покрытое четырёхскатной вальмовой кровлей;
- силуэт здания, архитектурное решение и композиция фасадов здания Сторожки;
- решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик здания;
- конструкции несущих наружных стен: кладка из болыпемерного красного кирпича на известковом растворе, окрашенная снаружи и оштукатуренная изнутри;
- деревянное чердачное перекрытие, опирающиеся на несущие кирпичные стены;
- кирпичный карниз;
- четырёхскатная вальмовая крыша, покрытая металлической кровлей;
- кирпичная печная труба над кровлей на западном фасаде;
- деревянное слуховое окно на восточном фасаде;
- габариты оконных проемов прямоугольной формы на западном, северном и восточном фасадах;
- габариты дверных проёмов прямоугольной формы на западном и восточном фасадах;
- окрашенные деревянные двери;
- окрашенные деревянные заполнения оконных проёмов;
- дощатые полы и потолочное перекрытие;
- бетонная отмостка по периметру здания;
- сохранившаяся первоначальная историческая планировка помещений здания.
Кирпичная ограда церкви Михаила Архистратига (Архангела):
- местоположение сооружения;
- силуэт сооружения, архитектурное решение и композиция;
- декоративное решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик сооружения;
- сохранившиеся первоначальные исторические габариты и конфигурация ограды по существующему плану и высоте;
- конструкции ограды: окрашенная кирпичная кладка цоколя, пролётов и столбов ограды, из болыпемерного красного кирпича на известковом растворе;
- кирпичный карниз;
- кирпичный пояс цокольной части;
- конструкции кирпичных столбов квадратного сечения;
- кирпичные базы столбов;
- конструкции четырёх кирпичных пилонов входных ворот и калиток;
- габариты арочных проёмов входных ворот и калиток на западном фасаде ограды;
- конструкции кирпичных арок входных ворот и калиток на западном фасаде ограды;
- двустворные декоративные кованые металлические ворота на западном фасаде ограды;
- две одностворные декоративные кованые металлические калитки на западном фасаде ограды;
- металлическое покрытие стен ограды;
- металлические колпаки кирпичных столбов ограды;
- декоративная отделка цоколя из натурального камня (песчаник).
Используемая литература:
1. Безсонов С.В., Архангельское. Подмосковная усадьба. М., 2004 г.;
2. Вырыпаев П.А., Тарханы. Очерк-путеводитель. Саратов-Пенза, 1976 г.;
3. Мельникова Т.М., Историческая справка по «Могиле Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)» (второй комплекс) музея-заповедника «Тарханы». Пенза, 1986 г.;
4. Низовский A.M., Усадьбы России. М., 2007 г.;
5. Паспорт памятника истории и культуры - «Церковь Михаила Архангела»;
6. Паспорт памятника истории и культуры - «Часовня-усыпальница»;
7. Попов А., «Церкви, притчи и приходы Пензенской Епархии», Пенза, 1896 г.;
8. Рассказова Л. В., Пензенские дворянские усадьбы в XXI веке. Русская усадьба: сб. Общества изучения русской усадьбы. М., 2009 г. Вып. 15;
9. Семченко А.Д., Тарханы. Лермонтовский музей-заповедник. Л., 1971 г.;
10. Столяров Б.А.., Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. М., 2008 г.;
Используемая литература:
1. Историческая справка по «Могиле Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)» (второй комплекс) музея-заповедника «Тарханы». Мельникова Т.М., 1986 г.;
2. Паспорт памятника истории и культуры - «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)»;
3. Паспорт памятника истории и культуры - «Часовня-усыпальница»;
4. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Б.А. Столяров., 2008 г.;
4. Архангельское. Подмосковная усадьба. Безсонов СВ., 2004 г.;
5. Усадьбы России. Низовский А., М., 2007;
6. Пензенские дворянские усадьбы в XXI веке. Рассказова Л. В., Русская усадьба: сб. Общества изучения русской усадьбы. М., 2009. Вып. 15.