instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурн

Приказ
2 Апреля 2014
№ 578
Подписан: Заместитель Министра Г.У.Пирумов
Текст документа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

02 апреля 2014г.
№ 578

Москва

Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктами 5.3.6 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590, и пунктом 7 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 г. № 954, приказываю:

1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)» (далее - памятник), расположенного по адресу: Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, 46 (адрес на момент принятия на государственную охрану: Пензенская область, Белинский район, село Лермонтово), принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», согласно приложению.

2. Зарегистрировать памятник, границы территории и правовой режим использования земельных участков в границах территории которого утверждены приказом Управления культуры и архива Пензенской области от 25 марта 2013 г. № 31, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный номер 601410016770006.

3. Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики (Б.Д.Мазо) обеспечить внесение сведений о памятнике в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа/оставляю за собой.

Заместитель Министра Г.У.Пирумов

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 02 апреля 2014г. № 578

Предмет охраны
объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район)

К особенностям, составляющим предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)», расположенного в Пензенской области (Белинский район), и подлежащим обязательному сохранению относятся:

Часовня:

- местоположение здания;

- исторические габариты здания по существующему плану и высоте;

- объёмно-планировочное решение: здание в форме кубического храма, в плане близкое к квадрату;

- силуэт здания, архитектурное решение и композиция фасадов часовни;

- решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик здания;

- сохранившаяся первоначальная историческая планировка здания;

- конструкции несущих наружных стен: кладка из красного болынемерного кирпича на известковом растворе, окрашенная снаружи и оштукатуренная изнутри;

- перекрытие надземной части - кирпичный свод, сомкнутый без распалубок;

- медная шатровая кровля на четыре ската с тройным кровельным свесом в форме пагоды;

- кирпичная главка цилиндрической формы, возвышающаяся над кровлей;

- позолоченный крест на подкрестном яблоке над главкой;

- кирпичный карниз с сухариками;

- габариты оконных проёмов прямоугольной формы на южном и северном фасадах;

- клинчатые кирпичные перемычки оконных и дверного проёмов;

- окрашенные деревянные заполнения оконных проемов с расстекловкой, на северном и южном фасадах;

- габариты дверного проёма прямоугольной формы на западном фасаде;

- окрашенные деревянные конструкции двери на западном фасаде, соответствующие стилевому характеру объекта;

- плоские портики, организованные кирпичной кладкой, отступающей от плоскости стен, на всех четырёх фасадах здания;

- горизонтальный кирпичный пояс по периметру здания;

- кирпичные вертикальные пилястры;

- кирпичные фронтоны, треугольной формы;

- широкая ниша на восточном фасаде здания;

- две полуколонны в нише на восточном фасаде здания;

- дверная и оконная фурнитура: латунные петли, ручки, запорная арматура;

- декоративные металлические решётки в оконных проемах с северной и южной стороны;

- отделка стен в экстерьере - известковая окраска;

- отделка стен в интерьере - штукатурка и известковая окраска;

- росписи на своде, изображающие Бога Саваофа, окружённого ангелами и воинством с Архистратигом Михаилом во главе;

- надпись на пяте свода, на всех четырёх стенах, расположенная ниже росписей: «Христосъ воскресе из мёртвыхъ, смертью смерть поправь, и сущимъ во гробехъ животъ даровавъ»;

- окрашенная двустворная деревянная дверь, соответствующая стилевому характеру объекта;

- окрашенные деревянные заполнения оконных проёмов на южном и северном фасадах;

- три памятных надгробия в центре часовни, образующие в плане символический треугольник:

- надгробный памятник М.Ю. Лермонтову на первом плане, выполненный из черного мрамора:

- урна из белого мрамора, увенчанная крестом в завершении памятника;

- позолоченный венок из бронзы на западной стороне памятника;

- гравированная надпись золотом под венком на западной стороне памятника: «Михайло Юрьевич Лермонтов»;

- гравированная надпись золотом на северной стороне памятника: «Родился 1814 года, 3 октября»;

- гравированная надпись золотом на южной стороне памятника: «Скончался 1841 года, 15 июля»;

- окрашенное декоративное металлическое, кованое ограждение памятника М.Ю. Лермонтову;

- надгробный памятник матери поэта М.М. Лермонтовой из коричневого мрамора с темными вкраплениями, расположенный слева за памятником М.Ю. Лермонтову:

-мраморная урна в завершении памятника, увенчанная крестом с надломленным якорем на нём;

- гравированная надпись золотом на западной стороне памятника: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24-го в субботу. Житие ее было 21 год, 11 месяцев и 7 дней»;

- окрашенное декоративное металлическое, кованое ограждение памятника М.М. Лермонтовой;

- надгробный памятник М.В. Арсеньеву из коричневого мрамора с темными

вкраплениями, расположенный справа за памятником М.Ю. Лермонтову:

- мраморная урна в завершении памятника, увенчанная позолоченным крестом с фигурой распятого Христа на нём;

- гравированная надпись золотом на мраморной плите белого цвета на южной стороне памятника: «Михайло Васильевич Арсеньев»;

- гравированная надпись золотом на мраморной плите белого цвета на северной стороне памятника: «Родился 1768 года, 8 ноября»;

- гравированная надпись золотом на мраморной плите белого цвета на западной стороне памятника: «Умер 1810 года 2 января»;

- окрашенное декоративное металлическое, кованое ограждение памятника;

- памятная мраморная плита белого цвета прямоугольной формы, под оконным проемом на северной стене часовни:

- барельефная надпись на мраморной плите: «Елизавета Алексеевна Арсенъева, рожденная Столыпина, скончалась 16 ноября 1845 года. 85 лет»;

- свинцовый гроб с прахом М.Ю. Лермонтова в поземной части часовни.

Церковь Михаила Архангела (Архистратига):

- местоположение здания;

- исторические габариты здания по существующему плану и высоте;

- объёмно-планировочное решение: здание представляет собой трёхчастный бесстолпный крестово - купольный храм, построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане с прямоугольной апсидой на востоке и пристроенной колокольней на западе;

- силуэт здания, архитектурное решение и композиция фасадов здания церкви;

- декоративное решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик здания;

- конструкции, несущих внутренних и наружных стен: кладка из большемерного красного кирпича на известковом растворе, окрашенная снаружи и оштукатуренная изнутри;

- кирпичная кладка светового барабана;

- кирпичные карнизы;

- портики на северном и южном фасадах;

- кирпичные колонны круглого сечения с капителями и базами;

- щипцовые фронтоны портиков;

- антаблементы портиков и здания;

- кирпичные пилястры;

- русты на фасадах;

- кирпичные сандрики на оконными и дверными проёмами;

- роспись над входной дверью с западной стороны;

- оконные проемы полукруглого очертания между колоннами портиков, в стенах над дверными проемами и на восточной стене апсиды;

- габариты оконных и дверных проемов прямоугольной формы нижнего уровня

северного, южного и западного фасадов и светового барабана;

- двухскатная медная кровля трапезной, апсиды и портиков;

- четырехскатная медная кровля четверика основного объема здания;

- медная кровля светового барабана в форме купола, венчающаяся главкой;

- позолоченный крест на подкрестном яблоке над кровлей светового барабана;

- трехъярусная колокольня на западном фасаде здания;

- арочные проемы в нижнем ярусе и ярусе звона колокольни;

- медная кровля колокольни со шпилем;

- позолоченный крест на подкрестном яблоке на шпиле колокольни;

- цоколь, наружные ступени и входные площадки из натурального камня -песчаника;

- декоративные металлические детали: кованые решетки ограждения площадки западного входа и яруса звона колокольни;

- бетонная отмостка вокруг всего здания;

- кирпичные сводчатые перекрытия, опирающиеся на несущие кирпичные стены;

- сохранившаяся первоначальная историческая планировка помещений здания;

- декоративные элементы интерьеров: лепные тяги по периметру стен храма и колец светового барабана;

- художественная монументальная живопись на стенах, в люнетах на сводах и куполе (росписи).

- окрашенные деревянные конструкциями дверей, соответствующие стилевому характеру объекта;

- дверная фурнитура: латунные ручки, петли;

- окрашенные деревянные заполнения оконных проёмов с растекловкой, соответствующие стилевому характеру объекта, на северном, южном фасадах и световом барабане;

- кованые металлические решетки в окнах по нижнему уровню здания;

- первоначальная окраска всех помещений здания (сохранившаяся под поздними покрасками стен и потолков);

- первоначальные конструкции кронштейнов осветительной арматуры;

- окрашенные конструкции дощатых полов;

- первоначальные конструкции вентиляционной системы здания: каналы в стенах.

Трапезная и центральная часть храма:

- полуцилиндрические кирпичные своды трапезной и трансепт с севера и юга помещения;

- цилиндрический световой барабан;

- кирпичное перекрытие четверика храма на световом барабане в форме купола;

- подпружные кирпичные арки светового барабана; Интерьер:

- шесть окрашенных, двустворных, филенчатых, деревянных входных дверей на трех входах: с северной, южной и западной сторон;

- два окрашенных деревянных заполнения оконных проемов полукруглой формы в люнетах над входами с северной и южной стороны;

- две окрашенные декоративные металлические кованые решетки в оконных проемах нижнего уровня здания с северной и южной стороны;

- четыре отверстия вентиляционной системы;

- восемь кирпичных пилонов в центральной части храма в сечении прямоугольной формы, вытянутые параллельно главным осям здания;

- окрашенные дощатые полы трапезной и центральной части храма;

- окрашенные дощатые полы амвона и солеи с клиросами;

- многопрофильная лепная карнизная тяга на пилонах и стенах под пятой сводов и опорном кольце светового барабана;

- три кирпичных арочных свода: над трапезной и трансептами с северной и южной стороны;

- световой барабан над четвериком основного объема храма;

- перекрытие светового барабана в форме купола;

- два окрашенных деревянных заполнения оконных проемов прямоугольной формы в трапезной с северной, и южной стороны и десять с арочным завершением в барабане.

- четыре стальных кронштейна осветительной арматуры;

- первоначальные конструкции металлических кронштейнов над входами с северной и южной стороны;

- штукатурный слой внутренних стен;

- художественная монументальная живопись на стенах, люнетах сводах, и куполе;

- однорядный деревянный иконостас:

- три деревянных двери иконостаса: одностворчатые с северной стороны -«Северные врата», с южной стороны - «Дьяконовские врата», в центре иконостаса - «Царские врата», покрытые сусальным золотом;

- иконы на иконостасе: архиепископ Стефан (северные дьяконские врата), Богоматерь с Младенцем, Иисус Христос, Архистратиг Михаил (южные дьяконские врата). На Царских вратах в двух овальных розетках — Архангел Гавриил и Дева Мария; в четырех круглых розетках изображения евангелистов. Над Царскими вратами в розетке с исходящими от нее золотыми лучами — Бог Дух Святой (изображение в виде голубя). Над Царскими вратами в полуциркульном карнизе — «Тайная вечеря». Справа и слева от нее в овальных розетках иконы «Рождество Иисуса Христа» и «Рождество Богородицы». Венчает иконостас позолоченное распятие с двумя стоящими возле него пророками.

Апсида: алтарное помещение:

- полуцилиндрический кирпичный свод над апсидой;

- окрашенные дощатые полы;

- два окрашенных деревянных заполнения оконных проемов прямоугольной формы с северной, и южной стороны помещения;

- две окрашенные декоративные кованые металлические решетки в оконных проемах с северной и южной стороны помещения;

- кованый металлический тяж квадратного сечения;

- карнизная тяга с профилем на пилонах и стенах под пятой сводов;

- штукатурный слой с художественной монументальной живописью на стенах, в люнете и своде;

- окрашенное деревянное заполнение оконного проема полукруглой формы с восточной стороны помещения.

Колокольня:

объёмно-планировочное решение: четверик в плане квадратный, трехуровневый;

- цилиндрический свод нижнего уровня;

- сквозные арочные проемы нижнего уровня на осях: север-юг, запад-восток;

- кованые металлические тяжи в арочных проемах с северной, западной и южной сторон;

- дверной проем с окрашенной деревянной, филенчатой входной дверью, ведущей на колокольню;

- дверной проем с окрашенной деревянной, филенчатой входной дверью, ведущей в подсобное помещение;

- средний уровень колокольни - деревянная лестничная площадка;

- верхний уровень - ярус звона;

- четыре сквозных проема прямоугольной формы в ярусе звона на осях: север-юг, запад-восток;

- четыре проема арочной формы над прямоугольными проемами в ярусе звона на осях: север-юг, запад-восток;

- одна внутристенная кирпичная винтовая лестница, ведущая с первого на второй уровень колокольни;

- деревянное перекрытие второго уровня;

- деревянная лестница, ведущая на ярус звона;

- деревянное перекрытие яруса звона;

- окрашенные декоративные металлические кованые решётки ограждения яруса звона;

- интерьер:

- отделка стен - штукатурка и известковая покраска;

- экстерьер:

- кирпичная кладка фасадов с покраской;

- декоративные кирпичные пояса, расчленяющие уровни колокольни;

- выделенная кирпичная кладка архивольта на арочных проемах нижнего яруса колокольни;

- тяга от пяты архивольта от западной арки к северной и южной;

- деревянная стропильная система кровли;

- деревянные несущие балки колоколов в ярусе звона;

- медная кровля яруса звона со шпилем и позолоченным крестом на подкрестном яблоке.

Сторожка:

- местоположение здания;

- исторические габариты здания по существующему плану и высоте;

- объёмно-планировочное решение: в плане здание прямоугольной формы с дощатым перекрытием по деревянным балкам покрытое четырёхскатной вальмовой кровлей;

- силуэт здания, архитектурное решение и композиция фасадов здания Сторожки;

- решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик здания;

- конструкции несущих наружных стен: кладка из болыпемерного красного кирпича на известковом растворе, окрашенная снаружи и оштукатуренная изнутри;

- деревянное чердачное перекрытие, опирающиеся на несущие кирпичные стены;

- кирпичный карниз;

- четырёхскатная вальмовая крыша, покрытая металлической кровлей;

- кирпичная печная труба над кровлей на западном фасаде;

- деревянное слуховое окно на восточном фасаде;

- габариты оконных проемов прямоугольной формы на западном, северном и восточном фасадах;

- габариты дверных проёмов прямоугольной формы на западном и восточном фасадах;

- окрашенные деревянные двери;

- окрашенные деревянные заполнения оконных проёмов;

- дощатые полы и потолочное перекрытие;

- бетонная отмостка по периметру здания;

- сохранившаяся первоначальная историческая планировка помещений здания.

Кирпичная ограда церкви Михаила Архистратига (Архангела):

- местоположение сооружения;

- силуэт сооружения, архитектурное решение и композиция;

- декоративное решение фасадов, создающее архитектурный и исторический облик сооружения;

- сохранившиеся первоначальные исторические габариты и конфигурация ограды по существующему плану и высоте;

- конструкции ограды: окрашенная кирпичная кладка цоколя, пролётов и столбов ограды, из болыпемерного красного кирпича на известковом растворе;

- кирпичный карниз;

- кирпичный пояс цокольной части;

- конструкции кирпичных столбов квадратного сечения;

- кирпичные базы столбов;

- конструкции четырёх кирпичных пилонов входных ворот и калиток;

- габариты арочных проёмов входных ворот и калиток на западном фасаде ограды;

- конструкции кирпичных арок входных ворот и калиток на западном фасаде ограды;

- двустворные декоративные кованые металлические ворота на западном фасаде ограды;

- две одностворные декоративные кованые металлические калитки на западном фасаде ограды;

- металлическое покрытие стен ограды;

- металлические колпаки кирпичных столбов ограды;

- декоративная отделка цоколя из натурального камня (песчаник).

Используемая литература:

1. Безсонов С.В., Архангельское. Подмосковная усадьба. М., 2004 г.;

2. Вырыпаев П.А., Тарханы. Очерк-путеводитель. Саратов-Пенза, 1976 г.;

3. Мельникова Т.М., Историческая справка по «Могиле Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)» (второй комплекс) музея-заповедника «Тарханы». Пенза, 1986 г.;

4. Низовский A.M., Усадьбы России. М., 2007 г.;

5. Паспорт памятника истории и культуры - «Церковь Михаила Архангела»;

6. Паспорт памятника истории и культуры - «Часовня-усыпальница»;

7. Попов А., «Церкви, притчи и приходы Пензенской Епархии», Пенза, 1896 г.;

8. Рассказова Л. В., Пензенские дворянские усадьбы в XXI веке. Русская усадьба: сб. Общества изучения русской усадьбы. М., 2009 г. Вып. 15;

9. Семченко А.Д., Тарханы. Лермонтовский музей-заповедник. Л., 1971 г.;

10. Столяров Б.А.., Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. М., 2008 г.;

Используемая литература:

1. Историческая справка по «Могиле Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)» (второй комплекс) музея-заповедника «Тарханы». Мельникова Т.М., 1986 г.;

2. Паспорт памятника истории и культуры - «Могила Лермонтова Михаила Юрьевича (1814-1841)»;

3. Паспорт памятника истории и культуры - «Часовня-усыпальница»;

4. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Б.А. Столяров., 2008 г.;

4. Архангельское. Подмосковная усадьба. Безсонов СВ., 2004 г.;

5. Усадьбы России. Низовский А., М., 2007;

6. Пензенские дворянские усадьбы в XXI веке. Рассказова Л. В., Русская усадьба: сб. Общества изучения русской усадьбы. М., 2009. Вып. 15.

вернуться к списку документов
Яндекс.Метрика