Об утверждений предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Рождества Богородицы, 1117-1125 годы, XVII век, XIX век (памятник)» (Новгородская обл., г. Великий Новгород, Антоново, строение 7), входящего в состав объекта культур
Об утверждений предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Рождества Богородицы, 1117-1125 годы, XVII век, XIX век (памятник)» (Новгородская обл., г. Великий Новгород, Антоново, строение 7), входящего в состав объекта культур
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
11 ноября 2016г.
№ 2446
Москва
Об утверждений предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Рождества Богородицы, 1117-1125 годы, XVII век, XIX век (памятник)» (Новгородская обл., г. Великий Новгород, Антоново, строение 7), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Антониева монастыря и Новгородской духовной семинарии, ХН-ХХ века»
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590, приказываю:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Рождества Богородицы, 1117-1125 годы, XVII век, XIX век (памятник)» (Новгородская обл., г. Великий Новгород, Антоново, строение 7), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Антониева монастыря и Новгородской духовной семинарии, ХП-ХХ века», согласно приложению к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра Н.А.Малаков
Приложение
к приказу Министерства культуры Российской Федерации
от 11 ноября 2016г. № 2446
Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Рояедества Богородицы, 1117-1125 годы, XVII век, XIX век (памятник)» (Новгородская обл., г. Великий Новгород, Антоново, строение 7), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Антониева монастыря и Новгородской духовной семинарии, ХII-ХХ века» и его схема
Градостроительные характеристики:
- местоположение и градостроительные характеристики здания - архитектурной доминанты ансамбля Антониева монастыря, его роль в композиционно-планировочной структуре комплекса;
- видовые раскрытия здания в структуре архитектурного ансамбля Антониева монастыря, в том числе в панорамах восточного берега реки Волхов.
Архитектурные и конструктивные характеристики:
- объемно-пространственная композиция здания, включающая крестовокупольный, шестистолпный, трехапсидный храм 1117-1125 гг., с нартексом и круглой лестничной башней у северо-восточного угла, завершенные тремя главами на цилиндрических световых барабанах и окружающие его с трех сторон одноэтажные боковые северный и южный приделы и паперть с западной стороны конца XVII в., а также одноэтажные ризничную и кладовую палатки первой половины XVIII в., в том числе высотные отметки по венчающим карнизам;
- крыши и главы с крестами, их конструкция, конфигурация, характер кровельного покрытия, в том числе высотные отметки по конькам кровли;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма 1117-1125 гг., включая размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, в том числе плоские лопатки, объединенные тремя ступенчатыми арками, из которых средняя шире боковых, прямоугольные и арочные перспективные ниши оконных проемов, венчающий профилированный карниз с аркатурным поясом, а также аркатурный пояс и венчающий карниз в оформлении барабанов глав;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов одноэтажных пристроек конца XVII в., первой половины XVIII в., включая размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, перспективный портал входа с полуколонками украшенными дыньками и перехватками, в том числе лопатки, пилястры в простенках и на
углах, прямоугольные ниши оконных проемов и широкие ниши прясел со ступенчатыми полочками наверху, а также декоративные двойные нишки с щипцовым ступенчатым завершением, профилированный пояски в простенках и профилированные тяги над окнами, дополненные поясами бегунца между рядами поребрика, венчающий профилированный карниз с креповками;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей: гладкая штукатурка с побелкой, включая экспозиционные зондажи с первоначальной кладкой собора и приделов с папертью;
- колористическое решение фасадов;
- характер столярных заполнений оконных и дверных проемов, в том числе деревянные окончины, кованные решетки и створки оконных проемов и дверей, включая скобяной прибор;
- пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, столбов, в том числе двух восьмигранных, прямоугольных и арочных проемов, и перекрытий 1117-1125 гг., конца XVII в., первой половины XVIII в., в том числе хоры в нартексе;
- капитальные стены, столбы, ниши и печуры, хоры в нартексе и перекрытия 1117-1125 гг., конца XVII в., первой половины XVIII в., их конструкция и материал (волховский известняк, большемерный кирпич (плинфа), серый плитняк), включая сводчатые перекрытия храма и сводчатые перекрытия с распалубками приделов и паперти, а также металлические связи;
- каменная винтовая лестница в лестничной башне 1117-1125 гг., ее местоположение, конструкция, материал и оформление, включая граффити и роспись сферического купола;
- межуровневые лестницы и ступени конца XVII в., первой половины XVIII в., их местоположение, конструкция, материал и оформление, включая ступени солеи храма и южного придела;
- архитектурно-художественное оформление интерьеров, включая фрагменты первоначальной фресковой росписи 1125 года в храме, в лестничной башне на откосах оконных проемов, в том числе граффити; сюжетную и орнаментальную живопись XIX в.; экспозиционные зондажи с первоначальными видами кладки стен, столбов, арок и сводов; материал покрытия пола - путиловская плита, в том числе вмонтированные в пол и стены надгробные камни и плиты, а также, установленный в интерьере паперти при входе в храм камень, на котором по легенде преподобный Антоний Римлянин приплыл из Рима в Новгород.