instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Методические рекомендации по организации нестационарного (выездного) обслуживания населения услугами организаций культуры

Рекомендации
1 февраля 2016

Методические рекомендации по организации нестационарного (выездного) обслуживания населения услугами организаций культуры

Текст документа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации нестационарного (выездного) обслуживания
населения услугами организаций культуры

МОСКВА 2015


ВВЕДЕНИЕ

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.

В качестве основных направлений развития сферы культуры определены следующие мероприятия:

– обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.); развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

– создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе: модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества; содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив.

Эффект от реализации вышеназванных мероприятий выразится в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере культуры; повышении культурного уровня населения Российской Федерации; укреплении единого культурного пространства, культурных связей между районами, регионами, обеспечении доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, в результате чего уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры предполагается довести до 100 % к 2030 году.

Достижение поставленной задачи возможно при решении проблемы доступности услуг культуры. Наиболее остро она стоит у жителей сельской местности. Сеть учреждений культуры в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 %.

Уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры по отношению к утвержденным социальным нормативам составляет по культурно-досуговым учреждениям 55 %, по библиотекам – 63 %. Сегодня две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры.

Материально-техническая база учреждений культуры в сельской местности, сформированная в 1970-х годах, не обновлялась в 42 % этих учреждений. Одна треть зданий учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5 % – требует капитального ремонта, а износ оборудования в среднем составляет 70 %. Имеют доступ к сети Интернет около 31 % библиотек в сельской местности. Потребность в передвижных автоклубах удовлетворена лишь на 15 %, а в передвижных библиотеках – на 3 %2.

С увеличением демографии городов и снижением инвестиций в строительство объектов культуры обостряется проблема доступности к учреждениям культуры и для населения городов, в особенности для населенных пунктов с количеством жителей от 10 до 100 тыс. жителей; обеспеченность, например, домами культуры составляет 30 %.

Вместе с тем демографические сдвиги и рост занятости населения требуют изменения форматов обслуживания, универсальных и мобильных услуг для различных возрастных категорий граждан.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года выделены приоритетные направления, одним из которых является увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок, а также многофункциональных центров, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа

и других).

Расширение видов передвижных услуг населению нашло свое отражение и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором поставлена задача обеспечить создание до 1 марта 2013 года передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов.

Механизм решения данного вопроса предусмотрен в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р (далее – Государственная программа). Предполагается, что Государственная программа обеспечит качественное развитие сферы культуры и туризма и формирование необходимого потенциала для эффективного функционирования отрасли в долгосрочной перспективе. Ее реализация позволит к 2020 году оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг. В частности, осуществить модернизацию материально-технической базы учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях; обеспечение сельских поселений специализированным автотранспортом (автоклубами).

В субъектах Российской Федерации использование передвижных культурных центров, оснащенных современным оборудованием, имеет положительную тенденцию и отличается универсальностью предоставляемых услуг. Отмечается рост интереса к передвижным библиотечным, и в особенности к музейным формам работы. Передвижные библиотечные и музейные выставки экспонируются в учебных заведениях, на крупных предприятиях и в местах массового отдыха людей.

Субъекты Российской Федерации рассматривают форму передвижных услуг культуры как возможность повышения социальной и территориальной доступности качественных культурных услуг населению независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания через реализацию масштабной программы оптимизации действующей сети организаций культуры на селе и в малых городах путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы), реализации крупных проектов «Передвижная филармония», «Передвижной музей», «Передвижной кинотеатр».

В особенности данная форма работы востребована в сельских территориях и на Дальнем Востоке.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года в целях развития досуга населения, повышения доступности и качества предоставления услуг культуры в Чукотском автономном округе будут реализованы проекты создания многофункционального передвижного центра национальной культуры.

Создание многофункциональных культурно-досуговых центров, развитие на базе региональных и муниципальных библиотек центров правовой, деловой и социальной информации, организация многофункциональных передвижных центров социальных услуг является приоритетной задачей и в Сибирском регионе.

Использование передвижных культурных центров осуществляется органами местного самоуправления в рамках установленных полномочий поселения, муниципального района и городского округа по организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для развития народного художественного творчества, обеспечения населения услугами библиотек и обеспечения массового отдыха населения.

вернуться к списку документов