instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Методические рекомендации по организации нестационарного (выездного) обслуживания населения услугами организаций культуры

Рекомендации
1 Февраля 2016
Текст документа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации нестационарного (выездного) обслуживания
населения услугами организаций культуры

МОСКВА 2015


ВВЕДЕНИЕ

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.

В качестве основных направлений развития сферы культуры определены следующие мероприятия:

– обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.); развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

– создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе: модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества; содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив.

Эффект от реализации вышеназванных мероприятий выразится в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере культуры; повышении культурного уровня населения Российской Федерации; укреплении единого культурного пространства, культурных связей между районами, регионами, обеспечении доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, в результате чего уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры предполагается довести до 100 % к 2030 году.

Достижение поставленной задачи возможно при решении проблемы доступности услуг культуры. Наиболее остро она стоит у жителей сельской местности. Сеть учреждений культуры в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 %.

Уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры по отношению к утвержденным социальным нормативам составляет по культурно-досуговым учреждениям 55 %, по библиотекам – 63 %. Сегодня две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры.

Материально-техническая база учреждений культуры в сельской местности, сформированная в 1970-х годах, не обновлялась в 42 % этих учреждений. Одна треть зданий учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5 % – требует капитального ремонта, а износ оборудования в среднем составляет 70 %. Имеют доступ к сети Интернет около 31 % библиотек в сельской местности. Потребность в передвижных автоклубах удовлетворена лишь на 15 %, а в передвижных библиотеках – на 3 %2.

С увеличением демографии городов и снижением инвестиций в строительство объектов культуры обостряется проблема доступности к учреждениям культуры и для населения городов, в особенности для населенных пунктов с количеством жителей от 10 до 100 тыс. жителей; обеспеченность, например, домами культуры составляет 30 %.

Вместе с тем демографические сдвиги и рост занятости населения требуют изменения форматов обслуживания, универсальных и мобильных услуг для различных возрастных категорий граждан.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года выделены приоритетные направления, одним из которых является увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок, а также многофункциональных центров, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа

и других).

Расширение видов передвижных услуг населению нашло свое отражение и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором поставлена задача обеспечить создание до 1 марта 2013 года передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов.

Механизм решения данного вопроса предусмотрен в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р (далее – Государственная программа). Предполагается, что Государственная программа обеспечит качественное развитие сферы культуры и туризма и формирование необходимого потенциала для эффективного функционирования отрасли в долгосрочной перспективе. Ее реализация позволит к 2020 году оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг. В частности, осуществить модернизацию материально-технической базы учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях; обеспечение сельских поселений специализированным автотранспортом (автоклубами).

В субъектах Российской Федерации использование передвижных культурных центров, оснащенных современным оборудованием, имеет положительную тенденцию и отличается универсальностью предоставляемых услуг. Отмечается рост интереса к передвижным библиотечным, и в особенности к музейным формам работы. Передвижные библиотечные и музейные выставки экспонируются в учебных заведениях, на крупных предприятиях и в местах массового отдыха людей.

Субъекты Российской Федерации рассматривают форму передвижных услуг культуры как возможность повышения социальной и территориальной доступности качественных культурных услуг населению независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания через реализацию масштабной программы оптимизации действующей сети организаций культуры на селе и в малых городах путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы), реализации крупных проектов «Передвижная филармония», «Передвижной музей», «Передвижной кинотеатр».

В особенности данная форма работы востребована в сельских территориях и на Дальнем Востоке.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года в целях развития досуга населения, повышения доступности и качества предоставления услуг культуры в Чукотском автономном округе будут реализованы проекты создания многофункционального передвижного центра национальной культуры.

Создание многофункциональных культурно-досуговых центров, развитие на базе региональных и муниципальных библиотек центров правовой, деловой и социальной информации, организация многофункциональных передвижных центров социальных услуг является приоритетной задачей и в Сибирском регионе.

Использование передвижных культурных центров осуществляется органами местного самоуправления в рамках установленных полномочий поселения, муниципального района и городского округа по организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для развития народного художественного творчества, обеспечения населения услугами библиотек и обеспечения массового отдыха населения.

вернуться к списку документов
Яндекс.Метрика