instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Методические рекомендации по разработке плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» главным распорядителем средств федерального бюджета Федерации, плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры

Рекомендации
12 февраля 2013
Текст документа

Методические рекомендации

по разработке плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» главным распорядителем средств федерального бюджета Федерации,  плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры 

         1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19,      ст. 2334), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от       26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее – Программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 49, ст. 6909), и планом мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации  от 28 декабря 2012 г. № 2606-р (далее – «Дорожная карта»), в целях разработки главными распорядителями средств федерального бюджета  (далее – ГРБС) планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее - «дорожная карта»), а также федеральными государственными учреждениями культуры планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников (далее – план учреждения).

2. Методические рекомендации содержат единые методологические подходы к разработке «дорожных карт» и планов учреждений.

3.  В настоящих методических рекомендациях приводится примерная структурная схема построения «дорожной карты» и плана учреждения.

4. «Дорожная карта» является документом, отражающим план развития учреждений сферы культуры на период с 2013 по 2018 г.г.

План учреждения является документом, отражающим план развития конкретного учреждения на период с 2013 по 2018 г.г.

5. «Дорожная карта»  (план учреждения) должна состоять из следующих разделов:

I.  Цели разработки «дорожной карты» (плана учреждений);

II.  Проведение структурных реформ в учреждениях культуры, в том числе, подведомственных ГРБС.

III Целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры учреждений культуры, в том числе, подведомственных ГРБС до 2018 г. и меры, обеспечивающие их достижение.

1).Целевые показатели (индикаторы) развития отрасли культуры устанавливаются в соответствии  с Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р, федеральными целевыми программами.

2). Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития учреждений культуры, являются:

а) создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных услуг;

б) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

в) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры;

г) реорганизация неэффективных учреждений культуры.

IV. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры.

Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).

2. Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:

1) динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2013-2018 г.г.

Показателем динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы со средней заработной платой в регионе понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе формы «зп - культура», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 г. № 574.

2) численность работников федеральных государственных учреждений культуры в 2013-2018 г.г. 

          V. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт ( указанные мероприятия могут быть включены учреждениями в планы учреждений).

В раздел «Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт» включаются подразделы: 

Совершенствование  системы оплаты труда, который   предусматривает:

1). Ежегодная разработка (изменений) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральным органам государственной власти учреждений культуры и их руководителей с подготовкой соответствующего правового акта федеральных органов государственной власти.

         2). Проведение ежегодных мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности.

Для возможного привлечения не менее трети средств для достижения требуемого уровня повышения оплаты труда работников учреждений культуры  рекомендуется провести следующие мероприятия:

  реорганизацию неэффективных учреждений путем исключения дублирующих структур, слияния нескольких учреждений;

 оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;

 вывод непрофильных функций учреждения (в том числе младший обслуживающий персонал) на аутсорсинг;

 сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала;

 по возможности перевод работников творческих профессий на срочный трудовой договор;

сокращение численности работников, занятых учреждениях культуры (преимущественно работников административно-управленческого персонала), в целях  высвобождения средств на повышение оплаты труда работников учреждения  (рекомендуемое сокращение в размере 15-20%).

         Аналогичные мероприятия рекомендуются включать в планы учреждений. При этом, по возможности, перевести работников младшего обслуживающего персонала, работающих неполный рабочий день, на условия по договору гражданского правового характера.

         3) Внесение изменений в Примерные положения по оплате труда работников учреждений культуры, разработанных нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

         Указанные изменения учитываются учреждениями в своих Положениях по оплате труда работников. 

         Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.

В данный подраздел включены мероприятия по приведению трудовых договоров руководителей учреждений культуры в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, а также по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей  руководителя государственного учреждения культуры, а также граждан,  замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности  и полноты сведений о доходах, об имуществе и   обязательствах имущественного характера,  представляемых гражданами, претендующими на   замещение должности руководителя учреждения культуры, а также гражданами, замещающими указанные  должности. Соответствующие мероприятия направлены на реализацию норм статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч.1), ст. 3; "Российская газета",  2012, 31 декабря) и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства, 2008, № 52 (ч.1), ст. 6228; «Российская газета», 2012, 31 декабря);

         Также в данный раздел рекомендуем включить мероприятие по установлению предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.

          Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры. 

         1). Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры: рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 15% работников учреждений культуры с целью увеличения притока высококвалифицированных кадров в учреждения культуры.

Следует предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и  переподготовке работников учреждений культуры  с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

Необходимо учесть, что в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений культуры в 2013-2014 гг. будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.

Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов «эффективного контракта»;

2). Проведение мероприятий по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта.

Отдельно должны быть предусмотрены мероприятия по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками государственных учреждений культуры в связи с введением  «эффективного контракта»  в 2013-2018 гг.

«Эффективный контракт» - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.  Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при  введении «эффективного контракта» в соответствии с пунктом  15 Плана мероприятий по реализации Программы будут разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 1 квартале 2013 г.

Рекомендуется учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор.  Введение «эффективного контракта» подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в  отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

В качестве одного из мероприятий, направленных на введение «эффективного контракта», рекомендуется предусмотреть повышение квалификации работников учреждений культуры, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.

Кроме того, рекомендуется в трудовых коллективах, как со стороны администрации учреждений культуры, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, предусмотреть комплекс мер по проведению разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда работникам культуры  и перехода на «эффективный контракт».

Для перехода работников учреждений культуры на «эффективный контракт» необходимо выполнить следующие мероприятия:

 - разработка и внедрение типовых норм труда, учитывающих современные требования к оказанию государственных услуг;

- методические рекомендации по разработке федеральными органами государственной власти целевых показателей эффективности подведомственных учреждений;

 - утверждение типового контракта с руководителем государственного (муниципального) учреждения, предусматривающего в качестве одного из критериев деятельности руководителя для осуществления стимулирующих выплат соотношение средней заработной платы работников в данном учреждении, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, со средней заработной платой по экономике в соответствующем субъекте Российской Федерации;

 - утверждение рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками при переходе на «эффективный контракт»

- доработка и утверждение критериев и показателей эффективности труда работников учреждений культуры;

- внедрение в учреждениях культуры критериев и показателей эффективности труда работников;

-  перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт»: работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с руководителями и работниками учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги;                                    - повышение квалификации работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу по оказанию государственных (муниципальных) услуг.

         3). При переводе работников учреждений культуры будет учитываться информация об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта, предусмотренного Программой.

         4). Раздел предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры,  с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.

К 2018 г. рекомендуется обеспечить  соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7–1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40%.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583).

Основной персонал учреждений культуры – работники учреждений культуры, непосредственно оказывающие услуги населению в сфере культуры соответствующими учреждениями, а также их прямые руководители (т.е. руководители структурных подразделений по основной деятельности и его заместители):

         - перечень (наименование) должностей работников культуры установлен  приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»;

         - должности служащих других отраслей, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, предусмотренных Уставом учреждения (например: издательские, ветеринарные, медицинские и др.);

         - перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 №121н 2Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии;

         - профессии рабочих других отраслей, непосредственно обеспечивающих выполнение основных функций, предусмотренных Уставом учреждения (например: сельскохозяйственные  и др.).

Вспомогательный персонал учреждений культуры – работники учреждений культуры, создающие условия для оказания учреждением услуги населению в сфере культуры, включая обслуживание зданий и оборудования, не связанных с выполнением непосредственно работ по основной деятельности.

К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.

Административно-управленческий персонал учреждений культуры – работники учреждений культуры, занятые управлением (организацией) оказания услуг населению данными учреждениями культуры, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.

К АУПу относятся: руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, главные специалисты, работники, относящиеся к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих.

Аналогичные мероприятия предусматриваются учреждениями культуры в планах учреждений.

         Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. 

         Минкультуры России с 2013 года один раз в полугодие будет осуществлять мониторинг реализации мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных в государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, "дорожной карте" и планов учреждений.

         О порядке проведения мониторинга и сроков представления информации  Минкультуры России сообщит дополнительно.

         Федеральные органы исполнительной власти, в отношении подведомственных учреждений культуры с целью выполнения мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» осуществляют ее информационное сопровождение:

         - организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах;

         - публикации в средствах массовой информации;

         - проведение семинаров и других мероприятий.

         Для оценки результатов реализации «дорожной карты» в Минкультуры России будет создана постоянно действующая рабочая группа с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

         Сопровождение «дорожной карты».

         «Дорожная карта» утверждается по согласованию с Минкультуры России:

         - в отношении подведомственных государственных учреждений культуры, находящихся в ведении федеральных органов власти – главных распорядителей средств федерального бюджета -  правовым актом главного распорядителя средств федерального бюджета;

         - в отношении федерального учреждения культуры, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета – правовым актом главного распорядителя средств федерального бюджета;                  

         6. В план учреждений включаются мероприятия  по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников:

         1) Повышение качества предоставления услуг в сфере культуры по типам учреждений.

Повышение качества предоставления услуг в сфере культуры осуществляется  на основе  выполнения показателей эффективности деятельности учреждений, в том числе показателей государственного задания при соблюдении  контроля и оценки качества работы учреждений,   а также на повышение ответственности руководителей учреждений культуры.

Рекомендуется включить в данный раздел мероприятия по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений, предоставляющих услуги населению в сфере культуры, включая определение критериев эффективности работы таких учреждений и введение публичных рейтингов их деятельности, в том числе с привлечением попечительских (общественных, наблюдательных) советов, общественных организаций.

         В данном разделе также рекомендуется отразить и другие мероприятия, в том числе направленные на повышение информированности населения о системе обслуживания населения в сфере культуры в субъекте Российской Федерации и обоснованности принимаемых решений о предоставлении  этих услуг.

2) Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа лиц, занимающих должности работников культуры, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда работников культуры. 

План учреждений должен содержать мероприятия по совершенствованию трудовых отношений и условий оплаты труда работников учреждений культуры, которые рекомендуется осуществлять с учетом реализации Указа, положений Программы и Единых рекомендаций по установлению  на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год.

В данном разделе рекомендуется предусмотреть:

мероприятие по разработке (внесению изменений и дополнений) до конца 2013 г. показателей эффективности работников  учреждений культуры Разработка указанных показателей должна осуществляться с учетом методических рекомендаций, разработанных Минкультуры России

План учреждения утверждается локальным актом учреждения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. 

7. Правила использования в 2013 г. бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству культуры Российской Федерации.

Порядок использование бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству культуры Российской Федерации, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.20012 № 1454 «Об утверждении Правил использования в 2013 году бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации подпунктов «а» и «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – постановление). 1.Министерство культуры Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2013 год,  на цели по реализации подпунктов «а» и «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», вносят в установленном порядке предложения в Министерство финансов Российской Федерации о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в части перераспределения указанных бюджетных ассигнований между следующими главными распорядителями средств федерального бюджета:

между федеральными государственными учреждениями культуры, осуществляющими полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета, а также главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющими подведомственные федеральные государственные учреждения культуры.

2. Министерство культуры Российской Федерации вносят в Министерство финансов Российской Федерации предложения при соблюдении следующих условий:

а) наличие у главных распорядителей средств федерального бюджета планов мероприятий по реализации "дорожных карт" в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников;

б) наличие у главных распорядителей средств федерального бюджета - федеральных государственных учреждений собственных планов мероприятий по реализации "дорожных карт".

3. Бюджетные ассигнования перераспределяются Министерством культуры Российской Федерации между главными распорядителями средств федерального бюджета, исходя из:

а) устанавливаемых главными распорядителями средств федерального бюджета значений целевых показателей развития соответствующих отраслей, включающих показатели по реорганизации неэффективных организаций и программ, закрепленных в планах мероприятий по реализации "дорожных карт";

б) данных о среднесписочной численности соответствующих категорий работников, обеспечивающих деятельность федеральных государственных учреждений по выполнению государственных услуг (работ), с учетом ее изменения в соответствии с показателями "дорожных карт" (по категориям работников, для которых установлены нормативы численности, - данных о нормативной численности);

в) данных о фактическом за 2012 год и прогнозном соотношениях средней заработной платы по соответствующей категории работников и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2013 году. 

4. Условиями доведения и использования бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий являются:

а) наличие у федерального государственного учреждения плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры;

б) внесение изменений в положение об оплате труда работников федерального государственного учреждения в части выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и использования дополнительных средств на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников;

в) заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем федерального государственного учреждения, в котором устанавливаются его обязанности о необходимости достижения в 2013 году показателей соотношения средней заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в федеральном государственном учреждении, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

вернуться к списку документов