instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Проект документа
23 июля 2012
Текст документа

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26 (ч. 1), ст. 2519) следующее изменение:

дополнить статью 34 пунктом 5 следующего содержания:

«5. Не допускается выдача разрешений на строительство на земельных участках, находящихся в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, до утверждения режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами».

Статья 2

Внести в статью 56 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2011, № 30, ст. 4605) следующие изменения:

а) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами «и иных зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

б) пункт 6 после слов «на землю» дополнить словами «, за исключением ограничений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи,».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4017; 2008, № 30, ст. 3597, 3616; 2009, № 1, ст.19;№19, ст. 2283; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6410, 6419; 2011, № 1, ст. 47; № 23, ст. 3269;№27,ст. 3880; № 30, ст. 4563, 4594, 4605; № 49, ст. 7024, 7061; № 50, ст. 7365) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 1 после слов «границы населенных пунктов,» дополнить словами «о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия)»;

2) пункт 12 части 2 статьи 7 после слов «природных объектах,» дополнить словами «объектах культурного наследия,»;

3) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия

1. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, территорий;

2) описание местоположения границ таких зон, территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, территорий, реквизиты таких решений и источники официального опубликования этих решений (если соответствующие зоны, территории установлены на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления);

4) реквизиты документов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, территории объектов культурного наследия (если соответствующие документы не указаны в пункте 3 части 1 настоящей статьи);

5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких территорий объектов культурного наследия или зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий;

6) учетный номер соответствующей зоны, территории;

7) дата внесения сведений о таких зонах и территориях в государственный кадастр недвижимости.

2. Правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, а также правила присвоения таким зонам и территориям учетных номеров устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.»;

4) в статье 15:

а) часть 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«Документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона сведения, также может быть представлен в орган кадастрового учета лицом, в пользу которого устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на объекты недвижимости, расположенные в границах соответствующей зоны с особыми условиями использования территории.»;

б) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

«7.1. Орган, осуществляющий ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в указанный реестр сведений об объектах культурного наследия, представляет документы о данных объектах недвижимости, являющихся объектами культурного наследия, в орган кадастрового учета.»;

в) дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Сведения, представляемые в соответствии со статьями 9 или 10 настоящего Федерального закона, вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в срок не более чем 20 рабочих дней с даты представления документов, указанных в частях 6 и 7.1 настоящей статьи.»;

5) статью 25 дополнить частями 12 и 13 следующего содержания:

«12. Учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне или территории.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия, приобретают характер кадастровых сведений.

Правила внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объекты недвижимости, расположенные в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия, а также правила учета частей земельных участков, расположенных в границах такой зоны или территории, устанавливаются порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

13. В случае государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещных прав на земельный участок, в связи с установлением которых была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть земельного участка, такая часть снимается с государственного кадастрового учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещных прав на соответствующий земельный участок.»;

6) статью 47 дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. До 1 января 2013 года сведения о местоположении ранее установленных зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия и ограничениях использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании описания и материалов, содержащихся в решениях органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, территорий, принятых в соответствии с действовавшим на момент установления таких зон, территорий законодательством.».

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий законопроект разработан в целях предотвращения нарушения правового режима использования земель в границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны.

В связи с имеющимися нарушениями правового режима земель на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника дано поручение Президента Российской Федерации от 24.06.2011 № Пр-1782 Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации обеспечить осуществление правовых и организационных мер с целью соблюдения правового режима использования земель на территориях музеев-заповедников.

Аналогичные проблемы возникают и в границах зон охраны иных объектов культурного наследия.

В 2009–2012 годах на территориях музеев-заповедников и в зонах охраны объектов культурного наследия, относящихся к музеям-заповедникам, резко увеличилось число случаев изменения органами местного самоуправления вида разрешенного использования земельных участков для дальнейшего жилого и промышленного строительства и как следствие осуществление юридическими и физическими лицами незаконного строительства.

Этому способствовал ряд факторов, таких как существенное изменение земельного и градостроительного законодательства, упростившего процедуру легализации вновь возводимых строений и сооружений, резкое увеличение цен на земельные участки, строения и сооружения, расширение самостоятельных полномочий исполняемых органами местного самоуправления по изменению категорий использования земель без согласования с органами охраны объектов культурного наследия, а также фактическое неисполнение органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами требований законодательства о государственной охране объектов культурного наследия.

Характерными примерами являются застройка земельных участков коттеджами Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово Поле», Государственного мемориального и природного заповедника Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», а также планируемого строительства торгового комплекса в охранной зоне музея-усадьбы Архангельское.

Предметом рассмотрения Минкультуры России, правоохранительных органов в последнее время стали неоднократные случаи несанкционированной застройки территорий в границах зон охраны таких объектов культурного наследия, как «Крепость «Радонеж», «Усадьба «Архангельское», «Бородинское поле и памятники на нем». Одной из основных проблем при этом является отсутствие утвержденных требований к режимам использования земель в границах зон охраны и градостроительным регламентам в указанных границах в ранее утвержденных зонах охраны, как этого требует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В то же время все ранее утверждавшиеся проекты зон охраны памятников истории и культуры принимались в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которой Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.

Положениями пункта 4.1.3 приказа Минкультуры СССР от 24.01.1986 № 33 «Об утверждении «Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР» определено, что при близком расположении нескольких не связанных между собой памятников устанавливается объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны объектов культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны.

С учетом изложенного, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории зон охраны необходимо руководствоваться существующими решениями об утверждении зон охраны объектов культурного наследия.

В целях недопущения массовой застройки в границах зон охраны, нарушающей восприятие памятника истории и культуры в его историческом и ландшафтном окружении, предлагается внести изменения в статью 34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающие запрет на выдачу разрешений на строительство на земельных участках в границах зон охраны объектов культурного наследия в случае отсутствия вышеназванных требований.

Изменения, которые вносятся также в статью 56 Земельного кодекса Российской Федерации, сводятся к возможности установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Причем эти ограничения не подлежат государственной регистрации. Это обусловлено следующим.

В настоящее время в соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит требований об обязательной регистрации ограничений (обременений) прав, связанных с наличием зон с особыми условиями использования земельных участков.

В целях обеспечения заинтересованных лиц исчерпывающей и достоверной информацией о правовом режиме земельных участков, что является необходимым условием устойчивости (предсказуемости) гражданского оборота земельных участков, повышения эффективности их использования и управления, законопроектом предлагается вносить сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.

Поправки в Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» направлены на совершение механизмов учета сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а также территориях объектов культурного наследия.

Вносятся уточнения в статьи 1, 7, 10 и 15 упомянутого выше закона в целях учета в государственном кадастре недвижимости сведений о территориях объектов культурного наследия (памятников истории культуры народов Российской Федерации) и обеспечения исчерпывающей информации об объекте.

В настоящее время в отношении большого количества объектов культурного наследия зоны охраны определены описательно в соответствии с законодательством РСФСР без установления координат характерных точек, необходимых для осуществления процедуры кадастрового учета.

Поэтому новеллой законопроекта является нормативное закрепление в статье 10 возможности учета в государственном кадастре недвижимости сведений ранее установленных зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия при отсутствии описания их местоположения в виде списка координат характерных точек.

Принятие законопроекта не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета и принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов.

Переченьфедеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует внесения изменений, дополнений, признания утратившими силу или принятия законодательных актов.

Финансово-экономическое обоснование 
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Реализация проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

вернуться к списку документов