instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Резолюция XIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры

Решение
8 декабря 2014
Текст документа

Участники XIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее – Съезд), представляющие Министерство культуры Российской Федерации, органы охраны объектов культурного наследия 78 субъектов Российской Федерации, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, отмечают, что за период, прошедший со времени проведения XII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (Ростовская область, август 2013 г.), произошли следующие изменения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

I. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерациии принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект № 163864-5), в соответствии с которым:

- предусмотрено установление обременений (ограничений) собственников, иных законных владельцев памятников истории и культуры требованиями к сохранению, содержанию, использованию объектов культурного наследия, к обеспечению доступа граждан к указанным объектам при осуществлении всех видов сделок с памятниками истории и культуры;

- устанавливаются обременения для всех объектов культурного наследия и всех видов сделок с памятниками истории и культуры, обеспечивается переход установленных обременений к каждому новому собственнику или иному законному владельцу через внесение этих обременений в государственный кадастр недвижимости и в Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- расширен перечень оснований, по которым предусмотрено возмездное прекращение права собственности на объект культурного наследия;

- регламентируется порядок доступа граждан к объектам культурного наследия, условия которого устанавливаются органом охраны объектов культурного наследия с учетом мнения собственника объекта культурного наследия;

- предусмотрены случаи установления ограниченного доступа граждан к объектам культурного наследия, условия которого устанавливаются органом охраны объектов культурного наследия с учетом предложений собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия;

- дано определение территории объекта культурного наследия, установлен порядок определения и установления границ территории объекта культурного наследия, введен дифференцированный режим земель в границах территории объектов культурного наследия, согласующийся с Градостроительным кодексом России и требованиями законодательства об объектах культурного наследия;

- уточнен порядок использования земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия;

- предложены изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым в государственный кадастр недвижимости должны вноситься описание местоположения границ территорий объектов культурного наследия, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах территории объекта культурного наследия, особый режим использования земель в границах;

- в целях обеспечения информационной доступности деятельности органов исполнительной власти введена новая норма об обязательности размещения на сайтах органов охраны памятников заключений историко-культурной экспертизы и сведений единого государственного реестра объектов культурного наследия;

- введены другие положения, направленные на совершенствование законодательства об объектах культурного наследия.

II. Приняты следующие нормативные акты, принятие которых предусмотрено Федеральным законом от 12.11.2012 № 179-ФЗ, направленным на регулирование градостроительной деятельности в исторических поселениях в целях их сохранения:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1095 "Об утверждении требований к определению границ территории исторического поселения";

- Приказ Минкультуры России от 31 июля 2013 г. № 1062 "Об утверждении Положения о порядке согласования проектов планировки территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения";

- Приказ Минкультуры России от 31 июля 2013 г. № 1063 "Об утверждении Положения о порядке согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения";

- Приказ Минкультуры России от 27 марта 2014 г. № 534 "Об утверждении Порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны и границ территории";

- Приказ Минрегиона России от 12 мая 2014 г. № 144 "О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденных этим приказом».

III. В соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» приказом Минкультуры России от 13.02.2014 № 237 утвержден порядок приемки работ по сохранению объектов культурного наследия, что позволило урегулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

IV. Приказами Росстандарта утверждены следующие государственные стандарты, регулирующие реставрационные нормы и правила в сфере сохранения объектов культурного наследия:

- Приказ Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 665-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55567-2013 г. "Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования");

- Приказ Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 593-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55528-2013 г. "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования.");

- Приказ Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 665-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55567-2013 г. "Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования");

- Приказ Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 593-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55528-2013 г. "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования.");

- Приказ Росстандарта от 30 декабря 2013 г. № 2417-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55935-2013 "Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры
и садово-паркового искусства");

- Приказ Росстандарта от 9 октября 2013 г. № 1138-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55627-2013 "Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия");

- Приказ Росстандарта от 25 октября 2013 г. № 1206-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55653-2013 "Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования").

- Приказ Росстандарта от 06.02.2014 № 16-ст "Об утверждении государственного стандарта" (ГОСТ Р 55945-2014 "Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия").

V. Издан приказ Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 "О внесении изменений в Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954", упростивший порядок регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Вместе с тем участники съезда отмечают необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе внесение необходимых изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", издания методических документов, а также совершенствования взаимодействия Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов с органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации.

Обсудив в ходе пленарных заседаний и круглых столов проблемные вопросы сферы государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, участники Съезда решили:

1.Считать необходимым скорейшее принятие Федерального закона №163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Одобрить законодательные инициативы Министерства культуры Российской Федерации – проекты федеральных законов, рассмотренные на съезде "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения упрощенного порядка установления зон охраны объектов культурного наследия) и "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления дополнительных мер градостроительного регулирования в исторических поселениях).

3. Считать целесообразной доработку указанных законопроектов в части уточнения состава объектов культурного наследия, для которых необходимо установление защитной зоны; уточнения границ территории, в пределах которых вводится защитная зона (начальная точка отсчета и предельная величина радиуса); введение дифференцированного режима установления защитной зоны в зависимости от вида и параметров объекта культурного наследия; уточнения порядка отражения информации об установленных границах исторического поселения и предмета его охраны в градостроительных регламентах и правилах землепользования и застройки, порядка согласования и утверждения данных регламентов и правил.

4. Одобрить проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с учетом целесообразности установления полного запрета на размещение рекламных конструкций на памятниках и ансамблях.

5. Считать целесообразным отклонение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ( в части запрета иностранным гражданам обладать на праве собственности земельными участками в границах территории объекта культурного наследия) в связи с необоснованностью угрозы объектам культурного наследия и их территориям.

6. Считать целесообразным внесение изменений в законодательство, предусматривающих:

- совершенствование градостроительного регулирования в населенных пунктах, отнесенных к историческим поселениям;

- создание дополнительных правовых механизмов правовой защиты предметов охраны исторических поселений путем разработки градостроительных регламентов в их границах, а также за их пределами в целях сохранения таких предметов охраны, как исторические панорамы, одновременно с разработкой документации по установлению границ территории исторического поселения и его предмета охраны, утверждению требований к данным градостроительным регламентам уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;

- установление механизмов регулирования строительной деятельности в случаях осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, в исторических поселениях;

- установление ответственности за нарушение предмета охраны исторического поселения и градостроительных регламентов в его границах;

- наделение государственных органов охраны объектов культурного наследия полномочиями по выдаче заключений о соответствии планируемых строительных работ в зонах охраны объектов культурного наследия и на территории исторических поселений требованиям законодательства об объектах культурного наследия;

- упрощение порядка внесения информации об объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны в государственный кадастр недвижимости и определение механизма внесения в государственный кадастр недвижимости изменений информации о территории объектов культурного наследия и их зон охраны, в том числе с учетом специфики объектов археологического наследия;

- исключение необходимости проведения публичных слушаний при внесении изменений в правила землепользования и застройки, связанных с утверждением границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны;

- уточнение порядка установления ответственности экспертов за подготовку заключений государственной историко-культурной экспертизы ненадлежащего качества, а также в случае, если реализация выводов, содержащихся в экспертизе, повлечет нанесение вреда объектам культурного наследия, их территориям и зонам охраны.

7. Обратить внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене Свода реставрационных правил 2007 г. с 1 января 2015 г.

8. Обратить внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что все нормативные акты и разъяснения, принимаемые Минкультуры России в сфере охраны объектов культурного наследия, публикуются на официальном сайте Минкультуры России www.mkrf.ru в разделе "Деятельность Департаментов" в соответствии с их компетенцией.

9. Отметить отсутствие необходимости сохранения существующих информационных надписей на объектах культурного наследия при установке новых надписей.

10. При внесении данных об объектах культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия считать достаточным в качестве документа, необходимого для описания местоположения объекта археологического наследия, предоставление справки с текстовым описанием границ такого объекта, выдаваемой региональным государственным органом охраны объектов культурного наследия, с приложением географических координат границ территории объекта археологического наследия.

11. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

- обеспечить скорейшее рассмотрение Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект № 163864-5) на согласительной комиссии и принять указанный законопроект в осеннюю сессию 2014 г.

12. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

- организовать работу по разработке нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект № 163864-5), принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, с созданием, при необходимости, рабочих групп с участием представителей органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации;

- разработать методические рекомендации по определению предметов охраны и границ территории исторического поселения, правила их описания и отображения;

- разработать методические рекомендации по порядку разработки, согласования и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия;

- рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательство в части снижения для памятников воинской славы минимального срока с момента их создания при решении вопроса об их включении в единый государственный Реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

- подготовить разъяснения о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

- подготовить разъяснения по порядку подготовки специальных технических условий на объекты культурного наследия;

- подготовить разъяснения по вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы отдельных разделов проектной документации, в частности, рабочей документации;

- подготовить разъяснения по вопросам проведения работ по сохранению объектов культурного наследия – памятников воинской славы за счет средств Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)».

13. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № Пр-2217 активизировать работу по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территории и градостроительных регламентов в данных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия и представить план их разработки с определением источников финансирования;

- обеспечить направление в Минкультуры России копии предусмотренного п.31 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569, уведомления органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением государственной историко-культурной экспертизы вместе с экземпляром заключения экспертизы и прилагаемыми к нему документами и материалами;

- направлять материалы для регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия согласно Приказу Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 "О внесении изменений в Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954";

- принимать участие в общественном обсуждении национальных стандартов, разрабатываемых Техническим комитетом по сохранению культурного наследия и публикуемых на сайте www.cnrpm.ru;

- принимать участие в общественном обсуждении нормативных правовых актов, разрабатываемых Минкультуры России и публикуемых на официальном портале www.regulation.gov.ru;

- активизировать применение имеющихся административно-процессуальных и контрольно-надзорных полномочий в целях выявления, предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений в сфере охраны объектов культурного наследия;

- в соответствии со статьей 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечить размещение информации о границах территорий объектов культурного наследия, их зон охраны и исторических поселений (историко-культурных опорных планах) в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования;

- в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № Пр-2705 разработать и утвердить целевые программы сохранения и развития исторических поселений, в рамках которых предусмотреть выделение средств на подготовку необходимой документации для включения населенных пунктов в перечни исторических поселений федерального и регионального значения, утверждения их предметов охраны, границ и градостроительных регламентов в указанных границах;

- разработать комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на существенное укрепление системы органов охраны объектов культурного наследия, имея в виду укрепление их кадрового потенциала, материального обеспечения и организационной структуры, с учетом того, что наиболее эффективной является такая система органов исполнительной власти, при которой на орган охраны объектов культурного наследия не возложено исполнение функций в иных отраслях, не связанных напрямую с реализацией полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;

- обеспечить разработку региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе проведение мероприятий по инвентаризации объектов культурного наследия и мониторингу их состояния, подготовке документации для включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (включая определение границ территории объекта культурного наследия и его предмета охраны) и регистрации в нем данных об объектах культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия;

- предусмотреть формирование при органах охраны объектов культурного наследия экспертных научно-методических советов из числа ведущих научных специалистов-историков, искусствоведов, архитекторов, представителей организаций, уставной деятельностью которых является изучение и сохранение объектов культурного наследия;

- учесть представленный на съезде опыт Департамента культуры Брянской области по взаимодействию с Брянской Митрополией Русской православной церкви и религиозными организациями иных конфессий в вопросах организации и осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения;

- учесть представленный на съезде опыт Департамента культуры Брянской области в части понуждения органов местного самоуправления к постановке на учёт бесхозяйных памятников воинской славы в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

14. Выразить благодарность Министерству культуры Российской Федерации и правительству Брянской области за хорошую организацию съезда.

15. Провести XIV Всероссийcский съезд органов охраны памятников истории и культуры в 2015 г. в г. Сочи Краснодарского края.

Резолюция принята 7 сентября 2014 г. в г. Брянске единогласно

вернуться к списку документов
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации