instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Резолюция XIV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры

Решение
4 февраля 2016
Текст документа

Участники XIV Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее – Съезд), представляющие Министерство культуры Российской Федерации, органы охраны объектов культурного наследия 60 субъектов Российской Федерации, общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере сохранения культурного наследия, отмечают, что за период, прошедший со времени проведения XIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (г. Брянск, сентябрь 2014 г.), произошли следующие изменения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

I. Принят Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

II. Приняты следующие нормативные акты, принятие которых предусмотрено Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 г. № 569 «О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 г. № 966 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации»;

- Приказ Минкультуры России от 04.06.2015 № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия»;

- Приказ Минкультуры России от 23.04.2015 № 1149 «Об утверждении Положения о порядке организации историко-культурного заповедника федерального значения»;

- Приказ Минкультуры России от 14.08.2015 № 2218 «Об утверждении формы задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России»;

- Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия»;

- Приказ Минкультуры России от 05.08.2015 № 2150 «О внесении изменений в Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954»;

- Приказ Минкультуры России от 01.09.2015 № 2328 «Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию»;

- Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия»;

- Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и Порядка подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы»;

- Приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Вместе с тем участники Съезда отмечают необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы.

Обсудив в ходе пленарных заседаний и круглых столов проблемные вопросы сферы государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, участники Съезда решили:

1. Считать целесообразной разработку проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации, в том числе по следующим вопросам:

- установление требований к осуществлению деятельности по освоению подземного пространства в границах территории объектов культурного наследия;

- уточнение правового положения ансамблей, являющихся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), в том числе в части требований к сохранению таких объектов, предусматривающих возможность и порядок проведения в границах их территорий ремонтных работ (ремонта);

- уточнение порядка проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ путем установления необходимости перед их проведением осуществления научных исследований соответствующего земельного участка на предмет наличия объектов, обладающих признаками объектов археологического наследия, без проведения соответствующей государственной историко-культурной экспертизы;

- наделение органа охраны объектов культурного наследия полномочиями по согласованию документации на проведение работ в рамках хозяйственной деятельности, предусмотренной пунктом 3 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- установление очередности проведения государственной историко-культурной экспертизы и экспертизы проектной документации в случае если при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, а также закрепление в законодательстве о градостроительной деятельности обязательности согласования такой документации органом охраны памятников;

- установление перечня работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов;

- установление возможности проведения работ по консервации и реставрации объектов культурного наследия под руководством физических лиц, аттестованных в установленном порядке;

- наделение органа охраны объектов культурного наследия полномочиями по организации приемки работ по сохранению объекта культурного наследия;

- установление обязанности Росреестра при регистрации охранного обязательства на объект культурного наследия информировать правообладателей данного объекта о возникшем обременении их права.

2. Считать целесообразным подготовить проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по следующим вопросам:

- увеличение санкций для граждан и должностных лиц за совершение административных правонарушений в области охраны объектов культурного наследия;

- установление ответственности за повторное неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ с соответствующим изменением санкции;

- увеличение срока привлечения к административной ответственности с 3 месяцев до 1 года за совершение правонарушений, предусмотренных частями 18 и 19 статьи 19.5;

- разработать необходимые изменения в федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью изменения действующей модели осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части наделения федерального органа охраны объектов культурного наследия дополнительными полномочиями.

3. Считать целесообразным внесение изменений в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части определения понятия «достопримечательное место» и исключения из его состава центров исторических поселений и фрагментов градостроительной планировки и застройки.

4. Считать целесообразным уточнение вида объектов, на которые распространяется необходимость разработки зон охраны объектов культурного наследия.

5. Считать целесообразным внесение в законодательство изменений, направленных на усиление роли органов архитектуры и градостроительства и органов охраны культурного наследия в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся исторические поселения.

6. Просить Минкультуры России:

- обеспечить принятие всех подзаконных актов, предусмотренных положениями Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- установить ответственность государственным экспертам за подготовку заключений государственной историко-культурной экспертизы с ненадлежащим качеством, а также в случае, если реализация выводов, содержащихся в экспертизе, повлечет нанесение вреда объектам культурного наследия, их территориям и зонам охраны;

- подготовить разъяснения о порядке внесения информации об объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны в государственный кадастр недвижимости;

- подготовить разъяснения о подготовке заключений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечить представление информации об аттестованных экспертах по проведению государственной историко-культурной экспертизы, в деятельности которых усматривается умышленное нанесение вреда объектам культурного наследия, их территориям и зонам охраны;

- обеспечить разработку региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе проведение мероприятий по инвентаризации объектов культурного наследия и мониторингу их состояния, подготовке документации для включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (включая определение границ территории объекта культурного наследия и его предмета охраны) и регистрации в нем данных об объектах культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия;

- активизировать работу по предоставлению материалов для регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации согласно принятому Минкультуры России упрощенному порядку регистрации;

- сформировать при органах охраны объектов культурного наследия экспертные научно-методические советы из числа ведущих научных специалистов-историков, искусствоведов, архитекторов, представителей организаций, уставной деятельностью которых является изучение и сохранение объектов культурного наследия;

- разработать комплекс правовых, организационных и иных мер, направленных на повышение роли органов архитектуры и градостроительства в системе органов исполнительной власти и их ответственности за мониторинг внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования застройки муниципального образования в связи с утверждением границ территории и предмета охраны исторического поселения;

- направлять в Министерство культуры Российской Федерации предложения по включению населенных пунктов в перечень исторических поселений федерального значения в соответствии с Порядком включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны и границ территории, утвержденным приказом Минкультуры России от 27 марта 2014 г. № 534;

- привлекать волонтеров в целях оказания неквалифицированной помощи при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

8. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- разработать план мероприятий по сохранению исторической застройки и развитию территории исторического поселения с использованием механизмов повышения туристической привлекательности, брендинга территории, государственно-частного партнерства;

- в целях популяризации историко-культурного потенциала исторических поселений и информирования населения о границах и предмете охраны исторического поселения при разработке городских информационных систем предусматривать отображение в них информации об объектах культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектах, границах и предмете охраны исторического поселения;

- рассматривать вопросы сохранения и развития исторических поселений на градостроительных советах с привлечением специалистов в области сохранения культурного наследия и представителей общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения культурного наследия, и градозащитных организаций.

9. Рекомендовать общественным организациям, осуществляющим деятельность в сфере сохранения культурного наследия:

- активизировать работу по использованию действующих механизмов поддержки проектов общественных организаций по объектам культурного наследия;

- принимать активное участие в обсуждении актов государственной историко-культурной экспертизы, размещаемых уполномоченными органами государственной охраны объектов культурного наследия в сети Интернет.

вернуться к списку документов