Вопросы образования в сфере культуры и искусства в свете Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
20 января 2011г.
№ 1/Пк-1
Вопросы образования в сфере культуры и искусства в свете Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года
Коллегия Министерства культуры Российской Федерации и коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, заслушав и обсудив на совместном заседании представленные доклады, отмечают особую значимость образования в сфере культуры и искусства как сложившейся национальной системы подготовки творческих кадров, основывающейся на раннем выявлении и дальнейшем профессиональном становлении талантливых детей и молодежи.
В Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября
2010 года особый акцент сделан на теме детства, предоставлении возможности каждому ребенку развивать свои способности и максимальной подготовки его к выбору профессии.
Эти позиции как нельзя, лучше отражают суть сложившейся на протяжении XX века системы образования в сфере культуры и искусства, в основе которой лежит раннее выявление талантливого ребенка и дальнейшее его профессиональное становление посредством освоения преемственных образовательных программ разного уровня. Однако отличительные особенности этой системы не в полной мере отражены в действующих в сфере образования законодательных и иных нормативных правовых актах.
Проблемы нормативного правового регулирования системы образования в сфере культуры и искусства отражают сложный комплекс вопросов, от решения которых принципиальным образом зависит будущее развитие всей сети образовательных учреждений культуры и искусства.
Актуальность состоявшегося совместного заседания коллегий двух ведомств в том, что в настоящее время назрела необходимость не только в принятии кардинальных решений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области образования, но и в отражении специфики образования в сфере культуры и искусства в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время проходит общественное обсуждение.
Коллегии отметили важность сложившихся позитивных отношений между двумя ведомствами, поскольку от этих отношений зависят отношения и региональных, и муниципальных уровней.
В целях сохранения и дальнейшего развития уникальной системы подготовки творческих кадров
КОЛЛЕГИИ РЕШИЛИ:
I. Поддержать необходимость законодательного урегулирования особенностей системы образования в сфере культуры и искусства с учетом следующего:
1) в части функционирования детских школ искусств:
- включить в число дополнительных общеобразовательных программ дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства;
- предусмотреть установление Минкультуры России федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусства;
- выделить среди образовательных учреждений дополнительного образования детей особый вид - образовательные учреждения дополнительного предпрофессионального образования детей (детские школы искусств);
- ввести обязательную итоговую аттестацию обучающихся по результатам освоения ими дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и выдачу свидетельства установленного образца об освоении соответствующих образовательных программ;
- предусмотреть право субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства в муниципальных детских школах искусств;
2) в части среднего профессионального образования в области искусства:
- закрепить, что в целях художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися способностями в области искусства, могут реализовываться образовательные программы среднего профессионального образования
в области искусства, обеспечивающие получение этими гражданами основного общего и среднего (полного) общего образования;
- предусмотреть, что при освоении указанных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусства обучающиеся проходят обязательную государственную (итоговую) аттестацию по образовательной программе основного общего образования и получают по ее результатам аттестат об основном общем образовании;
- установить, что приём детей на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в области искусства, предусматривающим получение основного общего и среднего (полного) общего образования, осуществляется по результатам индивидуального отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области' искусства и физическими качествами;
закрепить гарантии для граждан, обучающихся по образовательным . программам среднего профессионального образования в области искусства, предусматривающим получение основного общего и среднего (полного) общего образования, по переводу в иные образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы, в случае принятия решения об их отчислении из образовательного' учреждения среднего профессионального образования;
3) в части введения ассистентуры-стажировки как вида послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительским специальностям:
- закрепить ассистентуру-стажировку как самостоятельный вид послевузовского профессионального образования, предусмотрев, что гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование в ассистентуре-стажировке и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, проводимую в форме защиты итоговой
квалификационной работы, выдаётся документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, форма которого устанавливается Минкультуры России;
- установить правовой статус ассистентов-стажеров, предоставив им права и гарантии, аналогичные правам аспирантов;
- предусмотреть установление Минкультуры России федеральных государственных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования в ассистентуре-стажировке;
- наделить Минкультуры России полномочиями по утверждению и согласованию с Минобрнауки России положения об ассистентуре-стажировке.
2. Принять к сведению информацию о необходимости установления:
- для педагогических работников детских школ искусств, в том числе концертмейстеров, единую норму часов недельной нагрузки в объеме 18 часов;
для концертмейстеров образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусства, 720 часов в год за ставку заработной платы;
- для концертмейстеров образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы высшего профессионального образования в области искусства, 900 часов в год за ставку заработной платы.
3. Направить совместные предложения Минкультуры России и Минобрнауки России в Роспотребнадзор относительно целесообразности пересмотра санитарных норм и правил для детских школ искусств в части режима посещения обучающимися учебных занятий и их продолжительности с целью создания условий для обучения одаренных детей в области искусства.
4. Направить совместные предложения Минкультуры России и Минобрнауки России в Правительство Российской Федерации о необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 в части установления права ряду категорий педагогических работников, в том числе педагогическим работникам детских школ искусств, на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
5. Признать необходимость установления показателей деятельности образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы в области искусства и культуры, и критериев, необходимых для определения типа и вида указанных образовательных учреждений с учетом специфики реализуемых ими образовательных программ.
6. Одобрить в целом проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», размещенный на официальном сайте Минобрнауки России, с учетом:
сохранения предусмотренной возможности обучения лиц, имеющих квалификацию «дипломированный специалист», по программам магистратуры за счёт средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
внесения в него дополнений, касающихся наличия интернатов в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусства.
7. Минкультуры России разработать рекомендации по финансовому обеспечению образовательной деятельности детских школ искусств при реализации предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
8. Принять к сведению информацию заместителя Министра культуры Российской Федерации А.Е.Бусыгина о необходимости решения вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную
службу студентов, аспирантов, обучающихся по
образовательным программам в области музыкального искусства (фортепиано, оркестровые струнные инструменты) и хореографического искусства (артист балета).
9. Минкультуры России проработать вопрос о необходимости придания статуса национального достояния образовательным учреждениям, имеющим уникальные традиции подготовки кадров в области искусства.
10. Минобрнауки России и Минкультуры России обеспечить совместную деятельность по подготовке и проведению, а также оцениванию всероссийской олимпиады школьников в предметной области - мировая художественная культура, олимпиадные задания, по которой могли бы стать определяющими в формировании содержания в школах и учреждениях дополнительного образования.
11. Мипкультуры России:
обеспечить подготовку согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, профсоюзами, субъектами Российской Федерации обоснований по вопросам изменений нормирования труда педагогических работников и других категорий работников детских школ искусств, концертмейстеров образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы в области искусства, в связи с введением новых финансово-экономических механизмов в бюджетной сфере: нормативным подушевым финансированием, новой системой оплаты труда, переходом к новым типам учреждений (бюджетным, казённым, автономным);
разработать и направить в субъекты Российской Федерации рекомендации по определению норматива финансового обеспечения образовательных программ в области культуры и искусства.
12. Контроль за исполнением решения коллегий возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации П.В.Хорошилова и заместителя Министра образования и науки Российской Федерации И.П.Биленкину.
Министр культуры Российской Федерации А.А.Авдеев
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации С.Н.Мазуренко