instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Владимир Мединский: Не хочется объединять театры кавалерийским наскоком

Владимир Мединский: Не хочется объединять театры кавалерийским наскоком
РИА «Новости», 30 марта 2019 года

Ярославский театр драмы имени Волкова и петербургский Александринский театр могут объединиться в единый театральный комплекс: приказ об объединении 28 марта подписал министр культуры РФ Владимир Мединский. Однако позднее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкультуры об объединении, а также поручил главе министерства провести широкое обсуждение этой идеи с общественностью. В ведомстве заявили, что выполнят поручение безоговорочно. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что ситуация вокруг объединения Александринского театра и Театра драмы имени Волкова не является вопросом Кремля. Он подчеркнул, что работа Министерства культуры неоднократно получала высокую оценку президента, особенно по развитию театрального дела в регионах.

Владимир Мединский в интервью РИА «Новости» заявил, что проект объединения Александринского и Волковского театров является продуманной инициативой, среди плюсов — консолидация творческих потенциалов, интеграция финансовых и управленческих ресурсов, единая гастрольная политика и другие. В Париже, где Мединский проводил переговоры с министром культуры и СМИ Франции и гендиректором ЮНЕСКО о «Русских сезонах» во Франции-2020, в интервью корреспонденту Виктории Ивановой глава Минкультуры рассказал о проекте и о том, как работа над ним будет вестись дальше.


— В четверг премьер Дмитрий Медведев приостановил объединение Александринки и Волковского театра, поручил провести широкое обсуждение с театральной общественностью. В каком формате будет проводиться это обсуждение? Когда? С кем?

— Начну с того, что идея объединения родилась именно в коллективах обоих театров, много месяцев обсуждалась. Именно в этом ее уникальность: это продуманная инициатива снизу, а не управленческое решение сверху. Мы сделали эту идею публичной только после того, как в министерство поступило не только обращение руководителей театров, но и обращение расширенных художественных советов.

Логично, я думаю, чтобы дополнительное обсуждение прошло сначала на площадках самих театров с участием актерской труппы целиком. Насколько я знаю, и вчера, и сегодня такие собрания прошли, и к нам уже поступили письма, подписанные десятками артистов и Александринки, и Волковского театра. Затем, следующим этапом, должно быть общественное обсуждение всех тонкостей, нюансов этого особого для театральной истории события. События, которое с управленческой и творческой точек зрения имеет огромное количество плюсов.

— Например, каких?

— Во-первых, это консолидация творческих потенциалов трупп, новые возможности для качественного роста в создании новых спектаклей.

Во-вторых, это координация репертуарной политики и резкое увеличение репертуарной обоймы обоих театров.

Третье — возможность показа спектаклей на собственных площадках трех театральных столиц: и Ярославля, и Петербурга, и Москвы, где создаваемый театральный комплекс получит новую большую площадку.

В-четвертых, это интеграция финансовых и управленческих ресурсов, повышение эффективности финансового планирования, единая система продажи билетов, единая закупочная политика, единые цеха по изготовлению декораций, костюмов и так далее.

В-пятых, единая гастрольная политика и совершенно новые гастрольные возможности, которые открываются перед объединенным театром, особенно в связи с энергичной и экстенсивной политикой Министерства культуры по активизации гастрольной деятельности и по России, и за рубежом.

Шестое — совершенно иные возможности для карьерного и творческого развития артистов, в первую очередь ярославского театра. Это целенаправленные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации театральных кадров на базе наших подведомственных вузов.

Седьмое — представьте, какие перспективы открываются перед выпускниками ярославского театрального института.

Восьмое — это интересы зрителей: они увидят на сценах объединенного театра совершенно другой набор спектаклей. Фактически афиша удваивается как минимум, а то и утраивается. Особенно, конечно, речь идет о ярославских зрителях, любителях театра. Ярославль — это театральный город с прекрасной аудиторией, умной, развитой, подготовленной. Теперь у них театральная жизнь забьет совершенно другим ключом!

Девятое — это совершенно реальные планы [худрука Александринского театра Валерия] Фокина и [худрука Волковского театра Евгения] Марчелли превратить Ярославль в своего рода третью столицу драматического театра России, где будут показываться самые интересные спектакли, приезд куда будет вопросом престижа для многих театров и театралов. Как сейчас летают специально на премьеры в Пермь, в Пермский театр оперы и балета, так же будут ездить и в Ярославль. К тому же такое включение в театральную жизнь одного из городов-символов Золотого кольца может дать мощнейший импульс культурному туризму в Ярославле.

Десятый плюс: данное объединение — редкий пример исторически обусловленного процесса. Я напомню, опуская детали, историю. «Первый русский театр Волкова» — это первая профессиональная театральная труппа, но у него не было ни как такового статуса, ни юридической основы, ни сцены. Волков со своими друзьями выступал в разных местах в Ярославле, а вскоре был приглашен в Петербург. И уже в Петербурге императорским указом 1756 года был официально учрежден первый государственный театр под руководством Сумарокова, из колыбели которого выросла Александринка. Труппу же артистов учрежденного театра возглавил тот самый Федор Волков! Фактически и первая профессиональная труппа из Ярославля, и первый национальный театр в Петербурге, как учреждение, имеют право возглашать себя первым театром в России. Что поразительно — они оба связаны именем Федора Волкова. В этом историческая уникальность момента: объединившись, спор заканчивается — оба театра становятся во всех смыслах первым, по рождению, национальным театром России. Такого рода исторические совпадения воистину промыслительны.

Вот это все нужно рассказать общественности, это все надо рассказать людям. Петербургская сторона с самого начала на всех уровнях — и власти, и коллектив театра — поддержала идею, а в Ярославле у общественности есть некоторые сомнения. Их нужно спокойно разъяснить, только в форме диалога.

— Насколько идея была проработана министерством? С кем проводились консультации? Были ли те, кто выступал категорически против?

— Это предложение сначала прорабатывалось в обоих театрах, потом пришло в министерство. Нам тоже понравилось. Подчеркиваю: это не административное решение. Поэтому со стороны министерства мы не собираемся вообще никого «за советскую власть» агитировать и «в светлое будущее» тащить насильно. Обсуждать детали, объяснять — готовы.

Как мне сказали в руководстве ярославского театра, вчера из актерской труппы около 80% подписали обращение в Минкультуры с просьбой не тормозить, ускорить этот процесс. Из Александринки — 100%. Мы-то, как вы знаете, не против. Но зачем ускорять, не объяснив гражданам. Если у них есть вопросы?

На все эти вопросы руководство театров и должно ответить в рамках той общественной дискуссии, которую очень мудро предложил провести премьер-министр. Надо людям объяснить. Надо с людьми разговаривать. Реакция ярославской общественности — она довольно противоречива. Я слежу за откликами: есть много выступлений за, есть против. За весь вчерашний день, переполненный эмоциями, я выслушал много аргументов за, но не услышал ни одного сущностного аргумента против, кроме «почему с нами не посоветовались?». Что ж, надо исправить, посоветоваться, поговорить, подумать. Не спешить.

Позиция Минкультуры такова: этот план нам кажется очень интересным, мы видим в нем одни плюсы, лишь часть из которых я перечислил. Но надо, чтобы эту позицию разделили и граждане, поняв, что здесь никто ничего не теряет, все только приобретают.

— А почему, кстати, не посоветовались с ярославскими властями, с губернатором Дмитрием Мироновым? Может, пониже был бы тогда градус политической дискуссии?

— Во-первых, по правде говоря, планы объединения давно ни для кого не были секретом.

Во-вторых, надо понимать психологию артистов, они-то полагают, что это все совершеннейшее внутреннее дело самих театров. Вот первый зам Калягина по СТД, прославленный народный артист России Евгений Стеблов, вообще заявил, цитирую: «Никто извне не должен давать театрам команды. Хотят — объединяются, не хотят — не объединяются». То есть логика театров вполне четкая: а вообще при чем здесь «общественность, партии и профсоюзы»?

На практике же я лично согласен, есть разумные вопросы, которые задают ярославские региональные власти. Хотя они не участвуют в финансировании ярославского театра — это полностью федеральный театр, на сто процентов находящийся на федеральном содержании. Но по существу, а не по бухгалтерии он театр ярославский, историческое и культурное достояние и всей России, и города, его жителей. Конечно, у руководителей области болит душа за то, что происходит в регионе, они несут за это ответственность. Их обеспокоенность мне понятна.

Что ж, это хорошо, уверен, от такого неравнодушия тоже будет польза театру. Мы видим, как театр нужен руководству региона, так что, надеюсь, теперь с полным основанием можем рассчитывать на их поддержку не только словом, но и делом, материально.

— Не думаете ли вы, что «иные» театральные деятели боятся, что следующими оптимизируют их?

— Ни в коем случае не применял бы здесь слово «оптимизация». Все-таки под оптимизацией сейчас принято подразумевать сокращение, а мы ведем речь только о развитии и росте. Объединенный театр, если объединение состоится, будет существенно превышать по своим творческим и финансовым возможностям оба существующих театра, взятых по отдельности. Думаю, в разы будет превышать. Чего боятся «иные» театральные деятели? Не знаю, мне лично никто ничего не говорил. Может, кто-то просто завидует.

А вот директор «Мариинки», великий маэстро Валерий Гергиев, у которого лично за плечами предметный опыт такого объединения, — он ничего не боится. Он, наоборот, рад за коллег и публично уже пожелал им успеха. И, повторяю, Гергиев знает, о чем говорит. Более того, он убежден, что динамика развития культурных институций в регионах должна опережать столичную, и в такого рода интеграциях видит эффективнейший инструмент этого развития.

— Есть ли сейчас аналогичные предложения в проработке? Приняты ли по ним уже предварительные решения? Будут ли они теперь подвергнуты ревизии?

— Это уникальный пример, когда реорганизация предлагается не сверху, административным путем, а изнутри. А в целом прецеденты есть, только не объединений, а присоединений. Так, мы присоединили Камерный музыкальный театр имени Покровского к Большому театру, мы присоединили Театр Симонова к Вахтанговскому, таких примеров немало. Мы создали на базе одного театра новую сцену, сверхпопулярную «Филармонию-2» со строительством там одного из лучших концертных залов России — Концертного зала Сергея Рахманинова. Каждая из этих реорганизаций приносила пользу и учреждениям, и, самое главное, гражданам.

Все они на каком-то этапе казались болезненными. Чего стоило только присоединение к Мариинскому театру Приморского театра оперы и балета, создание на его базе филиала Мариинки во Владивостоке?! Я уже упоминал этот опыт, когда ссылался на маэстро Гергиева. Это была гораздо более сложная история, с огромными расстояниями. И это был, между прочим, не федеральный, а региональный театр, сверхсовременный театральный комплекс. Регион отдавал «свое, родное». Но приморские власти пошли на этот шаг и в результате выиграли — и власти, и жители. Больше продажи билетов, больше популярность театра. Приезжают туристы из Японии и Кореи, у них в программе особо — посещение Приморской сцены Мариинского театра.

Соседи посмотрели на приморский опыт — и тоже захотели сделать регион привлекательным и создать лучшие условия для жителей. Теперь Олег Кожемяко (приморский губернатор) просит, чтобы еще и Александринка пришла к ним в регион. И Сахалин ждет с нетерпением, когда та же Александринка, вместе с не менее значимым для Сахалина Театром Чехова, откроет там свою сцену. Да что говорить? Севастополь, Калининград, Кемерово — все ждут, когда откроются новые совместные с Москвой и Петербургом театральные проекты.

Выгоды очевидны. Бывает, кто-то из менеджеров сцены на местах суетится, боится прогадать, лишившись теплого местечка. Но ведь наша задача не защищать интересы менеджмента, комфортно чувствующего себя первыми на деревне, а работать для наших сограждан — особенно не столичных, а в регионах — работать во имя развития культуры.

— Не считаете ли вы, что русская культура потеряет два знаменитых бренда, а нового может и не приобрести?

— А кто вам сказал про какую-то «потерю брендов»? С чего это вообще взяли? Никакой театр не предполагается ни ликвидировать, ни сокращать. Названия обоих театров сохраняются, статус сохраняется. Оба названия указываются в официальном логотипе и названии объединенного театра. По отдельности остаются и Академический театр Федора Волкова, и Академический Александринский театр, а вместе — это Первый национальный театр России, плюс у него появляется общая московская площадка.

Интеграция же, сложение ресурсов — это процесс естественный и нормальный. Новшество в нашем случае только одно: это собственно статус национального театра. В нынешнем проекте концепции Закона о культуре по поручению президента прорабатывается особый статус национальных учреждений культуры. Так принято во многих странах, в частности здесь, во Франции, и этот статус будет предполагать дополнительную господдержку. Мы к этому готовы. Поэтому коллективы обоих театров существенно выиграют при придании им такого особого, объединенного статуса национального театра. Причем финансирование будет идти не путем перераспределения средств между другими театрами, а именно за счет дополнительных мер господдержки, не в ущерб никому из имеющихся сейчас других коллективов. Я подчеркну, что у нас даже в самые тяжелые кризисные времена не урезалось финансирование в рамках госзадания начиная с 2014–2018 года ни одному федеральному театру, хотя в других отраслях и регионах это происходило. А у нас с федеральными учреждениями никогда такого не случалось. Это все делалось за счет внимательной финансовой политики министерства.

— Можете ли вы как-то обозначить сроки следующих шагов в проекте по объединению театров?

— Это настолько хорошая история, что ее совсем не хочется делать кавалерийским наскоком. Хочется, чтобы в нее все поверили. Предложение Медведева провести широкое общественное обсуждение мне кажется самым точным и правильным, что можно сделать в этой ситуации. Торопиться нам некуда.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба