Автографы и прижизненные издания Чайковского представлены в РГБ на выставке к 175-летию композитора
Автографы и прижизненные издания Чайковского представлены в РГБ на выставке к 175-летию композитора
В Российской государственной библиотеке открылась Всероссийская конференция исследователей творчества знаменитого композитора, а также масштабная экспозиция, связанная с именем классика. Выставка, развернутая в залах нотного отдела рукописей, насчитывает более 600 экспонатов: ноты, книги, газетные вырезки, программки, карты, открытки, диссертации, грампластинки. Здесь представлены также фотопортреты композитора с его автографами. Отдельное место уделено Международному конкурсу имени П.И.Чайковского. В залах РГБ можно увидеть афиши и плакаты, посвященные смотру, начиная с 1958 года.
«Особый акцент сделан на прижизненных изданиях Чайковского, напечатанных в типографии Петра Юргенсона, ставшего основным издателем его произведений, — рассказывает завотделом нотных изданий РГБ Алла Семенюк. — Их связывали прочные, многолетние деловые и дружеские отношения. Они познакомились в 1866 году, когда Чайковский по приглашению Рубинштейна приехал в Москву в качестве профессора только что открывшейся консерватории. Издатель предугадал в молодом профессоре гениального музыканта и, начав издавать его сочинения, способствовал их признанию и широкому распространению как на родине, так и за рубежом». Произведения Чайковского издавались Юргенсоном довольно быстро. К первой постановке оперы или балета, как правило, появлялись в продаже клавиры. Это способствовало быстрому знакомству музыкантов и любителей музыки с новыми сочинениями композитора. Партитуры опер и балетов приобретали в основном театры Москвы и Петербурга, поскольку располагали необходимыми средствами.
Тема изданий произведений композитора обсуждалась и на конференции исследователей творчества Петра Чайковского. Одну из дискуссий посвятили личной библиотеке мастера, которая хранится в доме-музее композитора в Клину. Завотделом рукописных источников музея Ада Айнбиндер отметила, что собрание насчитывает почти 1,5 тысячи книжных, нотных и периодических изданий, которые были сознательно собраны Чайковским и которыми он пользовался значительную часть жизни. «Эта библиотека требует дальнейшего детального изучения, так как при этом можно выявить отдельные этапы творческой работы мастера и скрытые смыслы, заложенные им в произведениях», — добавила она. Особое внимание участников привлекла тема русской эмиграции во Франции. «В эмиграции оказались люди, непосредственно связанные с Чайковским, родственники, ученики, знакомые. Ее представители хранили имя композитора как один из символов своей потерянной родины, а почти каждый концерт, посвященный русской музыке, обязательно включал произведения Чайковского», — сказала замруководителя отдела русского зарубежья РГБ Елена Короткова. «Можно смело утверждать, что он был самым исполняемым композитором в этой среде, только в хронике культурной жизни Франции 1921–1975 годов его имя упоминается более 400 раз», — отметила она.
Для справки:
175-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского (1840–1893) будет отмечаться 7 мая. Он является автором десяти опер, трех балетов, шести симфоний и множества камерно-вокальных и инструментальных произведений. В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых ее студентов по классу композиции. Закончил консерваторию в 1865 году с большой серебряной медалью. А 1 сентября 1866 года, когда в Москве также была открыта консерватория, Чайковский, по приглашению Николая Рубинштейна, стал в ней первым профессором по классу композиции. Стоит отметить, что композитор слышал практически все свои сочинения, многими дирижировал сам и получил мировое признание еще при жизни.
В РГБ с именем Чайковского связано огромное количество документов начиная со второй половины XIX века и заканчивая началом XXI. Наибольшую значимость имеют прижизненные издания сочинений Чайковского, вышедшие из печати с 1866 по 1893 год, это ноты, теоретические труды, его переводы.