instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Комментарий Минкультуры России по кадровым изменениям в Новосибирском академическом театре оперы и балета

Комментарий Минкультуры России по кадровым изменениям в Новосибирском академическом театре оперы и балета

Комментарий Минкультуры России по кадровым изменениям в Новосибирском академическом театре оперы и балета

В результате конфликта вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске возникла нездоровая ситуация, которая, к нашему глубокому сожалению, потребовала вмешательства Министерства культуры РФ.

Б.М.Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя.

В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества — и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований.

К сожалению, уже в самой постановке «Тангейзера» содержались сцены, вызвавшие публичные и острые протесты.

В течение нескольких месяцев министерство пыталось добиться от Б.М.Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, в течение нескольких месяцев пыталось сохранить его как руководителя театра.

Несмотря на неоднократные требования со стороны общественности, многих деятелей культуры, членов Общественного совета принять административные, финансовые, кадровые решения, Минкультуры России, как учредитель, фактически взяло театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта. (Позиция министерства по итогам слушаний.)

Но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение. Ситуация, когда они подвергаются демонстративному глумлению, оборачивается жестким противостоянием в обществе, нередко приводящим, как мы недавно видели, к человеческим жертвам. Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений.

И главное — не увидели понимания простой вещи: федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет.

Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения.

С другой стороны, и представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей.

Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах.

Надеемся, что все стороны извлекут из «дела о постановке «Тангейзера» правильные уроки.

Призываем руководство Новосибирской епархии отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога.


КОММЕНТАРИИ:

Башмет Юрий, музыкант, педагог:

«Конечно, все нужно рассматривать в контексте и видеть весь продукт целиком. Но это никак не может оправдывать ту пошлость, что я видел на фотографиях. Режиссер — это творец. Но директор государственного учреждения должен быть прагматиком. Директор как раз и есть тот человек, который должен уметь прогнозировать, как может быть воспринята постановка. И если надо — изменить эстетику. Но раз он не в состоянии по каким-то причинам это сделать, он должен уйти. Министр принял решение, которое я считаю настоящим мужским поступком. Он не только поступил как мужчина, но и как государственный муж».

Борода Александр, президент Федерации еврейских общин России, член Общественной палаты РФ: 

«Я поддерживаю решение Министерства культуры об увольнении директора Новосибирского театра оперы и балета. Считаю, что свобода творчества заканчивается там, где начинается оскорбление чувств верующих, оскорбление личности, где призывают к насилию, где на сцене или экране идет речь о разврате и распутстве и о тех, к сожалению, сейчас активно пропагандирующихся псевдоценностях, которые на самом деле разлагают общество. По-настоящему директор театра должен думать о том, что он хочет донести до зрителя, что он созидательно хочет принести в зрительный зал. В данном случае руководитель Новосибирского театра мог принести не просто негатив в умы тех, кто пришел посмотреть спектакль, а мог стать причиной большого раздора, большого межнационального и межрелигиозного конфликта. Люди, занимающие такие посты, должны понимать глубину ответственности, понимать, что они делают, подразумевая все возможные последствия. Министерство приняло абсолютно верное государственное решение с точки зрения согласия в обществе, уважения к россиянам разных конфессий. Это правильное и примиряющее решение».

Герасимов Евгений, режиссер, председатель Комиссии Московской городской думы по культуре: 

«Поддерживаю решение руководства Минкультуры России. Надо уважать людей, для которых ставишь спектакли, снимаешь кино. Да, режиссер, как правило, увлекается своей постановкой, замыслом. И не всегда способен со стороны взглянуть на свое детище. И тут должен брать на себя ответственность руководитель театра. Ответственность за то, что делается. Особенно в учреждениях, которые финансируются из бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков, зрителей. И если зрители негодуют от того, что видят на сцене, значит, руководитель должен иметь смелость признать ошибку и, конечно, найти в себе силы извиниться перед теми, чьи чувства были оскорблены. Насколько я понимаю, он этого не сделал».

Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель Московского театра Et Cetera:

«Скажу сразу: я нахожусь в затруднительном положении. С одной стороны, я последовательный сторонник свободы творческой деятельности, гарантированной нам, замечу, Конституцией. Единственно и только в условиях свободы Художник может реализовать свой творческий потенциал, исполнить свое предназначение, свою миссию. Но я также понимаю, что свобода нигде не является абсолютной.

Единственный способ дать возможность режиссеру, художнику в полной мере самовыразиться — дать ему творческую свободу. Но режиссер не принимает решения о публичном показе спектакля. Решение о том, показывать спектакль зрителям или нет, — полностью ответственность директора театра. А то, что рядом с молодым постановщиком был многоопытный, известный и уважаемый в нашей профессиональной среде директор, должно было стать гарантией и успеха, и невозможности случившегося противостояния. Но не стало, к сожалению. Итог печальный. И для директора. И для театра. И для спектакля. И для всех нас. Печальный, но, надо признать, закономерный».

Кончаловский Андрей, режиссер: 

«События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение Министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске.

Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями.

Папа Франциск в своем выступлении перед Европарламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса европейской цивилизации. Европа перепутала цели и средства: материальные ценности, деньги, вместо того чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, — средством же стал человек.

В искусстве эта подмена выражается в том, что целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.

Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Курленя Константин, ректор Новосибирской государственной консерватории: 

«Начнем с того, что приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. Это решение нельзя назвать неожиданным, потому что в контексте той ситуации, которая продолжает раскручиваться вокруг «Тангейзера», оно является абсолютно мотивированным, оправданным. Других решений быть не может, поэтому с ним надо согласиться и продолжать работать дальше».

Легойда Владимир, председатель Синодального информационного отдела РПЦ:

«Владимир Мединский принял все возможные меры для налаживания диалога. Полагаю, что в данной ситуации Министерство культуры старалось сделать все возможное для предотвращения необходимости принятия кадровых решений. По существу, Министр культуры сам выполнил все функции, ответственность за которые лежала на директоре театра Б.Мездриче. В условиях дефицита диалога между Новосибирским театром и местной общественностью Министерство культуры инициировало обсуждение этой очевидно конфликтной ситуации. Затем, по итогам открытой дискуссии, в пределах своих полномочий сформулировало компромиссные рекомендации и направило их в театр. Когда эти рекомендации не были выполнены, Министр принял решение в рамках своей компетенции, которое, как я слышал, не оспаривается бывшим директором театра».

Магомедов Магомедсалам, заместитель руководителя Администрации Президента РФ: 

«Решение Министерства культуры в этой ситуации — единственно правильное и верное. Новосибирская постановка оперы «Тангейзер» привела к противостоянию светской и религиозной общественности. Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя. Здесь, как на лакмусовой бумажке, отражаются трудности нашей работы в реализации государственной национальной политики. Из любой, казалось бы, мелочи можно путем манипулирования общественным сознанием раздуть межконфессиональное противостояние. Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество».

Малышев Владимир, президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры:

«Я знаком с Борисом Мездричем достаточно давно и все эти годы знаю его как спокойного, вдумчивого профессионала. Когда появилась информация о спектакле «Тангейзер», меня удивило, что профессионал такого класса и опыта не учел ситуации, которая может возникнуть.

Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна. В этом целостность России. Сегодня в мире мы видим огромное количество столкновений именно на религиозной почве. Это острые вопросы, ведущие либо к единению, либо в пропасть. Мы должны это понимать и прилагать все усилия, чтобы даже ненароком никого не задеть и не обидеть.

​В настоящее время,​ в погоне за краткосрочным поднятием зрительского интереса, часто подменяют понятия. Скандалом и эпатажем зрителя можно привлечь быстрее, чем настоящим творчеством. У нас нет цензуры, но на руководителе творческого, да еще и государственного заведения — двойная внутренняя ответственность. А директор театра — это не просто хозяйственник, отвечающий за ремонт и выплачивающий зарплату. Это еще и творческий руководитель. Мы все понимаем, что искусство может повернуть сознание совершенно в противоположную сторону. И руководитель должен относиться к творчеству вдумчиво.​ Человек, особенно зрелый и опытный, выбирает путь сам и должен осознавать последствия своего выбора».

Марченко Александр, директор Новосибирской специальной музыкальной школы: 

«Подобная линия на «осовременивание» в соответствии с режиссерскими представлениями классических произведений, к сожалению, прослеживается в театре на протяжении ряда лет. Безусловно, театр имеет право на эксперимент. Но только, на мой взгляд, на художественно оправданный эксперимент. А не как попытку использовать шедевр для того, чтобы преподать публике свою якобы отличную от общепринятой версию, интересную по большей части лишь режиссеру-постановщику. А это уже область ответственности руководства театра и за экономику, и за репертуарную политику. Ссылки на свободу творчества и авторского самовыражения в данном случае неуместны. Необходимо учитывать ответственность руководства театра за возможные последствия осуществленной постановки».

Михайлова Тамара Анатольевна, генеральный директор Государственного академического Малого театра России:

«Вот уже 259-й сезон Государственный академический Малый театр России ставит на своей сцене классические произведения. Мы относимся к классике с уважением и трепетом, не допускаем в наших постановках мата, ню и многих других, недопустимых, с нашей точки зрения, моментов. Даже если они сиюминутно востребованы. Россия — многонациональная страна, и любая конфессия должна уважаться всеми членами общества без исключения. Кроме того, хочу отметить, что театр федерального значения — это учреждение, подведомственное Министерству культуры Российской Федерации, и приказы Минкультуры мы обязаны исполнять, отчитываясь за средства, выделенные из федерального бюджета».

Полянкин Анатолий, президент Гильдии театральных менеджеров России:

«Знаю Бориса Михайловича Мездрича много лет. Он высочайший профессионал, всегда выступал за смелый театр, не боялся экспериментов. Не его задача, как и любого директора театра, заниматься цензурированием постановок. Однако, думаю, что уже на пике конфликта, он мог остановиться, оглядеться, попытаться быть не стороной, а арбитром. В результате конфликт урегулировало Минкультуры, которое пыталось погасить уже разгоревшийся пожар. От Мездрича в Минкультуры ждали действий именно по снятию напряженности, по выходу из конфликта, его просили об этом, в том числе и Министр культуры В.Р.Мединский. Но увы… Борис Михайлович не нашел в себе силы встать на позицию учредителя».

Рожнов Олег, министр культуры Московской области:

«На территории Подмосковья проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. И нам важно, чтобы деятели культуры способствовали укреплению этого добрососедства и взаимопонимания. Любой автор имеет право на свое прочтение произведения, но не нужно переходить грань, которая отделяет творческую самореализацию от кощунства и оскорблений».

Сотириади Рената, режиссер, замдиректора Театра на Таганке: 

«Сначала я увидела фотографии, затем — видеозапись. Как профессионал посмотрела весь спектакль. Очевидно — там есть контекст, оскорбляющий чувства верующих людей. Новосибирский театр оперы и балета — это величина, это знаковый театр не только для нашей страны. И его репертуар должен быть профессионально выверен, здесь ключевой подход — аккуратное отношение к содержанию, здравый смысл в подборе спектаклей. А для экспериментов есть малые сцены и лаборатории. Решение Министра — абсолютно закономерный шаг, он не должен оправдываться».

Шахназаров Карен, режиссер, зампредседателя Совета по культуре при Президенте РФ: 

«Новосибирский театр — государственное учреждение культуры. И государство, финансируя его деятельность, в том числе и театральные постановки, имеет право не только высказывать пожелания и замечания к сценарию, трактовке произведений, но и, в случае разночтений с руководством театра, невыполнения со стороны руководителя требований Министерства культуры, уволить директора. Хотя до этого, конечно, лучше не доводить. Всегда можно найти необходимый компромисс».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре: 

«Совершенно правильное и закономерное решение. Определенно, без экивоков обозначена позиция руководства Министерства культуры России.

Появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения».


ПУБЛИКАЦИИ СМИ ПО ТЕМЕ:

Щеблыгин: Директора Новосибирского театра уволили правильно

Член Совета Федерации Сергей Щеблыгин поддерживает решение Министра культуры Владимира Мединского, уволившего директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича из-за скандальной оперы «Тангейзер».

Как сказал «Интерфаксу» сенатор, это решение является абсолютно правильным. «Я солидарен в этом вопросе с главой Минкульта и считаю, что это решение об увольнении является юридически выверенным. И если бы я сегодня был в Новосибирске, то стоял бы плечом к плечу с протестующими против столь вольной интерпретации классического произведения», — заявил С.Щеблыгин, являющийся членом Комитета по культуре верхней палаты парламента.

По его мнению, недопустимо показывать образ Христа «в каких-то там модернистских конструкциях». «Недопустимо использовать почитаемые образы для оформления спектакля, вызывая тем самым скандал и раскол в обществе», — пояснил собеседник агентства.

Такая трактовка режиссера оскорбляет чувства, в том числе верующих, подчеркнул сенатор.

«Я видел самые разные интерпретации тех или иных классических вещей, но в данном случае используется образ Спасителя и при этом затрагиваются в неуважительном ключе чувства верующих — это невозможно поддержать», — констатировал С.Щеблыгин.

Он напомнил, что режиссера спектакля не раз просили убрать спорные и оскорбительные моменты спектакля, однако тот этого не сделал. «Если бы режиссер убрал те моменты, которые вызывают возмущение общественности, то ничего бы этого не произошло», — уверен сенатор.

По его мнению, оперу необходимо отредактировать таким образом, чтобы она не задевала чувства верующих. «Есть классическое либретто Вагнера. И зачем нужно было переделывать классику таким образом, чтобы Иисус Христос выступал в качестве действующего лица с какими-то определенными размышлениями. Поэтому если хотят оставить спектакль, то его надо существенно подредактировать, убрав все, что оскорбляет чувства верующих», — подчеркнул С.Щеблыгин.

При этом, добавил он, в оперу нужно внести «приличную интерпретацию». «Нельзя, каким бы творческим ни был режиссер, делать то, что людей раскалывает, ведет их стенка на стенку», — заявил сенатор.

nsn.fm/hots/shcheblygin-direktora-novosibirskogo-teatra-uvolili-pravilno.php

Казакова: «Тангейзер» обидел многих людей

Постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета оскорбила чувства верующих и обидела многих людей, считает депутат Госдумы от «Единой России», руководитель партийного проекта «Культура и время» Ольга Казакова.

«Я не могу относиться положительно к постановке «Тангейзер». Вещи, которые оскорбляют религиозные чувства людей, не могут заслуживать уважения», а опера «Тангейзер», «сыграв на очень ранимой теме, обидела многих», считает депутат.

По ее мнению, работы других режиссеров показывают, что можно создавать интересные вещи, не играя на грани фола. «Можно обходиться без голых сцен, мата, без нарушения нравственных принципов. Можно делать без всего этого хорошие постановки, и на них будут идти зрители», — убеждена парламентарий. «Почему наши режиссеры не используют нравственные ориентиры? Зачем в угоду кассовому сбору надо делать такие вкрапления, которые нарушают все нравственные принципы?» — задается вопросом Казакова.

Комментируя приглашение генерального директора Большого театра Владимира Урина постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина к сотрудничеству, депутат выразила уверенность, что «после скандала в Новосибирске все работодатели сделают вывод». «Работу режиссера обычно оценивают комплексно. Возможно, Кулябин проявил себя хорошо в других постановках. Но опера «Тангейзер» оскорбила многих, а работодатели думают прежде всего о зрителях и отталкиваются в своих решениях от их реакции», — цитирует заявление Казаковой пресс-служба «Единой России».

Скандальная опера «Тангейзер» была поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета в декабре 2014 года. Действие в спектакле перенесено в наши дни. В версии режиссера Тимофея Кулябина Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер.

После обращения в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона против режиссера спектакля и директора театра Бориса Мездрича были возбуждены административные дела по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».

nsn.fm/hots/kazakova-tangeyzer-obidel-mnogikh-lyudey.php


Минкультуры пояснило причины увольнения Мездрича

Уволенному директору Новосибирского театра оперы и балета Борису Мездричу ранее было предложено принять ряд мер в связи с постановкой оперы «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина, однако он не выполнил рекомендации. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» рассказал заместитель Министра культуры России Владимир Аристархов, передает «Интерфакс».

По его словам, министерство заявило о недопустимости постановки на бюджетные деньги спектаклей, которые «вносят раскол» в общество и «оскорбляют огромную массу жителей». При этом Мездричу «было указано на недостаточность контроля за тем, что происходит в театре, что ставится, и было предложено принять ряд мер».

В частности, было предложено убрать постер, на котором между ног обнаженной женщины изображен распятый мужчина. Также было рекомендовано «внести определенные иные изменения в обстановку, чтобы убрать оскорбляющие людей моменты, извиниться перед всеми вольно и невольно оскорбленными, а также разъяснить, в чем смысл постановки, в чем смысл, замысел Вагнера, который ничего такого не имел в виду, кощунственного», уточнил Аристархов.

Из всего этого был выполнен лишь один пункт — убран постер. Однако не последовало ни извинений, ни разъяснений, ни изменений, которые было рекомендовано внести.

«Возможны любые самые смелые трактовки классики, но они не должны быть кощунственными и оскорбительными», — подчеркнул замминистра. «Но также мы не считаем правильным, когда споры в области творчества решаются в судах путем массовых митингов. Это неправильно», — подчеркнул он.

Ранее стало известно об увольнении Мездрича с должности директора Новосибирского театра оперы и балета. Новым директором назначен Владимир Кехман, возглавляющий Михайловский театр в Санкт-Петербурге.

www.rbc.ru/rbcfreenews/55181f909a7947f22cdcc34b

Глава комитета Госдумы считает, что «Тангейзер» поставили для дестабилизации общества

Глава комитета Госдумы Ярослав Нилов считает, что целью постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре была дестабилизации общества. Об этом сообщает «Интерфакс».

«Вся эта история привела к тому, что общество начали раскачивать и делить пополам, сегодня в Новосибирске пытаются устроить дестабилизацию — это, видимо, и есть та цель, для чего такую оперу поставили в Новосибирске», — заявил Нилов.

По его словам, администрация должна была осознать «остроту» религиозного вопроса и не допустить постановку оперы.

www.gazeta.ru/culture/news/2015/03/29/n_7060725.shtml

Магомедов: репертуар гостеатров, возможно, надо просматривать

Замглавы Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов считает, что принятое Минкультом РФ решение об увольнении директора новосибирского театра Бориса Мездрича правильное. «Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей», — добавил он.

Репертуар государственных театров перед показом, возможно, нужно просматривать во избежание ситуации с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, считает замглавы Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов.

Ситуация вокруг новосибирской постановки оперы «Тангейзер» вызвала широкий общественный резонанс после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика, что возмущает верующих.

«Я сегодня беседовал с Министерством культуры. Наверное, надо на каком-то этапе смотреть репертуар, особенно государственных театров», — сказал Магомедов журналистам в понедельник.

«Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя», — сказал он.

Магомедов считает, что принятое Минкультом РФ решение об увольнении директора новосибирского театра Бориса Мездрича правильное. «Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество», — сказал замглавы Администрации Президента.

В свою очередь, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий назвал показ постановки оперы «Тангейзер» «совершенно безобразным случаем». По его словам, тем самым был дан повод для оскорбления чувств верующих, что недопустимо ни государственному, ни частному театру.

«Сейчас главное — найти грань допустимого. И к цензуре нельзя возвращаться, но и в то же время видеть эту грань какой-то совещательный орган с участием экспертного сообщества должен. Здесь есть над чем думать», — сказал Городецкий. 

Он также считает, что региональный Минкульт запоздал с профессиональной оценкой спектакля.

Прокуратура возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного оперного театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу. Однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура обжаловала это решение.

В воскресенье стало известно, что Мездрич уволен с поста директора Новосибирского государственного оперного театра, а на его место назначен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге.

ria.ru/culture/20150330/1055367561.html


Владимир Кехман: «Тангейзер» снимается с репертуара

— Вчера я посмотрел видеозапись «Тангейзера», — сообщил Кехман «Известиям». — Смотрел до двух часов ночи. Был приятно удивлен высоким музыкальным качеством спектакля, хочу отметить прекрасную работу труппы и дирижера.

Тем не менее вынужден сообщить, что «Тангейзер» снимается с репертуара. По двум причинам. Первая — и главная: режиссер Тимофей Кулябин, с которым я намеревался обсудить ситуацию и пути выхода из нее, скрывается от меня. В течение двух дней я пытался с ним встретиться, но молодой человек так и не появился. От его имени его ассистентка пытается формулировать какие-то предварительные условия этой встречи, которые мне совершенно непонятны.

Вторая причина неожиданна для меня. Как выяснилось, театр до сих пор не рассчитался с дирижером Айнарсом Рубикисом за два спектакля «Тангейзера», которые он провел в марте 2015 года. По информации от его агентства, контракт дирижера истек 31 декабря 2014 года, и Рубикис отменил все свои выступления в Новосибирске, включая вчерашний гала-концерт в честь юбилея Чайковского. С его агентством я сейчас веду переговоры.

izvestia.ru/news/584779


Полянкин: Мездричу нужно было остановиться на пике конфликта

Экс-директору Новосибирского театра оперы и балета Борису Мездричу стоило на пике конфликта остановиться, взяв себе функции арбитра, действия же Минкультуры — это попытка погасить уже разгоревшийся пожар, говорится в обращении к Министерству культуры президента Гильдии театральных менеджеров Анатолия Полянкина, которое имеется в распоряжении РИА «Новости».

Президент гильдии подчеркнул, что «конфликта вокруг постановки нужно и можно было избежать. Для этого сторонам надо было всего лишь проявить такое близкое христианам, да и представителям других религиозных конфессий, чувство, как терпимость, попытаться договориться на начальной стадии». По его мнению, представителям церкви не следовало обращаться в правоохранительные органы и доводить дело до судебного разбирательства и «тем более до стояния людей на площади с осуждающими постановку молебнами». Полянкин считает, что достоинства и недостатки новосибирского «Тангейзера» должны были стать предметом открытой дискуссии — «пусть острой и непримиримой, но не на заседании суда и тем более не на площади у театра».

В результате конфликт урегулировало Минкультуры, которое пыталось «погасить уже разгоревшийся пожар». «От Мездрича в Минкультуры ждали действий именно по снятию напряженности, по выходу из конфликта, его просили об этом, в том числе и Министр культуры В.Р.Мединский. Но увы... Борис Михайлович не нашел в себе силы встать на позицию учредителя», — подытожил президент Гильдии театральных менеджеров.

ria.ru/culture/20150331/1055714179.html#ixzz3VyFLuJ7Y


Протодиакон Андрей Кураев об опере «Тангейзер»: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться

— Вы в Новосибирске, где опера «Тангейзер» — новостная тема номер один последних недель…

— Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, — служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините».

— То есть изначально какого-то общения авторов спектакля с широкой аудиторией не хватило?

— Да хотя бы с прессой. Потому что сначала, когда пошли сообщения об этом скандале, я всецело согласился с позицией Новосибирской епархии. До меня это донесли именно так: похабная сцена с распятием Господа на сцене театра — это возмутительно. Но потом я решил обратиться к первоисточнику — нашел либретто Вагнера, нашел либретто вашего варианта и увидел, что не все так прямолинейно. Я начал искать интерпретации спектакля Кулябина и директора театра Мездрича. И вот тут у меня ступор: директор театра молчит, его попыток объяснения в свою пользу для смущенных людей я не встретил.

Полная версия интервью: www.kp.ru/daily/26363.7/3244513

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба