Кузница большой архитектуры
Кузница большой архитектуры
«В Музее архитектуры, с одной стороны, представлены музейные экспонаты, с другой — это те артефакты, которые воплощены в творения, но зачастую не воплощены в жизнь, — открывая новую выставку в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева, заявила заместитель Министра культуры РФ Елена Миловзорова. — «Кузница большой архитектуры» — выставка масштабных, величественных проектов, представленных на советских конкурсах 1920–1950-х годов. Это своего рода история создания памятников своей эпохи».
В экспозиции представлены объекты уникальной архитектурной графики, макеты и фотографии конкурсных материалов для семи знаковых построек Москвы: это гостиница «Москва» в Охотном Ряду, редакция газеты «Известия» на Пушкинской площади, Центральный телеграф на Тверской, Библиотека имени В.И.Ленина, Концертный зал имени П.И.Чайковского, Военная академия имени М.В.Фрунзе и здание Академии наук.
На выставке прослеживается история не только самих зданий, но и городских районов, в которых они были возведены. Жизнь целых кварталов и площадей еще до того момента, как их планы вошли в конкурсные задания, история самих конкурсов, сложная судьба согласований, заказов, переработок и, наконец, строительства зданий.
Один из первых конкурсов начала 1920-х годов — на здание Дворца труда — ознаменовал начало эпохи конструктивизма в отечественной архитектуре. Но дворец так и не был построен: на отведенной для него площадке в Охотном Ряду в 1930-х была возведена гостиница Моссовета («Москва»).
«Еще до начала грандиозных московских строек 1930–1950-х годов именно благодаря проведенным конкурсам архитектурные проекты становились предметом особого внимания всей страны, — говорит директор музея, член-корреспондент Международной академии архитектуры, советник Российской академии архитектуры Ирина Коробьина. — Посетителям музея, безусловно, будет интересна история о творческих соревнованиях — не тендерах, где соревнуются деньги, а именно творческих конкурсах. Когда уже сам факт объявления конкурса порождал дискуссии в обществе — ведь объекты, которые выносились на конкурсное проектирование, имели огромное значение в том числе для будущих поколений советских граждан».
Одновременно с проведением в 1925–1926 годах открытого конкурса на здание Центрального телеграфа еще два проекта были заказаны Ивану Рербергу и Алексею Щусеву. Заказчики выбрали проект Рерберга — здание из монолитного железобетонного каркаса с пятигранной башней и стеклянным глобусом на крыше, которое было построено в 1929 году.
Конкурс на здание Библиотеки имени В.И.Ленина, объявленный в 1928 году, окончился переработкой конструктивистского решения Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха в стилистику ар-деко.
Проект авангардистского Театра массового действия Всеволода Мейерхольда был пересмотрен после ареста режиссера в 1939-м. И в 1940 году архитектор Дмитрий Чечулин построил на площади Маяковского (Триумфальной) Концертный зал имени П.И.Чайковского, использовав в своем проекте уже сооруженную основу здания.
Экскурсии для первых посетителей выставки провели ее кураторы — Ирина Чепкунова и Сергей Чобан.