instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Министр культуры Российской Федерации стал гостем программы "Вечер с Владимиром Соловьевым на телеканале «Россия-1»

Министр культуры Российской Федерации стал гостем программы "Вечер с Владимиром Соловьевым на телеканале «Россия-1»

Министр культуры Российской Федерации стал гостем программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия-1»

В эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» – Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский рассказал о законодательной деятельности Минкультуры России, о цензуре и государственной поддержке театров, отчетных показателях, субсидиях и государственной культурной политике. 

Программа вышла в эфир 2 ноября 2016 года.

О цензуре

Цензура – это процесс согласования и утверждения творческого произведения кем-то до момента его публикации, до выхода в эфир и так далее. Во-первых, цензура в нашей  стране запрещена законом. Во-вторых, она не осуществляется абсолютно и ни в каком виде. И в-третьих, даже если теоретически предположить, что в Министерстве культуры Российской Федерации найдется какой-нибудь злобный чиновник, который захотел бы что-то вычитывать и проверять, осуществить это невозможно как технически, так и организационно. Для общего понимания скажу, что Минкультуры России – это приблизительно всего 300 человек на всю страну. Это существенно меньше, чем было даже в Минкультуры РСФСР, которое было лишь частью огромного Минкульта СССР. Плюс к этому, существовали Госкино и прочее-прочее-прочее.

...Мы не только не запрещали постановок «Сатирикону», мы не запрещали постановок никогда и ни в одном театре. Ни запретов, ни разрешений, ни вычитываний, ни согласований – ничего этого с нашей стороны нет и быть не может. Мы даже не даем так называемых содержательных государственных заказов ни одному из театров. Предполагается, что мы назначаем художественного руководителя и, по сложившейся практике и по закону, этот художественный руководитель, будучи первым лицом, несет полную личную ответственность за работу своего подведомственного учреждения.

О законодательной функции Минкультуры России


Минкультуры России осуществляет и законодательную деятельность, то есть деятельность по обеспечению правовых условий для развития культуры. Мы занимаемся этим постоянно. Для сравнения приведу несколько цифр. Поскольку новая Государственная Дума Российской Федерации только-только приступила к работе, уместно будет сравнить период работы предыдущего созыва с более ранними. Так вот в этот период по нашей инициативе было принято около 30 законодательных актов. За несколько предыдущих отчетных четырехлеток в среднем принималось три. И каждый из них защищает культуру.

О государственной поддержке театров


У нас в стране большое количество театров. Несмотря на разговоры об оптимизации и сокращении, в действительности за годы российской власти по сравнению с СССР количество театров, поддерживаемых государством, увеличилось на 70%.

Как финансируются театры? Им ежегодно выдается определенная государственная субсидия, из которой оплачивается содержание имущества. При этом все имущество – государственное, зарплаты работников и технического персонала, здесь же заложены и средства на постановки. Иногда дополнительные премьерные постановки финансируются сверх этой субсидии. Кроме того, уже три года, как мы воссоздали федеральный гастрольный центр, так что сейчас есть возможность дополнительно получить госфинансирование на проведение гастролей по стране и за рубежом. Все доходы, которые получает театр – от билетов, от буфетов, от спонсоров, от продажи программок, - полностью остаются в распоряжении театра.

В провинциальных театрах есть большая проблема: в силу ограниченности бюджетов размер государственной субсидии очень небольшой. Там не такие большие доходы от продажи билетов, как, например, в наших театрах-лидерах. Во многом из-за того, что не слишком высока покупательная способность населения. Я недавно вернулся из Астрахани. Там построен замечательный театральный комплекс оперы и балета. Он пользуется большой популярностью. Средняя цена билета в партер там – 400 рублей. Мы должны понимать, что это сложно сравнивать с московскими ценами.

Наличие репертуарного театра – это исключительно российский опыт. По большому счету, нигде в мире такого нет. Есть Венгрия, где работают 10-12 репертуарных театров как наследие социализма. Во Франции, в Париже, поддерживаемых на государственном уровне театров всего два. В большинстве своем театры работают в гораздо более сложных экономических условиях, чем в нашей стране. Но это не значит, что мы должны от этого отказываться. Это наше конкурентное преимущество. И мы как профильное министерство всегда стараемся сделать все, чтобы наши театры жили лучше.


Об отчетных показателях театров


Художественная политика театров – полностью в компетенции художественного руководителя. Мы анализируем деятельность подведомственных нам театров, учитывая такие показатели, как:

а) финансирование;
б) заполняемость залов; для нас очень важно, чтобы в театрах, которым мы выделяем субсидию, билеты продавались, чтобы он не жил только на государственные деньги. Востребованность публикой – один из ключевых критериев;
в) количество премьер – как там освежается репертуарная политика
г) сколько внебюджетных доходов он привлекает.

Поверьте мне, я внимательно слежу за ежеквартальными отчетами театров. Там только цифры, там нет оценочных суждений «хорошо» или «плохо», красное или желтое. Только цифры. 


О культурной политике


Мои взгляды всем известны, я их не скрываю. Но при этом я никогда не навязываю свою позицию художественному руководителю театра, если мы доверили ему этим театром руководить. Что же касается общих рамок, то они у нас очень конкретные – «Основы государственной культурной политики», сформулированные Президентом России. Там черным по белому написано, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Что допустимо в культурной политике государства, а что – недопустимо. 

Эти основы в некоторых наших театрах распечатаны, я видел это собственными глазами, и они вывешены на стенде рядом с кабинетом директора. Это не означает, что кто-то снимет постановку, если она этому не соответствует. Но художественный руководитель театра должен понимать: в стране цензуры нет и не будет, но свои действия, руководя государственным театром, он должен соотносить с тем документом, который подписан выбранным Президентом.

Решение о закрытии спектакля может принять исключительно художественный руководитель. И только он. Он несет абсолютную ответственность.

Художественные руководители назначаются в зависимости от статуса театра. Если речь идет об областном или муниципальном театре, то региональные и муниципальные власти. В федеральных театрах худруки назначаются либо Министром культуры, либо распоряжением главы Правительства.


О кино


2014 и 2015 годы -  рекордные для России по соотношению количества и качества международных наград на кинофестивалях. Буквально месяц назад мы поздравляли Андрея Кончаловского с очередной наградой - «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля. 

Система отбора работает следующим образом: сценарии читает несколько разных групп экспертов, затем происходит открытая защита проекта. Мы впервые ввели её несколько лет назад, раньше этого не было. Творческая группа (создатели фильма) проводит так называемую "защиту проектов". Они рассказывают, что это будет за фильм, о чем он, сколько он будет стоить, кто будет сниматься, где будут локации, какой бюджет, что это даст киноотрасли. Затем члены творческих советов голосуют и дальше простым рейтинговым голосованием определяются победители.


О контроле расходования средств


У нас создана многоуровневая система контроля - это, конечно, не панацея, но благодаря этому за последние два года, а Вы знаете, что бюджет во всех социальных ведомствах достаточно жесткий, нам удалось, благодаря дополнительным скидкам, многократной перепроверке смет, сохранить уровень прямого субсидирования всех наших федеральных музеев библиотек и театров на уровне 2014 года. Который был Годом культуры и тогда было максимальное за историю новейшей России финансирование учреждений культуры. 

В 2015 и 2016 годах мы по совокупности для всех наших учреждений сохранили финансирование. Это, я считаю, важнейшее достижение Минкультуры России, потому что очень важно - какие финансовые возможности есть у наших учреждений и у людей на местах. 


О повышении зарплат в учреждениях культуры


Зарплаты в наших государственных учреждениях культуры недостаточные. Мы боролись и продолжаем бороться за их повышение. Денег мало, но работать все равно нужно и надо делать всё, что ты можешь в рамках имеющегося финансирования. Для понимания: с 2011 года размер зарплат наших работников культуры в среднем вырос в два и более раза. Это самый большой рост среди всех социальных отраслей, даже если сравнивать со здравоохранением, образованием, системой пенсионного обеспечения. Конечно, у нас было страшное недофинансирование, тем не менее, нам удалось обеспечить более чем двукратный рост, и это не только заслуга министерства, это заслуга лучших управленцев в сфере культуры. 


О внебюджетных доходах учреждений


Есть театры, которые зарабатывают по 2 рубля на каждый рубль госдотации. Лидеры: Большой и Мариинский театры, МХТ Чехова, Театр Европы, Российский академический молодежный театр, Театр наций и Вахтанговский театр, у которого вообще самые лучшие показатели среди драмтеатров. Среди музыкальных организаций это, например, Московская филармония, где в этом году мы поставили абсолютный рекорд по продажам абонементов со времен создания Московской филармонии при Луначарском. 

Такого внимания наших граждан к классической музыке не было никогда. Мы стараемся поощрять наиболее успешных управленцев, поэтому мы ввели с прошлого года так называемые премиальные сертификаты Минкультуры России. Театры-лидеры в конце года получают дополнительную премию на развитие театральной инфраструктуры, в том числе на  покупку новых костюмов, занавесов и так далее. Это большие деньги - по 18-20 миллионов рублей каждому театру. Мы увязали зарплату, причем даже руководителям музеев, с количеством внебюджетных доходов. Если растут продажи билетов, то зарплата растет почти пропорционально.


О работе в системе госуправления


Работая в системе госуправления, надо понимать две вещи: поскольку структура огромная, любые изменения делаются очень медленно. Нужно время, чтобы раскачать эту машину. Если ты хочешь чего-то добиться, ты должен быть марафонцем. Ставя перед собой определённые задачи - например, реорганизацию театральной отрасли (не с целью ее уменьшения или оптимизации, а с целью поддержки самых лучших и талантливых) - необходимо понимать, что это замах на несколько лет. У нас несколько лет назад театры финансировались по количеству постановок, а не пропорционально количеству зрителей. То есть даже если спектакли проходили при полупустых залах, театр все равно получал за это фиксированную госдотацию. Теперь ситуация постепенно меняется.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба