instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Может ли музейный комплекс изменить жизнь региона к лучшему

Может ли музейный комплекс изменить жизнь региона к лучшему

«Российская газета» - спецвыпуск №7342, 8 августа 2017 года

Елена Новоселова

Изборск - одна из древнейших крепостей России, известна всему миру изысканной отточенностью пережившего тысячелетие силуэта и роскошью среднерусской природы вокруг. Несколько лет назад она отметила 1150-летний юбилей, вслед за указом президента о подготовке празднования получила государственную и спонсорскую поддержку и стала своеобразным полигоном по отработке разных вариантов выживания провинциального музея в условиях, когда "на культуру денег мало". О том, как живет музей-заповедник и может ли он изменить мир вокруг себя, наш разговор с директором Изборской крепости Натальей Дубровской.

Наталья Петровна, Изборск - лишь кандидат на включение в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Чего же не хватает такой жемчужине, чтобы быть в этом перечне?

Наталья Дубровская: Совсем немного: административных усилий и денег. Недавно у нас были эксперты российского отделения ICOMOS (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест. - Ред.). На совещании в Пскове прозвучала мысль о том, что поселение Изборск уникально: природные, исторические и архитектурные достопримечательности представляют собой здесь единый памятник. Поэтому Изборск должен обязательно попасть под охрану ЮНЕСКО, причем отдельной от Пскова номинацией.

В Изборске Андрей Тарковский снимал своего "Андрея Рублева". В чем древнерусская типичность крепости?

Наталья Дубровская: Здесь более 20 фильмов снималось. Буквально на днях начнут делать 26-й. Из самых известных, кроме "Рублева", "Звезда пленительного счастья", "Семен Дежнев", "Армия "Трясогузки"... Недавно была премьера сериала о Гоголе.

Что же касается "типичности"... Изборск был, скажем так, загримирован Тарковским под древний Владимир. Практически сделана профессиональная реконструкция древнего города... Для меня нет вопроса, почему именно Изборск. Он вдохновляет на творчество. Это, как писал Пушкин своему соседу по имению Языкову, "святые места для русской культуры".

Я бы говорила не о "типичности", а о "символичности" здешних мест. Эту вечную Древнюю Русь с крестами, часовнями, каменными стенами и башнями Изборска отразил Николай Рерих. Ее же подметила Екатерина Великая, снарядив сюда археологическую экспедицию, чтобы отыскать могилу легендарного Трувора. Да и профессура Академии художеств именно Изборск считала образцом древности: можно бесконечно перечислять, кто приезжал сюда на этюды. Не устоял перед крепостью и Иосиф Бродский, восхитившийся синевой бойниц-глазниц: "О синева бойниц (глазниц)! Домашний барраж крикливых птиц над каждой башней, и дальше (оборви!) простор с разбега. И колыбель любви - белее снега!".

Каким вы представляете свой музей лет через пять? Каков вообще сейчас музейный тренд?

Наталья Дубровская: Сейчас это не только экспозиции под открытым небом, у нас появился музейный квартал из восстановленных купеческих домов. Это серьезный подарок от Министерства культуры России. Изборск - значимый для России город. И музей станет одним из сильнейших в стране. Будем идти в ногу с модой на исторические фестивали в жанре "живая история", которые предоставляют посетителям возможность почувствовать себя в другой эпохе, в другом времени.

Как вы строите отношения с потенциальными туристами? Наверное, нельзя сегодня делать ставку только на интеллектуалов, которые болеют стариной? Приходится учитывать запросы и массовой культуры?

Наталья Дубровская: У нас в прошлом году было около 420 тысяч посетителей. И актуальный, современный музей обязан говорить с ними на понятном языке. Человек должен чувствовать себя в его залах комфортно. А академические музеи, где "взять" информацию может только очень подготовленный посетитель, мне кажется, канули в Лету.

Для исторической экспозиции мы выбираем интерактивные, мультимедийные средства, чтобы такие серьезные разделы, к примеру, как археология, были интересны и доступны школьникам. Это оборудование мы получили в подарок от областного правительства.

Как выживают музеи-заповедники? На сувенирах заработать на реставрацию и поддержание в порядке таких площадей вряд ли возможно...

Наталья Дубровская: Продажа сувениров - это крохи. Конечно, сейчас есть возможность выигрывать гранты, хотя это очень непросто. Я приняла музей 9 лет назад. От предыдущего директора досталось ценное наследство - живая проектная документация по реставрации, которая стоила огромных денег. Все эти проекты уже были согласованы в Министерстве культуры России. Но если денег нет, проект со временем превращается в никому ненужную бумагу. Мы собрали ученый совет и по его итогам обратились к руководству нашего Попечительского совета - губернатору Андрею Турчаку и тогда сенатору от Псковской области Михаилу Маргелову - с просьбой поддержать идею о праздновании 1150-летия Изборска, которое, скажу сразу, прекрасно отметили в 2012 году. Люди не отмахнулись.

Но юбилеи проходят, а на что жить после праздника?

Наталья Дубровская: Наш музей-заповедник создавался, как сейчас говорят, в лихие 90-е. В его концепцию сразу была заложена возможность зарабатывать деньги. У нас есть небольшой гостевой дом, кафе-блинная, сувенирная лавка. Но основной доход - это входные билеты в крепость. Сами понимаете, что без серьезной государственной поддержки и помощи неравнодушных людей, увлеченных историей, ни один музей существовать не может. Помощь эта разная. К примеру, недавно компания "Транснефть" преподнесла нам в дар уникальный подарок: это цветная, с иллюстрациями и с современным переводом, копия Лицевого летописного свода - вся история человечества от сотворения мира до XVI века включительно. 33 книги удивительного летописного труда, созданного по приказу Ивана Грозного для обучения царских детей, достались нашим детям. Посетители библиотеки музея могут ее полистать и почитать.

Вы поймите, важна ведь не только финансовая, но и моральная поддержка. Совместно с нашими коллегами из американского музея "Форт Росс" мы придумали концепцию визит-центра. Изборск расположен на трассе федерального значения. Так вот на автомобильной парковке, где останавливаются международные автобусы и транспорт с туристами, нужно, чтобы было место, где человек может в комфортной обстановке выпить чашку кофе, спокойно купить входной билет в музей, подождать экскурсовода, получить нужную информацию о достопримечательностях региона. Банальности говорю? Но всего этого же у нас пока нет.

Наши меценаты такие вещи понимают. Ведь важно, чтобы идеи не просто звучали, а чтобы их услышали и помогли. Скажем, сопоставить эти самые идеи с мировыми трендами, которые не всегда так уж очевидны здесь в провинции. Мы каждый год выезжаем на фестиваль "Интермузей". Неделю сотрудники музея ходят по столичным выставкам и имеют возможность на одной из лучших столичных площадок - в Манеже - рассказать о себе. Это огромный стимул к развитию. Ведь все последние новинки, которые мы воплощаем в экспозиции, мы увидели в таких поездках.

Расскажите о самой "сумасшедшей" своей мечте.

Наталья Дубровская: За счет благотворительной помощи компании "Транснефть" мы сегодня имеем возможность заказать разработку проекта выставочного зала на основе очень смелой идеи. Мы подсмотрели ее у американских коллег во всемирно известном музее под открытым небом "Колониальный Вильямсбург" в Вирджинии. Это старинный городок с историческими улицами и восстановленными домами, наполненными выставочными экспозициями и населенными "персонажами" XVIII-XIX веков. А в одном из зданий за историческим антуражем спрятан огромный современный музейный выставочный зал.

В Изборске есть усадьба купца Белянина, огороженная историческим забором из известняковой плиты. К ней примыкает кусок земли в 23 сотки, который для музея выкупила у владельцев "Транснефть". Мы продолжим каменную ограду Дома Белянина. И представьте: идете вы по улице вдоль купеческих усадеб, открываете калитку и попадаете не в сад, не во двор, а в суперсовременный выставочный зал с системой климат-контроля, сигнализации и охраны. То есть со всем тем, что необходимо для проведения выставок высокого уровня. В планах - принимать самые яркие российские и международные выставочные проекты.

К слову, если уж мы позиционируем себя центром паломнических русских пленэров, почему бы не привозить сюда, например, детей, которые делают свои первые шаги в искусстве? Было бы только место для выставок.

Наталья Петровна, вы начали говорить о международных связях Изборска. Чем они помогают?

Наталья Дубровская: У нас давнишнее сотрудничество со странами Прибалтики. Например, с эстонскими музеями мы работаем над проектом, посвященным поддержке народа сету. Статус "коренного малочисленного" он получил только у нас в России. Эстонцы сету не выделяют, но тем не менее их музеи с нами активно дружат. Уже 10 лет подряд мы проводим совместный фестиваль "Сетомаа. Семейные встречи", собирающий более тысячи представителей сету, и традиционный народный праздник "Кирмаш". Их поддерживает администрация Псковской области и попечительский совет Изборского музея.

К нам на методические совещания приезжают директора музеев из Эстонии и Латвии. И мы навещаем их, посмотрели новый музей "Тарту", на острове Сааремаа побывали.

Один из наших проектов - "Одна земля - общая история" - помог найти партнеров за океаном. Вышли на уже упомянутый музей "Форт Росс" в Калифорнии. Это поселение русских в Америке. Сделали совместную выставку, которая посвящена труду. Ведь это то, что объединяет одной историей древнерусского жителя крепости Изборск и русского человека, который бесстрашно переплыл океан, остановился у пустынного дикого берега и создал Форт Росс. Параллель нам с директором американского музея-крепости Сарой Свидлер показалась вполне оправданной.

Теме таких вот исторических сближений разных цивилизаций была посвящена традиционная уже встреча деловых и культурных лидеров России и США "Диалог Форт-Росс", которая недавно закончилась в Изборске и организатором которой была "Российская газета".

И подводящий итог нашей беседы вопрос: может ли музей изменить жизнь целого региона?

Наталья Дубровская: Вот представьте ситуацию: несколько лет назад на ученом совете мы решили достойно отметить 1150-летие Изборска. Едем на работу, а дорога, даром что федеральная трасса, разбита настолько, что стыдно. Сейчас у нас великолепные дороги, одни из лучших в стране. К домам подвели газ. Заметьте, подготовку к юбилею начали не с реставрации крепостных сооружений, а с ремонта школы. Социальная программа была весьма широкой. Вслед за указом президента "О праздновании 1150-летия со дня упоминания Изборска в летописи" в музей много вложили. Но главное, открыли более 100 рабочих мест. И это практически в деревне, где колхозы все давно развалились и производства нет! Теперь крепость, которая помогала городу выживать веками, стала для Изборска возможностью зарабатывать и развиваться, то есть жить.

 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба