instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Руководители крупных художественных вузов считают, что смена ректора в Санкт-Петербургской консерватории была оправданна

Руководители крупных художественных вузов считают, что смена ректора в Санкт-Петербургской консерватории была оправданна

Руководители крупных художественных вузов считают, что смена ректора в Санкт-Петербургской консерватории была оправданна

Ранее руководители художественных вузов и музыканты направили открытое письмо Министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой содействовать в разрешении кризисной ситуации, возникшей в Санкт-Петербургской консерватории. В том числе документ подписали ректор Северо-Кавказского института искусств Анатолий Рахаев, ректор Самарского института культуры Элеонора Куруленко, ректор Новосибирской консерватории имени М.И.Глинки Константин Курленя, проректор РАМ имени Гнесиных Александр Базиков.

Анатолий Рахаев, ректор Северо-Кавказского института искусств:

«Как выпускник Санкт-Петербургской консерватории я, безусловно, всегда очень внимательно слежу за теми событиями, которые там происходят. Более того, с 1999 по 2004 год я работал в должности замминистра культуры и курировал в том числе направление образования и науки. Поэтому для меня абсолютно небезразлично, что происходит в Санкт-Петербургской консерватории, где на протяжении последних десяти лет сменилось четыре ректора. В любой организации столь частая смена руководителей и, соответственно, вектора развития приводит к плачевным результатам. За последние годы в консерватории происходили многие негативные события, в том числе и всякого рода коррупционные вещи, но в этом году случился вопиющий факт — вуз не прошел аккредитацию Рособрнадзора по основным ее специальностям. Когда я это узнал, то был в полном замешательстве. Такого просто не может быть, это нонсенс! Это же первая консерватория страны! Вуз, которым я имею честь руководить, тоже проходил эту процедуру в июне. Не скажу, что это очень легкая процедура, и, к сожалению, руководство Петербургской консерватории отнеслось к ней спустя рукава. На сегодняшний день аккредитация — это не творческий процесс, а процесс именно бухгалтерский. Но таковы нормы российского законодательства в области образования, мы обязаны их выполнять. По этим требованиям высшие учебные заведения обязаны иметь электронный ресурс, электронные библиотеки. Это ведь стоит совсем небольших денег. И подключение собственного вуза к богатым ресурсам, которыми обладает Национальная электронная библиотека, — это только польза учебному процессу, польза для студентов. Ведь вузы существуют именно для студентов, а не для ректоров! Кроме того, как может быть, что в первой консерватории страны в ректорате всего один проректор? Должны быть заместители по всем основным направлениям: по административной работе, по научной, по учебной, по воспитательно-творческой и так далее. Так заведено! Мне, как ректору с 20-летним стажем, просто стыдно за то, что моя альма-матер попала в такую кризисную ситуацию именно по вине руководства. Это [смену руководства] нужно было делать даже не вчера, а гораздо раньше. Просто непрохождение аккредитации еще раз подтвердило плачевное состояние учебного процесса в консерватории».

Элеонора Куруленко, ректор Самарского института культуры:

«Главная задача любого вуза — подготовка специалистов. Если вуз не проходит аккредитацию — причем ведущий вуз, первый вуз консерваторского толка, — это очень серьезное событие. С моей точки зрения, это просто недопустимо. Есть вузы, которые являются, как говорят в социологии, «образцами поведения». К Михаилу Гантваргу я отношусь очень хорошо, он очень талантливый музыкант, я люблю бывать на его концертах. Однако мое убеждение: если ректор не смог подготовиться к аккредитации, честнее для него было бы просто уйти, потому что это нонсенс для вуза такого масштаба, имеющего такие традиции и историю. Мне кажется, что перспективы у Алексея Васильева [и.о. ректора Санкт-Петербургской консерватории], безусловно, есть. Насколько я помню, несколько лет назад его фигура в качестве ректора уже выдвигалась, что неслучайно. Хотела бы пожелать консерватории процветания! Потому что мы все, в том числе и провинциальные вузы, в которых есть направления, связанные с консерваторским образованием, равняемся именно на нее!»

Константин Курленя, ректор Новосибирской консерватории имени М.И.Глинки:

«Я совершенно сознательно подписал это письмо. С одной стороны, мне безумно жаль Михаила Гантварга, я очень уважаю его как выдающегося музыканта и деятеля культуры мирового масштаба, но, безусловно, ситуация с аккредитацией, которая произошла в консерватории, — это досаднейшая вещь, которую необходимо было избежать любой ценой. Но случилось так, как случилось… В таком государстве, как Россия, не должно быть ситуации, когда ректоры флагмана музыкального образования и музыкальной культуры меняются с такой частотой, что ни один из них не успевает отработать до конца свой пятилетний срок. Поэтому, на мой взгляд, нужно было проявить государственную мудрость, осмотрительность и прервать, наконец, эту череду. И это главный мотив, который меня в этой ситуации сподвиг [присоединиться к авторам письма]. Письмо составлено в высшей степени корректно и уважительно как по отношению к уходящему руководителю, так и по отношению к коллективу и вузу в целом. Поэтому не вижу никаких причин не поддержать Министра в этой ситуации. Что касается лишения консерватории аккредитации по ряду специальностей, то тут стоит сказать, что ни одна аккредитация не похожа на другую. И это не из-за того, что вузы разные, а потому что правила игры все время корректируются. И руководитель должен быть готов к любым неожиданностям. Мы тоже недавно прошли эту процедуру, она отняла у нас 2,5 года специальной работы, это было невероятно тяжело и ответственно. Любой из нас может попасть в такую ситуацию из-за не самой существенной погрешности — отсутствия информационной библиотечной системы. Законодательство сейчас таково, что вас просто лишат аккредитации. А ведь для кого-то это вообще может быть жизненной катастрофой, потому что человек закончит вуз, являющийся одним из столпов российского музыкального образования, но получит не диплом, а справку, потому что диплом ему выдать просто не смогут. Насколько я понимаю, в нашей системе это не первый случай. Остается горько сожалеть, что это случилось, и сочувствовать Михаилу Ханоновичу, потому что в этой ситуации мог оказаться любой. Нужно пройти этот тяжелый путь и выйти из него сильнее!»

Александр Базиков, проректор РАМ имени Гнесиных:

«То, что в последние годы происходит с консерваторией, очень нас всех волнует: это и ситуации с постоянной сменой руководства, и случай с капитальным ремонтом. В консерватории работают отличные специалисты, но даже они в разговоре со мной иногда высказывали мнение, что вуз движется не в том направлении. Общаясь со своими коллегами, я довольно часто слышу, что все это вызывает у них очень тревожные ощущения. Необходимо было что-то делать с точки зрения кадров, но я не ожидал, что решение примут столь оперативно. Думаю, что министерство приняло очень грамотное решение, поэтому письмо я подписал совершенно спокойно. Совмещать деятельность на столь высоком и ответственном посту с творческой карьерой невероятно сложно. Я долгое время работал как ректором, так и проректором. И работая в Гнесинке, я вижу, как противоречат друг другу творческое направление деятельности профессорско-преподавательского состава и организация образовательного процесса. А если человеку нужно еще и управлять целым коллективом, экономической и хозяйственной деятельностью — это крайне сложная задача».

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба