instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Вице-президент ФИАФ Петр Багров: "Госфильмофонд - особо ценный объект культурного наследия"

Вице-президент ФИАФ Петр Багров: "Госфильмофонд - особо ценный объект культурного наследия"

Ирина Корнеева

"Российская газета", 24 июля 2016 года

Российский киновед, старший куратор Госфильмофонда РФ Петр Багров в Лос-Анджелесе избран вице-президентом ФИАФ - старейшей международной федерации киноархивов, объединяющей более 70 стран мира. Россия больше тридцати лет не участвовала в руководстве федерацией, а тут после столь долгого перерыва Госфильмофонд в лице его представителя набирает абсолютное большинство голосов. В интервью "РГ" Петр Багров рассказал, как хранятся ленты братьев Люмьер, почему пленка надежнее цифры и что влечет за собой принятие поправок в Закон "Об обязательном экземпляре документов".

Петр, юридически федерация зарегистрирована во Франции, штаб-квартира находится в Брюсселе, выборы проходили в Лос-Анджелесе... Если говорить о глобальных проблемах, которые сейчас стоят перед всеми архивами мира?

Петр Багров: Одна из самых существенных - это вопрос цифры и пленки. Потому что надежного цифрового хранения не существует до сих пор. Его просто нет. Давно постоянно и неоднократно проводятся расчеты жизни кинопленки. По прогнозам, при правильном хранении - это от пятисот до двух тысяч лет. Понятно, что мы этого еще не пробовали...

И сами не узнаем, хранится ли кинопленка две тысячи лет...

Петр Багров: Но то, что сто двадцать лет уже хранится, это точно. Негативы братьев Люмьер, созданные в 1895 году, в прекрасном состоянии. Другое дело, что если мы будем хранить пленку плохо, то она может погибнуть и через двадцать лет.

Что касается цифры, то нет никакой гарантии даже на десятилетия, не то что на века. Крупнейшие голливудские компании, перейдя, было, одно время на чисто цифровую продукцию, сейчас потихоньку возвращаются к пленке. "Кодак" был на грани, практически банкротом, а сейчас они вышли из банкротства - к ним опять обращаются крупные голливудские фирмы, чтобы на пленке печатать и хранить страховые материалы.

Хранить фильмы на цифровых носителях или сохранять пленку в век цифровых технологий - в мире чему отдается предпочтение?

Петр Багров: Цифра, конечно, более удобна для пользования, чем пленка. Но мой любимый пример: когда появились видеокассеты, то многие, исключая грамотных кинематографистов, считали, что решение найдено. Фильмы компактные, не занимают десять роликов, одна кассета - будем хранить! Но качество было не то, сыпались они быстро, и очень скоро все поняли, что этими VHS пользоваться невозможно. Потом было DVD - поцарапаешь, все, он у тебя не работает. Сейчас те же проблемы с цифровым хранением. Огромные массивы хорошего качества, которые много весят, нужно копировать с одного жесткого диска на другой, и делать это регулярно, проверяя, чтобы ничего не потерялось. Потому что ты уронишь, грубо говоря, жесткий диск, там что-то собьется, и всё - у тебя кусок фильма утрачен. А если ты уронишь пленку, можешь погнуть перфорацию, но ты ее подклеишь, и ничего не случится.

Да, все архивы мира сегодня получают цифру. И более того, цифру нужно хранить, если сам фильм создан только на цифре. Принцип архивиста - хранить все на оригинальном носителе: рукописи Пушкина в рукописях, негативы в негативах, а цифру в цифре. Технологии улучшаются постоянно, но нужно думать и о долговечности.

Сейчас обсуждаются поправки в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Ваше мнение?

Петр Багров: Предлагается исключить из закона указания на то, какая именно копия для какого именно носителя сдается в киноархив. Надо полагать, видимо, не только в Госфильмофонд, но и в госархив кинофотодокументов в Красногорске, потому что игровые фильмы идут к нам, а документальные - в Красногорск. "В связи с тем, что нет заинтересованности, чтобы производители отечественных фильмов тратили деньги на что-то ненужное", то есть на кинопленку. Да, кинопленка - вещь затратная. Но без всяких эмоций, и даже если мы забудем, что и мы, Госфильмофонд, и Красногорск - особо ценные объекты культурного наследия, как Эрмитаж и Третьяковка, мы должны давать гарантию сохранности. А гарантию сохранности на цифре дать никто не сможет.

Вторая обсуждаемая вещь - предлагают исключить норму, согласно которой прокатные удостоверения на все фильмы выдаются после сдачи фильма на государственное хранение - к нам или в Красногорск. Это приведет к тому, что у нас было в 90-х годах, когда многие фильмы или вообще не поступали на хранение, или поступали плохие копии, которые уже были в прокате. И сохранность фильмов первой половины 90-х годов после распада Союза у нас почти такая же плохая, как и немого кино. Потому что такого закона не было...

Почему Госфильмофонд находится в столь привилегированном положении и почему у него такая высокая репутация в ФИАФ - потому что с 48-го года, когда Госфильмофонд был создан, и по 91-й, мы действительно, за редкими исключениями, все игровое кино получали - даже запрещенные фильмы. Это огромная роскошь.

Сейчас в мире все к этому потихоньку приходят. Важно ведь не просто сохранить что-то для галочки. Сегодня утрачивается само представление о том, что такое сохранившаяся копия. Многие думают, что если фильм есть в Интернете, то все, он сохранился. Но в таком качестве его нельзя показать на большом экране. Сохранность дает пока только кинопленка. Уже до того дошли в мире, что стали цифру записывать на кинопленку. Потому что триацетатная, лавсановая и прочая пленка все сохранит хорошо. А жесткий диск может полететь. Даже очень большой.

 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба