instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Выставка «Драгоценный убор иконы» впервые демонстрируется за рубежом

Выставка «Драгоценный убор иконы» впервые демонстрируется за рубежом

Выставка «Драгоценный убор иконы» впервые демонстрируется за рубежом

В панораме «Плевенская эпопея 1877 года» города Плевен (Болгария) открылась уникальная выставка русского церковного искусства «Драгоценный убор иконы». Впервые произведения иконописи и прикладного искусства XVI — начала XX века из фондовых коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (183 предмета) экспонируются за рубежом.

Мероприятие продлится до 19 октября.

Для справки:

В русском церковном искусстве икона в драгоценном убранстве представляет собой яркое и самобытное явление. Убор составлял неразделимый ансамбль с живописным образом и отражал отношение к нему как к духовной и физической реликвии.

Традицию украшения икон Древняя Русь восприняла из Византии. На протяжении столетий формировался сложный и многообразный комплекс иконного убора. Он состоял из металлических и шитых деталей, размещенных непосредственно на лицевой стороне иконной доски, а также подвесных и обрамляющих образ элементов. Для создания убора, как правило, использовались драгоценные материалы — золото и серебро, жемчуг и самоцветы.

Металлический оклад закрывал поля и фон средника иконы, оставляя открытыми лики или фигуры святых. Оклады XVI–XVII веков выполнялись из серебра в технике басмы, чеканки и гравировки и состояли из отдельных пластин, закрепленных на иконе соответственно рисунку. Нимбы Христа, Богоматери и святых выделялись выступающим венцом, украшенным цветными камнями и жемчугом. Венец Богоматери часто завершала фигурная коруна, воспроизводившая форму древнего княжеского головного убора. К венцу подвешивалось полукруглое нагрудное украшение — цата.

Вместе с металлическими к доске крепились и шитые детали убора: на челе Богородицы — убрус с драгоценной звездой-запоной, на вороте и зарукавьях — ожерелья и поручи. Одежды Божьей Матери и Христа закрывала шитая риза с отверстиями для рук. Эти произведения вышивались по бархату и шелку жемчугом и золотными нитями, щедро расцвечивались сверкающими камнями и стеклами, золочеными фигурными запонами. Превосходным памятником прикладного искусства XVIII века является риза с иконы «Богоматерь Киккская» 1675 года работы выдающегося русского иконописца Симона Ушакова.

Убор древних и наиболее почитаемых икон дополнялся различного рода «привесами», в число которых входили многообразные серьги и рясны (жемчужные подвески), а также предметы личного благочестия: наперсные кресты и иконки.

В XVIII–XIX веках характер иконного убранства постепенно меняется: металлический или шитый оклад становится цельным, полностью закрывающим изображение. Икону помещают в застекленный киот с резной золоченой рамой. Наряду с дорогими материалами для изготовления деталей убора все чаще используются недрагоценный металл и фольга, перламутр и цветные стекла, бисер и стеклярус. Пышные и многоцветные оклады порой почти скрывают под собой живописный образ. К характерным для этого времени памятникам относятся икона «Рождество Богоматери» в ризе из стекляруса и образ «Богоматерь Знамение» в окладе и киоте, принадлежавший великому русскому композитору М.И.Глинке.

В начале XX века мастера часто обращаются к средневековой стилистике иконного убора, примером чему может служить икона в басменном окладе «Преображение, с праздниками» 1914 года работы иконописцев Александра и Николая Брягиных — точная копия древнего образа из суздальского Покровского монастыря.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба