Юрий Башмет, Александр Калягин и Владимир Малышев высказались о кадровых изменениях в Новосибирском академическом театре оперы и балета
Юрий Башмет, Александр Калягин и Владимир Малышев высказались о кадровых изменениях в Новосибирском академическом театре оперы и балета
Башмет Юрий, музыкант, педагог:
«Конечно, все нужно рассматривать в контексте и видеть весь продукт целиком. Но это никак не может оправдывать ту пошлость, что я видел на фотографиях. Режиссер — это творец. Но директор государственного учреждения должен быть прагматиком. Директор как раз и есть тот человек, который должен уметь прогнозировать, как может быть воспринята постановка. И если надо — изменить эстетику. Но раз он не в состоянии по каким-то причинам это сделать, он должен уйти. Министр принял решение, которое я считаю настоящим мужским поступком. Он не только поступил как мужчина, но и как государственный муж».
Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель Московского театра Et Cetera:
«Скажу сразу: я нахожусь в затруднительном положении. С одной стороны, я последовательный сторонник свободы творческой деятельности, гарантированной нам, замечу, Конституцией. Единственно и только в условиях свободы Художник может реализовать свой творческий потенциал, исполнить свое предназначение, свою миссию. Но я также понимаю, что свобода нигде не является абсолютной.
Единственный способ дать возможность режиссеру, художнику в полной мере самовыразиться — дать ему творческую свободу. Но режиссер не принимает решения о публичном показе спектакля. Решение о том, показывать спектакль зрителям или нет, — полностью ответственность директора театра. А то, что рядом с молодым постановщиком был многоопытный, известный и уважаемый в нашей профессиональной среде директор, должно было стать гарантией и успеха, и невозможности случившегося противостояния. Но не стало, к сожалению. Итог печальный. И для директора. И для театра. И для спектакля. И для всех нас. Печальный, но, надо признать, закономерный».
Малышев Владимир, президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры:
«Я знаком с Борисом Мездричем достаточно давно и все эти годы знаю его как спокойного, вдумчивого профессионала. Когда появилась информация о спектакле «Тангейзер», меня удивило, что профессионал такого класса и опыта не учел ситуации, которая может возникнуть.
Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна. В этом целостность России. Сегодня в мире мы видим огромное количество столкновений именно на религиозной почве. Это острые вопросы, ведущие либо к единению, либо в пропасть. Мы должны это понимать и прилагать все усилия, чтобы даже ненароком никого не задеть и не обидеть.
В настоящее время, в погоне за краткосрочным поднятием зрительского интереса, часто подменяют понятия. Скандалом и эпатажем зрителя можно привлечь быстрее, чем настоящим творчеством. У нас нет цензуры, но на руководителе творческого, да еще и государственного заведения — двойная внутренняя ответственность. А директор театра — это не просто хозяйственник, отвечающий за ремонт и выплачивающий зарплату. Это еще и творческий руководитель. Мы все понимаем, что искусство может повернуть сознание совершенно в противоположную сторону. И руководитель должен относиться к творчеству вдумчиво. Человек, особенно зрелый и опытный, выбирает путь сам и должен осознавать последствия своего выбора».