Юрий Башмет: «В музыкальном мире ноль цензуры»
Юрий Башмет: «В музыкальном мире ноль цензуры»
В Москве завершился музыкальный фестиваль Ars Longa. Финалом форума стал творческий вечер Всероссийского юношеского оркестра под руководством Юрия Башмета в Большом зале Московской консерватории. Корреспондент «Известий» побеседовал с народным артистом накануне выступления.
— Форум Ars Longa пережил многих своих ровесников. В чем секрет его долголетия?
— То, что фестиваль живет уже 16 лет, говорит о том, что людям это интересно. Конечно, есть здесь и большая заслуга организаторов. Как говорили коммунисты, одно дело взять власть, а другое — ее удержать (смеется).
— Вы на этом фестивале представляете свой проект — Всероссийский юношеский симфонический оркестр. С какой целью вы его создали?
— Я бы сказал, что это вообще национальная идея — создать оркестр будущего. Вот эти ребята — наше будущее. Они будут представлять Россию через 20, 30, 40 лет. В этом оркестре играют лучшие молодые музыканты со всех уголков России. Мы проводили прослушивания во многих городах, и это достойный выбор.
— Ребята занимались у региональных педагогов. Как вы оцениваете музыкальное образование в российской провинции?
— Общий уровень довольно высокий. Традиционно у нас сильны скрипичная школа и деревянно-духовая. К нам на прослушивания пришел один мальчишка из Ярославля — само очарование. Девять лет, такой способный — есть ощущение, что он родился, чтобы играть на гобое. Но взять его нельзя — мал еще: у нас изматывающий график, перелеты, репетиции. И мы придумали позицию стажера. Он репетирует вместе с нами, набирается опыта, а в следующем созыве уже поедет на гастроли.
— В последнее время с подачи Константина Райкина идет дискуссия о цензуре в искусстве. Каково ваше мнение?
— В музыкальном мире ноль цензуры, у нас ее просто нет. Совершенно никого не касается, какую мы исполняем программу. Главное — чтобы было интересно и нам, и слушателям. Обычно разговоры о цензуре начинаются, когда автор недостаточно знаменит или ему кажется, что о нем забывают. Тогда он пытается что-то выдумывать. Но я говорю сейчас не о Райкине — он будь здоров талантище.
— Как определить границу между свободой творчества и вседозволенностью?
— Это вопрос вкуса. Под вкусом я подразумеваю наличие образования, совести, уважения к нашей истории, родителям... Я совершенно согласен с теми, кто говорит, что нельзя ограничивать свободу творчества. Но также нельзя оскорблять веру, собственные истоки.