instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

113 годовщина подвига «Варяга»

113 годовщина подвига «Варяга»

Регион: Тульская область

Категория: Фотоотчеты

10 февраля сотрудники музея организовали традиционное мероприятие, посвящённое 113-й годовщине подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Совместно с работниками культуры( ЦКДиК и районной библиотеки), администрации МО Астаповское и местными жителями проведён митинг памяти у мемориальной доски ординарца капитана крейсера Т. П. Чибисова на здании бывшего Рахлеевского СДК, возложили цветы и направились на местное кладбище, где и похоронен последний варяжец. И хоть дорога была сильно заметена, мы дошли. Сотрудница музея Любовь Алексеевна Замастанчук рассказала биографию земляка-варяжца, немного поведала историю о самом крейсере и его дальнейшей судьбе. Узнали присутствующие и о земляках, служивших на современном ракетном крейсере «Варяг».

Несколько слов о Тихоне Прокофьевиче Чибисове сказал и знавший его лично местный учитель, краевед Матюхин Михаил Александрович.

Почтили память минутой молчания, возложили цветы и по сложившейся традиции все вместе спели песню «Варяг». Хочется сказать большое спасибо работникам местной администрации и библиотекарю за чаепитие в библиотеке после возвращения с кладбища.

И немного истории:

6 мая 1877 года в захудалой деревни Рахлеево Манаенской волости Белёвского уезда родился Тихон Прокофьевич Чибисов, которому было суждено прославить свою родную землю у дальневосточных берегов России.

В 1898 году малоземельного крестьянского парня призвали на службу. Дома остались молодая жена Прасковья Митрофановна с сыном Афанасием на руках.

Чибисова, обладавшего крепким здоровьем, зачислили на флот. Здесь судьба связала его с одним из самых прославленных кораблей русского флота, символом мужества и стойкости русских моряков – крейсером «Варяг».

Изготовленный в Филадельфии фирмой «В. Крэмп», лёгкий крейсер 1-го ранга нового типа был спущен на воду в октябре 1899 года. Сочетая хорошую скорость, мощное артиллерийское вооружение, при водоизмерении 6 тыс. тонн являлся для своего класса сильнейшим военным кораблём. Экипаж насчитывал 573 человека.

В мае 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт. Но на Балтике он не задержался – вошёл в Тихоокеанскую эскадру.

Тяжёлым был путь к Порт-Артуру. 5 месяцев через Атлантический, Индийский, Тихий океаны и несколько морей длился переход, послуживший хорошей школой для Т. П. Чибисова и других моряков.

25 февраля 1902 года «Варяг» по назначению вошёл в состав Порт-Артурской эскадры.

1 марта 1903 года в командование кораблём вступил Всеволод Фёдорович Руднев, потомственный моряк прогрессивных взглядов, имевший большой опыт морской службы, служил на 17 кораблях, на 9 – был командиром. Участвовал в кругосветных плаваньях и дальних походах. Простоту общения с простым матросом, желание увидеть в нём человека, он прививал офицерскому составу; не желающих отказаться от старых привычек старался списать с корабля. Команда быстро оценила его по достоинству и старалась отплатить тем же.

Знакомясь с личным составом, Руднев узнал, что Чибисов тульский.

– Земляк мой, это хорошо! Вестовым быть желаешь? Ответ был утвердительным.

28 декабря 1903 года «Варяг» прибыл в корейский порт Чемульпо (Инчхон) для наблюдения за действиями японских войск в Корее. В Чемульпо так же находились русские корабли: крейсер «Боярин», пароход «Сунгари», канонерская лодка «Гиляк» (вскоре отправленная с донесением в Порт-Артур, а ей на смену прибыла канонерская лодка «Кореец»).

9 февраля 1904 года русский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» дали бой японской эскадре – 6 крейсерам и 8 миноносцам – в бухте Чемульпо в Жёлтом море. Силы были не равны и русские моряки «пред врагом не спустили славный Андреевский флаг». По решению офицерского совета было принято «Варяг» затопить, а «Кореец» взорвать.

Рядом с капитаном в течении всего боя находился его ординарец Т. П. Чибисов. Он был ранен в обе руки и, не смотря на приказ командира, продолжал участвовать в бою.

Интереса дальнейшая судьба славного корабля. 8 августа 1905 года японцы подняли его со дна, восстановили и под именем «Сойя» крейсер 10 лет находился в японском плену. Затем в марте 1916 года Россия выкупила его у японцев. Во Владивостоке над «Варягом» снова взвился Андреевский флаг. Во время Революции 17 года крейсер находился на ремонте в Англии в Ливерпуле. Англичане не дали возможность уйти на родину. Он остался в плену. В середине 18 года в одном из плаваний корабль сел на мель. Попытки снять его не увенчались успехом. Летолм 23 года корпус разрезали на две части, это не помогло высвободиться кораблю, к осени 24 комовая часть ушла под воду, а носовую разобрали и отправили на переплавку. Так перестал существовать крейсер «Варяг», но память о нём осталась в народе.

На том месте в Шотландии сейчас стоит вот такой знак.

После гибели «Варяга» Тихон Прокофьевич ещё несколько лет служил на флоте. Потом вернулся на малую родину в д. Рахлеево. Семья относилась к разряду бедных и легендарному варяжцу приходилось батрачить на помещика, чтоб прокормить семью, которая росла. Он был вынужден уезжать на заработки в Серпухов. Там судьба подарила ему встречу с капитаном Рудневым.

В семье Чибисовых было уже 5 детей 4 сына и дочь. Старший сын Афанасий вернулся с Гражданской войны с подорванным здоровьем и вскоре скончался. Второй сын Кузьма, участник Великой Отечественной войны, после войны жил в Серпухове. Средний Дмитрий умер раньше отца. Младший Алексей погиб на Великой Отечественной войне в Белоруссии.

В 30-х годах в деревне был создан колхоз «Серп и молот» варяжец вступил в него. Работал на земле от рассвета до заката. Во время войны Чибисов работал в тылу, возглавлял полеводческую бригаду. Был награждён медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

В 1954 году страна отмечала 50-летие подвига. 15 членов экипажа, оставшихся в живых наградили медалью «За отвагу. В том числе и Чибисова.

Доживал последние годы с дочерью Прасковьей Тихоновной. Ему много приходило писем, помощницей и собеседницей у него была внучка Мария Максимовна. Она читала и писала за него письма.

Умер варяжец 15 января 1968 годы, прожив 90 лет.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика