instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Два «короля» подарили две премьеры

Два «короля» подарили две премьеры

Регион: Томская область

Категория: Репортажи

Второй концерт абонементного цикла «Два короля» с тем же названием был посвящен В. А. Моцарту, чей день рождения музыкальная общественность отметила накануне. Двумя церковными сонатами Моцарта в исполнении Дмитрия Ушакова (орган) и Томского Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Сапожникова было открыто второе отделение концерта, прошедшего 28 января.

Однако событием вечера стало представление произведений двух европейских композиторов – итальянца Л. Пелеллески (1769 – и бельгийца Й. Йонгена, которые в России до этого никогда не звучали, да и в Европе их не исполняли давно. Напомним, российские, а то и европейские премьеры стали фирменным знаком концертов абонементного цикла «Два короля». Например, абонемент нынешнего сезона открыл Концерт Пауля Хубера ре минор, который первыми из российских слушателей услышали томичи в декабре 2016 года.

О судьбе и творчестве Луиджи Пеллески, родившегося в Италии и творившего в бурную эпоху наполеоновских войн, известно крайне мало. Служил капельмейстером в соборе Св. Аннуциаты во Флоренции, писал музыку для органа в стиле венских классиков – Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Концерт для органа и оркестра До-мажор в трех частях в исполнении Марии Блажевич (орган) и Томского Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Сапожникова стал наглядным подтверждением пристрастий флорентийца.

Судьба произведений зачастую не предсказуема. Что мешало Концертной симфонии для органа и оркестра, которую бельгиец Йозеф Йонген сочинил 90 лет назад, сразу стать популярной? И ведь и в Брюсселе, и в Карнеги-холле (США) сыграли ее премьеру в 1928 и 1935 годах, но она стала широко известной к концу ХХ века, и ее неизменно называют в ряду лучших и самых вдохновенных сочинений для органа и оркестра. Неслучайно о своей Концертной симфонии Йозеф Йонген, чей творческий расцвет пришелся на 20–40 годы ХХ столетия, говорил, как о «несчастном произведении». В России до томских музыкантов ее некто не исполнял. Возможно, потому что она написана не только для тройного состава оркестра, но и для семимануального органа. И хотя у томского инструмента всего два мануала, Дмитрий Ушаков как солист и Владимир Сапожников как дирижер рискнули показать это сочинение слушателю.

– Концертная симфония Йонгена – это эффектное произведение. Можно сказать, это чистая музыка. Музыка ради музыки. Я такую люблю, – признался маэстро Владимир Сапожников после концерта. – Ты не обременен программой, и ты можешь вложить свое видение. Это дорого стоит. Но материал потребовал большой концентрации внимания и сил.

Сорокаминутная четырех частная симфония Йонгена – вещь энергетически затратная и к тому же виртуозная, со сложными ритмами, с меняющимися размерами.

– По уровню красоты и сложности Концертную симфонию для органа и оркестра Йонгена можно смело ставить в один ряд со Вторым концертом Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, – считает Дмитрий Ушаков. – Музыкальный язык Йонгена близок к Равелю, Дебюсси, Верну. А третья часть – это особый импрессионизм, совершенно иной, чем у Дебюсси.

Чтобы завершить общую картину музыкальных впечатлений, которые получили в этот вечер томские слушатели, необходимо добавить еще пастозные мазки «Простого концерта» Маргера Зариньша. Стремительный ритм 70-х годов ХХ века (время создания Концерта) в первой и третьих частях подчеркивали ударные и соло элетрогитары (Максим Лукьянов). Ощущение брутальности сочинению латвийского композитора рождало соло органа (Мария Блажевич). Мария Блажевич солировала и при исполнении Симфонии для органа и оркестра ре минор А. Гильмана.

Последние состязание в этом концертном двух «королей» – органа и оркестра – намечено на 19 марта. И вновь ожидается российская премьера.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика