instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Формирование системы подготовки оружейных кадров в Ижевске в XIX—XX веках. Булдакова А. А.

Формирование системы подготовки оружейных кадров в Ижевске в XIX—XX веках. Булдакова А. А.

Регион: Удмуртская Республика

Категория: Научная статья

Ижевск – один из мировых центров оружейного производства. Не случайно именно здесь в число важнейших направлений деятельности оружейных заводов как в XIX, так и в ХХ веке входила профессионально-техническая подготовка кадров. В начале XIX века многие оружейные заводы страны достаточно остро ощущали недостаток в образованных и квалифицированных специалистах. Оружейными мастерами в арсеналах работали иностранцы, содержание которых обходилось казне дорого. Потребность в отечественных оружейниках высокой квалификации и обусловила возникновение предпосылок для формирования системы подготовки оружейных кадров в стране.

Тема кадров привлекала внимание исследователей в разное время, однако сведения, отраженные в работах, не дают полного представления о развитии и деятельности учебных заведений. В данной статье сделана попытка обобщения истории формирования системы подготовки оружейных кадров в Ижевске. За основу взяты коллекции документов, фонды которых относятся к ведению ГАУ, Наркомату вооружения и Наркомпросу СССР, хранящиеся в ЦГА УР и архиве ВИМАИВиВС (Санкт-Петербург). Источниковая база представляет собой документы делопроизводства, документы по основной деятельности образовательных учреждений, документы, регламентирующие учебный процесс, и финансовую документацию. Сегодня исследовательская работа продолжается.

I. Этап эпизодического создания отдельных

образовательных учреждений

(1808–1917 годы)

На Ижевском оружейном заводе долгие годы вновь поступивших для работы обучали у оружейников на производстве, затем они становились задельщиками. Некоторые из детей мастеровых направлялись для обучения на Тульский и другие отечественные заводы. В целом система обучения «мастер–подмастерье», основанная непосредственно на рабочем месте, собственно и была первой системой образования, распространенной на заводах в XIX веке.

Профессионально-техническое обучение детей – будущих мастеровых – впервые вводится на Ижевском заводе в 1827 году. В это время по повелению «Его императорского Высочества Генерал-фельдцейхмейстера» была организована арсенальная школа, просуществовавшая около сорока лет [36, л. 72-72 об; 38, с. 63]. Здесь готовились браковщики и мастера для гарнизонов, арсеналов и оружейных мастерских страны.

В начале 1837 года деятельность школы браковщиков на заводе временно приостановилась, и распоряжения по ее штату не поступало долгое время. Возрождение школы было необходимо не только для работы завода, а также для многих арсеналов и гарнизонов страны. Именно поэтому, без утверждения нового штата школы, повелением от 3 июня 1837 года исправляющим должность генерал-фельдцейхмейстера от артиллерии бароном Левенштерном приказывалось: «...немедленно устроить при Ижевском оружейном заводе школу для образования браковщиков на тех же основаниях и теми самыми средствами, которые завод употреблял с 1827 по 1834 годы» [36, л. 75-75 об, 110 об].

В школу браковщиков принимались дети мастеровых, так называемые кантонисты [там же, л. 166]. Чтобы привлечь к обучению кантонистов, находящихся на содержании завода, им назначалось жалованье по три рубля в месяц. Все остальные, кто обучались оружейным операциям у оружейников, получали в два раза меньше – один рубль пятьдесят копеек в месяц [3, л. 584].

В 30-е годы XIX века для обучения в школе выбирали из числа мастеровых в возрасте от 20 до 30 лет [36, л. 31-31 об]. Каждого поступившего ученика распределяли на определенное мастерство, то есть на определенный вид оружейной операции. Но уже в 50-е годы в арсенальные ученики избирались из заводских кантонистов, преимущественно замочноотделочного мастерства, те, кто знал грамоту и был способен для обучения оружейному делу. Принимались юноши не моложе 16 и не старше 18 лет. Арсенальные ученики обучались не в особо учрежденной школе, а в цехах, под присмотром лучших оружейников, без выдачи за это какой-либо особой оплаты. Учеба заключала в себе освоение всех операций и состояла из нескольких этапов:

На первом этапе обучения ученики изучали отделку замков – как важнейшую часть в оружии по сложности отделки и механизмам.

На втором этапе изучали калку и ручную полировку замков.

Затем обучались в прибороотделочной мастерской.

Далее обучение проходило в стволоотделочной, штыкоотделочной и шомполоотделочной мастерских, где постепенно изучали отделку стволов с казенниками, приборов, прицелов, штыков и шомполов с пыжовниками.

Последним этапом являлась ложевая мастерская, в которой изучали отделку ложей с грунтовкой и лакировкой, разборку и сборку полных ружей, а также формовку и отливку приборов и составление грунта и лака.

После обучения очередной операции ученики проходили практические занятия в цехах по осмотру оружейных частей под руководством браковщика. С целью усовершенствования полученных знаний они поступали в приемную палату, где работали под присмотром главного браковщика и изготавливали все механизмы, входящие в состав оружия. Помимо этого арсенальные ученики каждый месяц проходили испытания по изученному материалу. Русской грамоте и арифметике учились в учрежденной для детей оружейников школе [3, л. 584-585; 36, л. 297]. Отчеты об успехах каждого обучающегося поступали в Артиллерийский департамент ежегодно. Если ученик был неспособен, его заменяли «другим лучшим во всех отношениях учеником, внимательно наблюдая при этом за успехами и поведением их» [36, л. 5-5 об].

После обучения кантонистов распределяли браковщиками в арсеналы страны по три человека; так, в 1831 году было отправлено 18 человек. Командир завода назначал лучших по поведению и искусству браковщиков старшими в арсеналы, менее успешных и надежных – младшими. Содержание браковщикам производилось по положению об арсеналах, т. е. провиант и амуниция и сверх того жалованье по 25 рублей в месяц выдавалось от Артиллерийского ведомства [там же, л. 51-52 об].

Браковщики, поступившие в гарнизоны и арсеналы и прошедшие обучение в учрежденной для них школе кантонистов при Ижевском заводе, считались в командировке. Они сохраняли права мастеровых на основании Положения Военного совета, утвержденного 28 июня 1844 года [там же, л. 166].

С прекращением в 1867 году «Обязательных отношений» оружейников к Ижевскому оружейному заводу и с переходом его в арендно-коммерческое управление школа арсенальных учеников была закрыта, и в течение трех лет новой открыто не было. В целом за время своего существования школа выпустила большое количество учеников.

Следующим шагом в профессиональной подготовке оружейников явилось открытие в 1870 году на основании приказа Военного ведомства от 13 июля 1869 года оружейной школы [16, л. 70]. Школа подчинялась ГАУ, им же финансировалась, а завод лишь предоставлял ей производственную базу и материалы. Учеников набирали в возрасте от 16 до 30 лет (сыновей сельских обывателей, чиновников, непременных работников, почетных граждан из крестьян и т. д.), окончивших не менее трех классов. При поступлении необходимо было предоставить следующие документы: свидетельство из волостного правления, свидетельство о крещении, свидетельство о здоровом телосложении, свидетельство о несостоянии под судом, подписку о непринадлежности к тайным обществам [12, л. 1].

Преподавали в школе назначенные из оружейных мастеров штатные учителя. Вознаграждение за чтение лекций учительский персонал получал по 27 рублей за час, законоучитель школы за 5 уроков в неделю – 90 рублей в год [16, л. 70-71]. Продолжительность обучения в школе составляла четыре года. Первые три года включали в себя ежедневный – с 9 до 12 часов – теоретический курс (Закон Божий, арифметика, геометрия, русский язык, черчение и рисование, главным предметом являлась теория ручного огнестрельного оружия), вторую половину дня ученики проводили за практическими занятиями в мастерской школы. Четвертый год занимали исключительно практические занятия в мастерских. На основании «Положения о специальных школах артиллерийского ведомства» лучшие ученики награждались книгами и инструментами [13, л. 84-84 об; 14, л. 2-2 об, 6-7; 15, л. 1-2]. Число учащихся в школе было 100 человек – 80 учащихся и 20 вольнослушателей, ежегодный выпуск составлял 20–25 человек. Школа выпускала оружейных мастеров второго разряда для войсковых частей и арсеналов.

В 1875 году с целью подготовки учащихся для поступления в оружейную школу была открыта Ижевская ремесленная школа – по инициативе арендатора Ижевского завода А. Бильдерлинга, при непосредственной поддержке Л. Нобеля и Е. Андреева и содействии комиссии по техническому образованию Русского технического общества. Правда, в 1884 году в связи с передачей завода в казенное управление и сокращением капиталов она временно прекратила свою работу. Уже в следующем – 1885 – году согласно предписанию начальника заводов ремесленная школа возобновила работу по обучению детей [7, л. 182-184, 187; 9, л. 30; 11, л. 13; 37, л. 58-62 об]. Учебное заведение содержалось на средства арендатора и однопроцентные вычеты из жалованья рабочих и служащих завода. В его Уставе говорилось, что поступать на обучение могли дети не моложе 12 и не старше 13 лет без различия в происхождении, но преимущество было у детей мастеровых и рабочих завода. Кроме того, школа готовила мастеров по заводским ремеслам и кустарному производству [9, л. 1]. По новому Уставу 1896 года в школу принимались дети, окончившие курс начальных училищ [8, л. 131 об]. Предметы делились на научные (Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, элементарная механика, физика, технология черчения, геометрическое и практическое рисование) и практические занятия (столярное, слесарное и токарное дело, резьба по дереву, работа с металлом) [10, л. 86-88].

С конца XIX – начала ХХ века предпринимались попытки преобразовать ремесленную школу в среднетехническое училище и передать ее в ведение Министерства народного просвещения, но эта идея не была поддержана ГАУ [4, л. 7-9 об; 9, л. 6-8]. Точные сведения о ликвидации таких школ в архивных фондах на настоящий момент не обнаружены. Предположительно они прекратили свою деятельность в 1918 году.

Отдельным этапом развития системы образования в Ижевском поселке является открытие общеобразовательных школ для детей чиновников и мастеровых. Школы эти в дальнейшем являлись подготовительной ступенью для поступления в ремесленную и оружейную школы. К настоящему моменту данная тема не исследована в полном объеме, работы в этом направлении только получают свое развитие.

Еще в период основания Ижевского оружейного завода А. Ф. Дерябиным предполагалось открыть Главную горную школу с широкой программой обучения. Она должна была давать не только подготовленных студентов для Горного кадетского корпуса, но и готовить достаточно квалифицированных специалистов среднего звена для заводского производства. Очевидно, в 1808 году на заводе были открыты начальные классы Главной горной школы, первыми учениками которых стали выбранные из Воткинской малой школы 20 мальчиков – «с лучшими успехами и способностями» [5, л.


К сожалению, назвать это учебное заведение профессионально-техническим нельзя, так как программа обучения состояла исключительно из общеобразовательных предметов. В следующем – 1809 – году указом от 6 октября все главные горные школы были ликвидированы [6, л. 173]. В это же время в Ижевском поселке продолжали существовать школы для детей мастеровых. Так, в 1810 году школа для «оружейных детей» размещалась в здании, перешедшем в казну от ярославского купца Жерехова, в 1837 году она была перестроена и расширена [2, л. 137-139; 41, с. 75]. Здесь же находилась школа для детей чиновников, утвержденная на заводе 19 декабря 1829 года. Однако из-за отсутствия учителей в ней не изучались многие предметы [2, л. 4-4 об]. Протоиерей Пророко-Ильинского собора и попечитель заводских школ Захарий Лятушевич в 1818 году сообщал, что он осуществляет надзор за четырьмя школами и обучает в них Закону Божьему и нравственности, священной истории, геометрии и механике [1, л. 1-2; 40, с. 5].

С 1844 года детям ижевских оружейников разрешили проходить обучение в Санкт-Петербургском технологическом институте механическим искусствам, входящим в круг заводского производства (столярному делу, резьбе по дереву, чугунолитейному, бронзовому и другим мастерствам, т. е. оружейным операциям). В 1846 году в институт направили Николая Коковихина, который по окончании курса был награжден золотой медалью и получил звание инженера-технолога, и Николая Галкина, также получившего звание инженера-технолога с награждением серебряной медалью. Дипломов об окончании института им, детям мастеровых, не выдали [2, л. 1, 118-119 об, 130-130 об].

Существенным фактором в развитии профессионально-технического образования явилось обучение полковых учеников на Ижевском и Сестрорецком оружейных заводах в начале XIX века. В Ижевскую школу должны были направляться ученики из полков и арсеналов для сдачи экзаменов на получение звания оружейного мастера второго разряда. Идея обучать солдат из разных полков, «чтобы они сами поправляли свои ружья», зародилась в начале 1820-х годов. «Завод должен обучать их оружейному мастерству и особенно тому, что нужно для полкового оружейника, и ежегодно 50 обученных выпускать в полки, не помещая в оружейные заводы ни под каким предлогом» [42, с. 206]. Институт полковых учеников просуществовал до сентября 1872 года.

В рассмотренном виде система образования оружейных кадров функционировала до 1918 года. Необходимо заключить, что до Октябрьской революции она только начинает выстраиваться. Открытие школ обусловливалось внутренней (заводской) и общегосударственной (подготовка специалистов для арсеналов и гарнизонов страны) потребностью. Но система подготовки оружейных кадров в Ижевске, которая начинает зарождаться еще при А. Ф. Дерябине, дала базу для построения более последовательной системы в советское и постсоветское время. Особенностью периода до 1870 года было то, что занятия носили практический характер. Теоретического курса почти не существовало, детей обучали непосредственно в цехах завода. В последней трети XIX века и до 1918 года подготовка кадров производилась в учрежденных правительством и администрацией завода школах. Именно с этого времени в России стали уделять большое внимание обучению отечественных оружейников.

II. Формирование многоуровневой системы подготовки

оружейных кадров

(1918 год – конец ХХ века)

ХХ век является следующим периодом в профессиональной подготовке оружейных кадров. Становление и развитие образовательных учреждений происходит в 20-е годы. Хронический недостаток среднего технического персонала наблюдался в то время в Ижевске, который представлял собой крупный рабочий центр. На заводах административно-технические должности занимали люди без специального образования. Так, в целях подготовки рабочей и крестьянской молодежи для поступления в вузы 21 сентября 1921 года открылся Ижевский вечерний машиностроительный рабочий факультет. Первоначально он находился в ведении Наркомпроса РСФСР, в 1930-е годы его неоднократно реорганизовывали и переводили в ведение разных управлений [17, л. 14; 18, л. 72-75; 19, л. 42; 20, л. 200, 202; 21, л. 10].

16 ноября 1929 года открылся Ижевский вечерний рабочий техникум. Он являлся профессионально-техническим учебным заведением, «предназначающимся исключительно для занятых в производстве Ижевских оружейного и сталеделательного заводов». Это были токари, слесаря, фрезеровщики и рабочие горячих профессий. Техникум имел два отделения – механическое (холодная обработка металлом) и металлургическое (горячая обработка) – со сроком обучения на каждом четыре года [22, л. 14; 23, л. 10; 43, с. 240-241]. Первые занятия начались 28 декабря 1929 года [25, л. 28].

В 1930 году вечерний рабочий техникум был переименован в Ижевский механико-металлургический вечерний техникум, он входил в систему Главного управления учебными заведениями Наркомата тяжелой промышленности СССР. В июле 1934 года техникум перемещается во вновь построенное помещение (сегодня это ул. М. Горького, бывшее здание ИМИ). Тогда же, в июле, на основании приказа Главного управления учебными заведениями утвердили открытие дневного отделения с отрывом от производства, а техникум переименовали в ИИТ [23, л. 10; 24, л. 4, 93, 96 об; 26, л. 3; 27, л. 1].

Набор учащихся устанавливался в 120 человек по следующим специальностям: холодная обработка металла – 60 человек, прокатное дело – 30 человек, мартеновское производство – 30 человек. Первый выпуск дневного отделения состоялся в 1938 году.


Среди выпускников был конструктор-оружейник Е. Ф. Драгунов, который с теплотой вспоминал: «В годы нашей учебы большое внимание уделялось практической подготовке учащихся. Во время учебной практики мы работали по 6 часов в мастерских и по 4 часа в день занимались теорией. Зачетная работа по практике заключалась в изготовлении детали, которая по сложности соответствовала 4 разряду. Надо сказать, что техникум дал нам капитальную подготовку, и особых трудностей в решении технических вопросов я да и другие мои товарищи не встречали.

Мне не пришлось по ряду обстоятельств получить высшее образование, и поэтому я в полной мере могу оценить ту подготовку, что дал техникум. Если учащийся работает добросовестно, овладение объемом знаний в пределах программы вполне достаточно для производственной деятельности. Этот объем знаний позволяет ориентироваться в мире избранной отрасли техники, а недостающее любознательный техник всегда почерпнет из технической литературы».

Осенью 1940 года техникум переехал в здание, расположенное в одном из живописных уголков Ижевска – на берегу пруда.

Позже учебное заведение осуществляло подготовку техников без отрыва и с отрывом от производства с учетом потребностей промышленности. В 1960-е годы было два отделения – вечернее и дневное. На дневном обучались по специальностям «Электрооборудование промышленных предприятий», «Обработка металлов резанием», «Инструментальное производство», на вечернем – «Электрические станции, сети и системы», «Электрооборудование промышленных предприятий» [28, л. 1]. Среди выпускников техникума много известных сегодня имен: Б. Ф. Файзуллин, И. Е. Семеновых, М. Е. Драгунов, Г. Н. Никонов и другие.

Следующей ступенью в подготовке оружейных кадров стало открытие втуза, вопрос о котором уже был поставлен в годы первой пятилетки. В 1930 году при Ижевском машиностроительном заводе организовали ВТК с перспективой в дальнейшем быть реорганизованными в завод-втуз. Втуз-комбинат находился в ведении Управления Ижевских заводов и подчинялся ВСНХ СССР. Основной задачей являлась «подготовка пролетарских кадров для руководства промышленностью». Работали подготовительное и металлургическое отделения, отделение по холодной обработке металла. Втуз имел три ступени обучения: подготовка квалифицированных рабочих или бригадиров, законченное среднетехническое образование, высшее техническое образование (инженеры). Втуз начал свою работу со служащими и рабочими Ижевских заводов. Он осуществлял подготовку специалистов для станкостроительного, инструментального и металлургического производств.

В октябре 1931 года в соответствии с приказом Управления Ижевских заводов на основе комбината были созданы на базе I–й ступени курсы по подготовке в техникум, II–й ступени – как упоминалось выше, механико-металлургический вечерний рабочий техникум, III–й ступени – Ижевское ВТУ [29, л. 95; 30, л. 6-6 об; 31, л. 1; 32, л. 6-7; 33, л. 13]. Первоначально занятия велись в особняке на ул. Милиционной, в котором в дореволюционные годы жил начальник Ижевского оружейного завода.

Недостаток научно-педагогических кадров в Ижевске делал невозможным самостоятельное существование молодого учебного заведения, поэтому ВТК были переданы в ведение Уральского политехнического института, а позже – Ленинградского военно-механического института. В 1934–1935 годах состоялся первый в истории Удмуртии выпуск инженеров, в их числе были В. Н. Новиков, В. П. Болтушкин, А. Я. Фишер, С. К. Казаков и другие. Однако Ленинградский военно-механический институт в 1935 году принял решение о закрытии Ижевского филиала, студентов перевели в Ленинград.

Вторая попытка организации самостоятельного втуза в Ижевске была предпринята в 1940 году, но начавшаяся война не дала возможности продолжить работу. К профессиональной подготовке оружейников вернулись только во второй половине 40-х годов.

Так, в 1947 году при Ижевском машиностроительном заводе организовали УКП Всесоюзного заочного машиностроительного института. Руководить им по совместительству с основной работой был назначен кандидат технических наук В. С. Суворов. Занятия проводились в аудиториях учебной базы завода. Преподавание на младших курсах велось силами профессорско-преподавательского состава Удмуртского педагогического и Ижевского медицинского институтов, на старших курсах преподавали инженеры ижевских заводов – машиностроительного, металлургического и механического.

В 1950-е годы на оборонных предприятиях страны идет освоение новых видов продукции. Для обеспечения притока молодых специалистов на оружейные предприятия Ижевска 22 февраля 1952 года был образован ИМИ [35, л. 10]. Сюда из УКП вместе со студентами четвертого курса (в их числе Б. Ф. Файзулин) перешли и преподаватели – А. А. Юркин, В. С. Суворов и другие. Институт открывался в составе механического (специального) и механико-технологического факультетов и вечернего отделения с приемом в 1952 году на первый курс 200 человек. Для нового вуза передавалось здание на ул. Максима Горького, 79, занимаемое ремесленным училищем № 3 и Областным управлением трудовых резервов.

Необходимость организации оружейного факультета была обусловлена развитием оборонной промышленности в Ижевске. Кроме того, опыт работы предприятий в годы войны показал, что инженерных кадров катастрофически не хватает. Самостоятельную жизнь факультет под названием механический начинает с 1954 года под руководством выпускника МВТУ им. Н. Э. Баумана Б. В. Олешкевича. Становление и развитие факультета происходило в тесной связи с этим московским институтом. Для организации учебного процесса по специальным дисциплинам была создана первая кафедра – «Проектирование машин и механизмов», ныне кафедра «Стрелковое оружие», возглавил ее опытный инженер А. А. Юркин. За 50 лет работы кафедра подготовила свыше двух тысяч конструкторов-оружейников, которые составляют основу конструкторских отделов оружейных заводов Ижевска. Это конструкторы боевого, спортивного, охотничьего, пневматического оружия: А. И. Нестеров, И. Е. Дерюшев, В. М. Калашников, В. Д. Стронский, В. Ф. Суслопаров, В. П. Афонин, Н. А. Белобородов, Г. Н. Никонов, А. Е. Драгунов, А. У. Дорф, В. П. Буданов, М. Е. Драгунов, В. А. Ярыгин и многие другие, известные у нас в стране и за рубежом.

После войны кроме специального образования активно развивается и начальное профессиональное – оно обозначено открытием оружейных школ при заводах. Так, в 1946 году на основании приказа министра вооружения СССР на заводе № 524 (Ижевский мотозавод) был создан учебный цех. Набор учащихся проводился по специальностям: ствольщик, сборщик, гравер, резчик по дереву, ложейник – со сроком обучения от одного года до двух лет. По окончании Школы ружейного мастерства слушателю присваивали звание «Мастер-ружейник» [34, л. 164]. Принимались юноши в возрасте 16–18 лет с образованием не ниже семи классов.

Но лишь в сентябре 1947 года начала свои занятия настоящая школа, с художественным отделением и самыми опытными преподавателями. Занятия вели специалисты завода, квалифицированные рабочие-граверы В. С. Фонарев, Е. А. Меркульев, резчик по дереву С. В. Носков, ложейник Л. Я. Пахомов, жестянщик Н. А. Обухов. Большую часть практических занятий слушатели проводили в цехах.

В связи с перепрофилированием Ижевского мотозавода и его передачей в ведение 4 Главного управления приказом министра вооружения СССР от 31 октября 1949 года производство и выпуск охотничьих ружей передали Ижевскому механическому заводу. Туда же перевели инженерно-технические кадры, а также передали Школу ружейного мастерства со всем личным составом, оборудованием и инвентарем. 8 сентября 1951 года при цехе № 14 открывают школу с двухгодичным сроком обучения. К сожалению, в первой половине 50-х годов на производстве остро ощущалась нехватка кадров, Школа не успевала готовить специалистов по полной программе обучения. Производили набор в школу, несколько месяцев обучали и отправляли на производство в цеха. Только с 1 февраля 1956 года занятия по подготовке мастеров-оружейников возобновились в учебно-производственном цехе № 14 Механического завода (приказ министра вооружения СССР от 21 декабря 1955 года).

За полувековую историю своего существования Школа ружейного мастерства им. Л. М. Васева стала уникальным центром, готовящим специалистов-оружейников: слесарей-сборщиков стрелкового оружия, слесарей по ремонту вооружения, сборщиков ложи, граверов, резчиков по дереву и т. д. Сегодня Школа известна своими бывшими учениками, среди них основоположник школы проектирования пневматического оружия на Механическом заводе Г. Я. Протопопов, граверы В. М. Белобородов, Ю. С. Блинов, основоположник оформления ножей в Ижевске Г. Н. Макаров, основоположник оформления служебного оружия А. А. Передвигин и многие другие выпускники, имена которых знают не только в нашей республике.

Важным фактом в истории становления системы профессионально-технической подготовки оружейных кадров становится открытие по приказу генерального директора Ижевского машиностроительного завода в конце ХХ века (1997 год) Школы оружейного мастерства им. А. Ф. Дерябина. После 80-летнего перерыва в работе Школа вновь ведет подготовку специалистов оружейного дела. Помимо основного диплома художника-дизайнера учащиеся приобретают профессию изготовителя художественных изделий. Кроме того, для всех желающих организованы постоянно действующие курсы по обучению работе с кожей, основам ювелирного мастерства.

В заключение можно сказать следующее: для ХХ века характерно формирование и становление многоуровневой системы подготовки оружейных кадров: начальное профессиональное, среднетехническое и специальное высшее. Необходимость организации профессиональной подготовки кадров была обусловлена бурным развитием промышленности сначала в первой половине ХХ века, а затем после Великой Отечественной войны.

В городе Ижевске сложилась система подготовки оружейных кадров, ежегодно учебные заведения выпускают новых специалистов. Многие из них, пройдя обучение в техникумах и вузах республики, становятся мастерами производственных участков цехов, руководителями предприятий и технических служб ружейного производства, известными конструкторами.

Основные даты

в истории формирования системы подготовки оружейных кадров

в Ижевске

Подготовка кадров в XIX – начале ХХ века

1808–1809 годы

Открыта Главная горная школа при Ижевском оружейном заводе. Цель – подготовка учеников для поступления в Горный кадетский корпус, а также подготовка квалифицированных специалистов среднего заводского звена

1810–? годы

Открыта школа для «оружейных детей». Перестроена и расширена в 1837 году

1820-е – 1872 годы

Открыт Институт полковых учеников для обучения солдат из полков и арсеналов на получение звания оружейного мастера

1827–1867 годы

Открыта Арсенальная школа при Ижевском оружейном заводе с целью подготовки браковщиков для гарнизонов и арсеналов страны

19 декабря 1829–(?) годы

Открыта школа для детей чиновников. Располагалась в одном здании со школой для детей оружейников

1870–1918 годы

Открыта Ижевская оружейная школа с целью подготовки оружейных мастеров

1875–1918 годы

Открыта Ижевская ремесленная школа с целью подготовки учеников для поступления в Оружейную школу. 1884–1885 годы – перерыв в работе школы

Начальное профессиональное образование

1946–1949 годы

На заводе № 524 (Ижевский мотозавод) открывают учебный цех по подготовке специалистов-оружейников

1 сентября 1951 года – по настоящее время

На заводе № 622 (Ижевский механический завод) открыта Школа ружейного мастерства. В первой половине 1950-х годов на производстве остро ощущалась нехватка кадров, школа не успевала готовить специалистов по двухгодичной программе обучения. С 1 февраля 1956 года занятия по подготовке мастеров-оружейников возобновились в полном объеме

1997 год – по настоящее время

На Ижевском машиностроительном заводе открывают Школу оружейного мастерства после 80-летнего перерыва

Среднее специальное образование

21 сентября 1921 года

Открыт Ижевский вечерний машиностроительный рабочий факультет с целью подготовки рабочей и крестьянской молодежи для поступления в вузы

16 ноября 1929 года – по настоящее время

Открыт вечерний рабочий техникум – исключительно для занятых на производстве Ижевских оружейного и сталеделательного заводов.

С 1934 года техникум становится Ижевским индустриальным

Высшее образование

1930–1935 годы

При Ижевском машиностроительном заводе организованы Высшие технические курсы

1947–1952 (?) годы

При Ижевском машиностроительном заводе открывают учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института

1952 год – по настоящее время

На базе МВТУ им. Н. Э. Баумана организован Ижевский механический институт (ныне Ижевский государственный технический университет). С целью подготовки оружейных кадров высшего звена в 1954 году была открыта кафедра «Проектирование машин и механизмов» (ныне кафедра «Стрелковое оружие»)

Список использованной литературы и архивных документов

ЦГА Удмуртской Республики

Фонд 4. Ижевские оружейный и сталеделательный заводы Сарапульского уезда Вятской губернии. – Опись 1.

1. Д. 66. – Л. 1-2.

2. Д. 280. – Л. 1, 4-4 об, 118-119 об, 130-130 об, 137-139.

3. Д. 882. – Л. 584-585.

4. Д. 4085. – Л. 7-9 об.

Фонд 212. Камско-Воткинский железоделательный и сталеплавильный завод. – Опись 1.

5. Д. 105. – Л. 1, 10-10 об.

6. Д. 144. – Л. 173.

Фонд 271. Ижевская ремесленная школа при Ижевских оружейном и сталеделательном заводах. – Опись 1.

7. Д. 1а. – Л. 182-184, 187.

8. Д. 2. – Л. 131 об.

9. Д. 3. – Л. 1, 6-8, 30.

10. Д. 6. – Л. 86-88.

11. Д. 8. – Л. 13.

Фонд 274. Ижевская оружейная школа. – Опись 1.

12. Д. 2. – Л. 1.

13. Д. 8. – Л. 84-84 об.

14. Д. 21. – Л. 2-2 об, 6-7.

15. Д. 23. – Л. 1-2.

16. Д. 43. – Л. 70-71.

Фонд Р-589. Ижевский вечерний машиностроительный рабочий факультет. – Опись 1.

17. Д. 7. – Л. 14.

18. Д. 9. – Л. 72-75.

19. Д. 31. – Л. 42.

20. Д. 40. – Л. 200, 202.

21. Д. 66. – Л. 10.

Фонд Р-543. Ижевский рабочий вечерний техникум. – Опись 18.

22. Д. 3. – Л. 14.

23. Д. 4. – Л. 10.

Фонд Р-602. Ижевский индустриальный техникум. – Опись 1.

24. Д. 16. – Л. 4, 93, 96 об.

25. Д. 22. – Л. 28.

26. Д. 35. – Л. 3.

27. Д. 53. – Л. 1.

28. Д. 165. – Л. 1.

Фонд Р-724. Плановая комиссия при Исполнительном комитете Удмуртской Республики. – Опись 1.

29. Д. 278. – Л. 95.

Фонд Р-1052. Высшее техническое учебное заведение и механико-металлургический рабочий техникум при Ижевских оружейном и сталеделательном заводах. – Опись 1.

30. Д. 2. – Л. 6-6 об.

31. Д. 5. – Л. 1.

32. Д. 8. – Л. 6, 7.

33. Д. 10. – Л. 13.

Фонд Р-1276. Ижевский государственный мотоциклетный завод. – Опись 1.

34. Д. 135. – Л. 164.

Фонд Р-1335. Ижевский государственный механический институт. – Опись 1.

35. Д. 1. – Л. 10.

Архив ВИМАИВиВС

Фонд 6. Главное артиллерийское управление.

36. Опись 56. – Д. 2. – Л. 5-5 об, 31-31 об, 51-52 об, 72-72 об, 75-75 об, 110 об, 166, 297.

37. Опись 60. – Д. 20. – Л. 58-62 об.

Литература

38. Александров А. А. Ижевский завод. – Ижевск, 1957. – 128 с.

39. Горбов М. И. Ижевские оружейники. – Ижевск, 1982. – 160 с.

40. Гришкина М. В. Деятельность Ижевской и Воткинской горных школ и подготовка кадров специалистов в первой половине XIX века // Вопросы истории культуры Удмуртии. – Ижевск, 1984. – С. 3-23.

41. Севрюков О. В. – Ижевск, 1972. – 270 с.

42. Шумилов Е. Ф. Город оружейников. Т. 1. – Ижевск, 2002. – 508 с.

43. Шумилов Е. Ф. Завод заводов. Т. 2. – Ижевск, 2007. – 700 с.




вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика