instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Город-сад Ипполита Чайковского

Город-сад Ипполита Чайковского

Регион: Удмуртская Республика

Категория: Научная статья

Удивительны судьбы всех братьев Чайковских – Николая, Петра, Ипполита, Анатолия и Модеста. Но если загадок в биографии Петра Ильича остается все меньше, то о судьбах братьев композитора обычно мало кто что-нибудь знает, кроме общеизвестных фактов. Между тем, каждый из четырех братьев был незаурядной личностью.

… Совершенно случайно, занимаясь научной работой в библиотеке Клинского музея П. И. Чайковского, «наткнулась» на интереснейшую статью в местной газете. Статья называлась «Рай ты мой заброшенный» и рассказывала об утопических идеях Ипполита Ильича Чайковского – его мечте о строительстве сказочного города-сада. И что еще удивительнее, эту идею Ипполиту Ильичу почти удалось воплотить в жизнь!

Ипполит Чайковский родился в Воткинске в 1843 году, был младше Петра на 3 года. По окончании Морского кадетского корпуса стажировался на разных кораблях, ходивших по Каспийскому, Черному и Балтийскому морям. Затем несколько лет возглавлял Комитет Мореходных классов в Таганроге. В 1890-е годы, уже после смерти великого брата, генерал-майор Ипполит Ильич Чайковский переехал в Петербург и возглавил пароходную компанию «Надежда». А в середине 1910-х он оставил северную столицу и поступил на службу в Правление Московско-Казанской железной дороги.

Вот тогда-то И. И. Чайковский и стал участником строительства «поселения будущего» – первого и последнего подобного проекта в регионе.

В 1912 году председатель Московско-Рязанской железной дороги Николай фон Мекк (он был женат на племяннице братьев Чайковских Анне) назначил Ипполита Ильича начальником строительства прекрасного «города-сада». И не где-нибудь, а неподалеку от Москвы, рядом с железнодорожной платформой Кратово. В ту пору этот остановочный пункт назывался Прозоровское. Здесь располагались дачи, которые также являлись владением правления Московско-Рязанской дороги. И Николай фон Мекк решил распорядиться этой недвижимостью оригинальным способом – построить здесь для служащих своей железной дороги город-сад!

Сама идея не была новой. Она принадлежала англичанину Говарду и немцу Фрешу. Взамен перенаселенным, серым городам они предлагали строить всюду города-сады. Согласно их идее владельцы крупных предприятий должны создавать для своих работников за городом, в красивых и чистых местах, поселки по единому плану. Они считали: у каждой большой семьи должен быть свой коттедж, у семей поменьше – квартиры с отдельными входами в малоэтажных домах. При каждом доме – небольшой сад и огородик. Для жителей города-сада строится амбулатория, школа, детский сад и ясли. Все услуги бесплатны, они оказываются за счет предприятия. Утопия? Отнюдь!

Первые города-сады появились в Европе в начале 20 века в Лечворте на окраине Лондона и под Дрезденом. А в России первый город-сад должен был появиться в подмосковном Прозоровском.

Фон Мекк и Чайковский начинают строительство на площади более 700 гектаров. Планировалось строить несколько десятков малоэтажных домов (при каждом из них –участок в 12 соток), культурный центр, больничный и школьный городки. Все поселение должна была прорезать система благоустроенных кольцевых и радиальных дорог, по которым планировали пустить электрический трамвай.

К созданию плана уникального города-сада приступили талантливые молодые архитекторы – Алексей Щусев, Владимир Семенов, Александр Иваницкий. Они подготовили проекты типовых каменных и деревянных коттеджей и, говоря современным языком, таунхаусов.

Прямо посреди великолепной сосновой рощи начали устраивать улицы (им дали названия Казанская, Голутвинская, Симбирская, Киевская – по названиям тех железных дорог, которые строили представители династии фон Мекк), строить дома, тянуть электрическую и телефонную сети, прокладывать водопровод и канализацию. Далеко не у всех жителей Москвы в то время были такие блага! На речке Хрипань возвели плотину, и образовался живописный пруд для отдыха будущих жителей города-сада.

Начали строить и больничный городок с клиническим и туберкулезным отделениями, профилакторий для лечения слабосильных и страдающих переутомлением работников железной дороги.

Для маленьких жителей сооружался детский сад, школы с ремесленным обучением мальчиков и девочек. Для детей служащих, подолгу работавших вдали от дома, был предусмотрен интернат.

Председатель Правления Московско-Рязанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк докладывал: «Согласно произведенным расчетам на содержание благоустроенного поселка компании ежегодно придется доплачивать более 200 тысяч рублей. Однако правление не остановится перед такой жертвой».

Как жаль, что до конца воплотить в жизнь проект фантастического города-сада родственникам великого композитора – Н. фон Мекк и Ипполиту Чайковскому – не удалось. Город-сад «засох», не успев расцвести… Началась Первая мировая война, вслед за ней грянула революция.

В 1930 году платформу переименовали в Кратово – в честь Ивана Кратова, первого комиссара Московско-Рязанской железной дороги. Предпринимались попытки возродить стройку уже при советской власти, но в 1939 году Кратово вновь стало принадлежать дачникам.

Такая светлая, благородная гуманистическая мечта о городе-саде была забыта. Следы же этого сказочного города сохранились в Подмосковье и по сей день…

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика