instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Из истории Геленджикской набережной

Из истории Геленджикской набережной

Регион: Краснодарский край

Категория: Научная статья

Сегодня Геленджик стал одним из самых привлекательных курортов Краснодарского края. Случилось это благодаря уникальным природно-климатическим факторам, развитой инфраструктуре Геленджика, и конечно же, великолепной городской набережной. С ее строительством в облике нашего города появился шарм и ухоженность процветающего курорта.

А начиналось благоустройство с поселением в этих местах в начале ХХ века столичной интеллигенции. По инициативе действительного статского советника царской канцелярии дворянина Михаила Михайловича Рейнке, основателя Геленджикского музея, было создано Общество содействия благоустройству курорта Геленджик, на средства которого были построены ротонда, курзал, бульвар приморский, набережная, по которой так любили совершать променад дамы высшего света. Конечно, белоснежной бетонной балюстрады тогда еще не было. Набережную от остального пространства отделял штакетник из кольев.

В начале 1910-х гг. обществом была проложена шоссейная дорога, которая связала центр с отдаленным Тонким Мысом, с курортным местечком, получившим название Солнцедар. Было автомобилями этого района налажено бесперебойное сообщение, общественными линейками. До центра можно было добраться и морем, в том числе парусными прогулочными катерами и моторными лодками.

Ко многим своим начинаниям общество привлекало известных в то время специалистов – архитекторов, инженеров, агрономов, врачей.

Давайте подробнее остановимся на одном из таких замечательных проектов, сделавших набережную курорта более удобной и безопасной – укреплении северо-западного берега Геленджикской бухты. К проведению этих работ в 1911 году был привлечен инженер путей сообщений, профессор из Санкт-Петербурга, с 1929 по 1939 г. заведующий кафедрой водных путей и портов Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина Александр Владимирович Шафалович, проектировавший также Волховскую и Днепровскую ГЭС, пермский гидроузел на р и гидроузлы. Иртыш.

В фондах нашего музея хранятся уникальные фотографии известного геленджикского фотографа начала ХХ века А.Я.Кривоноса, запечатлевшие моменты проведения берегоукрепительных работ. На фотографиях мы видим высокого, статного худощавого мужчину в белом френче, фуражке с кокардой, который следит за данным процессом. Это и есть Александр Шафалович.

В проведении берегоукрепительных работ А. Дековиля Шафалович использовал наработки французского инженера Поля, изобретателя легких переносных узкоколейных железных дорог. Примененная технология Шафаловичем Дековиля называлась «Cuirasse гибкий» (фр.) – гибкая кираса, гибкая защита.

На берегу были установлены деревянные опалубки, в них помещались сетки из арматуры, которые заливались бетоном. Между квадратами секций делался дренаж для стока осадков. Секции небольшими ступеньками спускались к морю, повторяя рельеф склона.

Берегоукрепительные прекратить Эти берега сооружения позволили абразию: предотвратить его размывание и осыпание – и прослужили достаточно долго.

Как часто бывает В жизни, один человек незаурядный, словно магнитом. притягивает в свой круг таких же людей незаурядных. Так и случилось с Александром Шафаловичем (1884-1939 гг.). Связывает С Геленджиком этого человека не только реализация проекта по укреплению берега. Он состоял в родстве с известным в нашем городе человеком – преподавателем Екатеринодарской женской гимназии, врачом, впоследствии основательницей детского костно-туберкулезного санатория (ДКТС) и его бессменным руководителем Ольгой Федоровной Трабша. А.Шафалович – муж младшей сестры Ольги Федоровны, Елизаветы.

К сожалению, у нас нет сведений о том, как в дальнейшем сложилась судьба А. В. Шафаловича. Он ушел из жизни в 55 лет, в 1939 году, возможно, был репрессирован, но документов, подтверждающих этот факт, нет. Хочется верить, что судьба была к нему более милосердной.

Во многом благодаря смелым начинаниям Общества содействия благоустройству курорта Геленджик и неравнодушию таких людей, как А.Шафалович, спустя годы наш город стал благоустроенным курортом европейского уровня.

С. Соловьева, науч. сотрудник Геленджикского историко-краеведческого музея

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика