instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

К вопросу о роли самостоятельной работы в формирования профессиональных компетенций студента

К вопросу о роли самостоятельной работы в формирования профессиональных компетенций студента

Регион: Забайкальский край

Категория: Научная статья

К вопросу о роли самостоятельной работы в формирования профессиональных компетенций студента Черных О. А., преподаватель

ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры».

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит учащегося либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности;

репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач;

репродуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;

самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений.

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика;

слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

В качестве условий для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими являются:

постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.

В практике обучения по ПМ. 02 «Педагогическая деятельность» студентов специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. В общей структуре занятий они занимают 50% от обязательной аудиторной учебной нагрузки учащихся в общей сумме 47 часов.

Данные виды заданий направлены на формирование профессиональных компетенций ПМ.02 «Педагогическая деятельность» 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение». Среди них:

осуществление педагогической и учебно-методической деятельности в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, учреждений СПО;

использование знаний в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

использование базовых знаний и практического опыта по организации и анализу учебного процесса, методики подготовки и проведения урока в исполнительском классе;

использование индивидуальных методы и приёмы работы в исполнительском классе с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

планирование развития профессиональных умений обучающихся.

Среди самостоятельных работ – форм текущего контроля заявлены, такие как:

составить терминологический словарь по педагогике;

составить хронологические таблицы;

разработать доклады для семинаров, диспутов;

составить собственный профиль воспитанности и программу самовоспитания.

Среди самостоятельных работ – форм рубежного контроля заявлены, такие как:

защита докладов для семинаров, диспутов;

составление схем-конспектов различной тематики;

подготовка к тестированию;

составление планов-конспектов различных типов уроков;

решение разнообразных педагогических задач.

Критериями оценивания выполнения самостоятельных работ текущего и рубежного контроля выступают следующие требования.

Оценка «отлично» ставится за выполнение задания самостоятельно, полностью и правильно; сделаны глубокие и детальные выводы с опорой на специальную литературу; не нарушены сроки выполнения задания. Продемонстрировано свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа; знание методики постановки голоса, применение рациональных методов и приёмов обучения и убедительное обоснование их использования; грамотное владение профессиональной терминологией, умение корректировать обучающих точными, существенными замечаниями.

Оценка «хорошо» ставится за выполнение задания самостоятельно, полностью, в основном правильно, но допущено 2–3 несущественных ошибки; выводы сформулированы корректно со ссылкой на источники и авторов; сроки выполнения задания не нарушены. Продемонстрировано свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа; знание методики исполнения постановки голоса, применение рациональных методов обучения, но не убедительное обоснование их использования; грамотное владение профессиональной терминологией, умение корректировать обучающихся точными, существенными замечаниями.

Оценка «удовлетворительно» ставится за выполнение задания правильно не менее чем на половину или если допущена существенная ошибка; выводы сформулированы поверхностно, некорректно; отсутствуют ссылки на источники; сроки выполнения задания не нарушены. Продемонстрировано недостаточно свободное владение монологической речью, логичностью и последовательностью ответа; поверхностное знание методики постановки голоса, применение рациональных методов и приёмов обучения, но не убедительное обоснование их использования, слабое владение профессиональной терминологией, умение корректировать обучающихся, но не точными, несущественными замечаниями.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если при выполнении задания допущены две (и более) существенные ошибки или задание не выполнено вообще; выводы сформулированы с грубыми ошибками или отсутствуют вообще; задание выполнено с нарушением сроков. Продемонстрировано отсутствие знаний профессиональной терминологии, методики постановки голоса, применение нерациональных методов обучения, не способность обосновать их использование, видеть ошибки в исполнении обучающихся.

Литература:

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Академия, 2013. – 464 с.

2. Купавцев А. В. Теоретические основы и практика интенсивно-деятельностного обучения // Педагогика – 2013. – № 8. – С. 21–40.

3. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении // Педагогика. – 2014. – № 7. – С. 5–19.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика