instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Культура – это лицо народа

Культура – это лицо народа

Регион: Москва

Категория: Интервью

Председатель регионального чеченского республиканского отделения Профессионального сообщества деятелей национального академического исполнительского искусства Аминат Датаева прибыла в Москву, чтобы обсудить состояние национальной культуры Чечни. Исполнительный директор Проф. сообщества Елена Климова и руководитель проектного отдела Вячеслав Корниченко приняли участие в этой стратегической беседе и попытались обнаружить самые насущные проблемы, создающие преграды на пути развития национального искусства и предложить способы их решения.

Вячеслав Корниченко –­ Аминат, расскажите, как вы пришли в Профсообщество?

Аминат Датаева –­ Это произошло в Краснодаре, во время совещания. Там я познакомилась с директором Профсообщества, Еленой Климовой, она сделала мне предложение от которого мне не захотелось отказываться. На тот момент я работала в симфоническом оркестре и решила попробовать.

Вячеслав Корниченко ­– Что вас заинтересовало в идее Профсообщества?

Аминат Датаева –­ Я по образованию не музыкант, но давно уже живу одной жизнью с музыкантами. Если рассматривать проблемы внутри коллектива, народного, симфонического, это совершенно не важно, то становится очевидным, что далеко не все вопросы может решить руководство коллектива. Необходим какой то еще орган управления, может быть в роде профсоюза, или общественной организации,который поможет решать такие проблемы. Такая организация могла бы оказывать какую­то помощь сотруднику, поддержку или консультацию… Есть ведь ряд вопросов, которыми не занимается ни руководство коллектива, ни руководство на уровне республики и даже министерства культуры, вот такие вопросы могло бы решать профессиональное сообщество.

Вячеслав Корниченко – ​­Ачто это за вопросы?

Аминат Датаева ­– Ну вот, скажем, создал человек свой коллектив. Решил развивать национальное искусство. Ему ведь необходимы ресурсы, оборудование, аппаратура… Или, например, в состоявшемся уже коллективе руководство всегда работает на обеспечение коллектива необходимым оборудованием: инструментами, микрофонами, условиями, но ведь никто не думает о самом главном инструменте ­ человеческом голосе. А это самый хрупкий и ценный инструмент. Его необходимо сохранять и беречь. В сыром заплесневелом помещении он же сломается, наверное… Вот такие условия и может обеспечить Профсообщество, или, во всяком случае, ставить такие задачи перед руководством ансамбля.

Елена Климова –­ Расскажи, какие профессиональные коллективы присутствуют в регионе.

Аминат Датаева – В республике есть такие профессиональные коллективы «Оркестр народных инструментов», ансамбль танца «Вайнах», мужская хоровая капелла «Илли», женские группы, но единственный пока коллектив, который в составе грозненской филармонии, это Оркестр народных инструментов. Еще когда был жив Султан Адаев, бывший руководитель коллектива, мы много с ним сотрудничали, диск вместе делали… Он очень был заражен идеей этого оркестра,­ он был его детищем. Это потрясающий ансамбль, все участники лауреаты многих престижных конкурсов, а ведь они не знают нот! Из всего состава только четыре музыканта знают нотную грамоту! Такого мастерства они достигли благодаря именно Султану Адаеву. Недавно у них немного обновился состав музыкантов. Это хороший показатель, поскольку, как только четыре человека покинули оркестр, им тут же пришли на замену четыре новых человека. А это молодые люди! Значит интерес к национальному искусству у молодежи, все таки есть. Другой вопрос, как этот интерес поддерживать…

Елена Климова – В этом оркестре играют на Дечиг пондурах?

Аминат Датаева – ­Да.Сейчас очень много жалоб поступает от музыкантов на качество этих музыкальных инструментов. Буквально перед вылетом сюда в Москву мы немножко пообщались с музыкантами, и выяснили, что качество национальных инструментов сильно хромает. Если инструмент еще новый, то более ­ менее на нем еще можно играть, но стоит с ним поработать какое­то продолжительное время, так впору его выбрасывать.

Елена Климова­ – Этоконечно насущная проблема не только для чеченского оркестра народных инструментов. Мы давно здесь в Москве ставим вопрос о возрождении производства национальных инструментов.

Аминат Датаева ­– Здесь встает вопрос: а где их делать? Раньше хорошие Дечиг пондуры делал мастер из Дагестана. Мастер умер, некому стало их делать. В Осетии и в самой республике их изготавливают, но это то самое качество, о котором мы уже упомянули – полгода, максимум год могут проработать, лишь один или два инструмента из двадцати дотянут свою музыкальную жизнь до трех­четырех лет. Безвыходное получается положение. Есть в оркестре еще и флейта, и зурна, и гармошка, и гитара, и бас ­ гитара… Но, поскольку, в репертуаре оркестра в основном национальная музыка, то есть большой дефицит именно в национальных инструментах.

Вячеслав Корниченко –­ Планируется ли в регионе развивать движение в этом направлении?

Аминат Датаева ­– Собираемся поднимать вопрос, чтобы прежде всего мастеров поддержать как то, чтобы у них был интерес производить эти инструменты. Чтобы хоть инструмент не погиб. Это же уникальное производство, как Страдивари… Мы с Еленой и Профсообществом давно мечтаем создать небольшой заводик по производству инструментов, ведь в этих инструментах заинтересована не только Чечня, это жевесь Кавказ. А там, при заводике, при производстве можно организовать и курсы, на которых молодое поколение могло бы перенимать,совершенствовать это мастерство. Это создаст дополнительные рабочие места. Вопрос сейчас заключается в том, чтобы обеспечить финансирование на организацию, по крайней мере, хоть каких ­ нибудь курсов, которые возглавили бы эти действующие мастера. У нас сейчас нателевидении два брата часто выступают Шарпуди и Ризавди Исмаиловы. Они пишут свои песни и перепевают песни народного артиста РСФСР Валида Дагаева, который с молодых лет играет на дечиг пондуре и является автором и композитором многих песен. Всем нравится такое исполнение, даже нашему Главе Рамзану Ахматовичу Кадырову нравится. Песни действительно хорошие и со смыслом, но очевидно, что этого катастрофически мало. Давно уже у нас идет большая работа по популяризации национального искусства среди детей. Когда я еще работала в Филармонии, мы проводили три крупных проекта. Один из этих проектов был «Детский симфонический оркестр». Проект запущен и работает. В этом проекте дети играют под руководством дирижера симфонического оркестра В.В. Хлебникова. На первом этапе в музыкальных школах среди учеников провели конкурс, отобрали наиболее талантливых ребят, и они принимали участие во втором этапе, а сейчас работают в этом проекте. Многие из них являются учениками музыкантов симфонического оркестра. Это тоже большой вклад со стороны музыкантов в развитие культуры и искусства республики. Это большое серьезное дело, ведь лучше ребенку развиваться в культуре, познавать ее, углубляться, чем непонятно в какие сомнительные организации вступать… Сейчас, конечно, у молодых людей очень обострено чувствование своих национальных истоков и государство не может не обратить на это внимание и должно предложить молодежи верное понимание своей культуры. Ведь когда человек является носителем своей культуры, сохраняет и продолжает ее в себе, тогда никто не сможет отобрать этого; тогда нет потребности ни с кем воевать.

Еще очень много в республике делается в благотворительности. Все, конечно, своими силами делается. Возьмем к примеру ООО«Интерактив». С ними мы проводили несколько благотворительных проектов, флешмобы, конкурсы, соревнования в поддержку национального искусства в разных населенных пунктах и городах республики. Все, конечно на добровольных началах делалось. Теперь уже мы зарегистрировали фонд, с которым мы занимаемся концертами в поддержку детей инвалидов. Первый масштабный проект ООО – это благотворительный проект для детей с ограниченными возможностями ­«У беды нет нации». Наша деятельность заключается в том, что мы находим ребенка,которому необходима какая­то особенная дорогостоящая медицинская помощь, организовываем концерт, собираем средства и помогаем. Проект стартовал в Урус­Мартане и побывал в Грозном, Ингушетии, Дагестане, Кабардино­Балкарии. По началу, чтобы привлечь зрителей на концерт мы брали кредиты, за свой счет приглашали звезд из Москвы, делали рекламу. В проекте регулярно принимает участие Марьям Ташаева, Султан Маккаев, Али Димаев, Раиса Кагерманова, Лариса Садулаева, Тимербулат Хасанов и многие другие… Спасибо им, конечно, огромное! Сейчас запущен новый огромный проект, в котором уже принимают участие сами дети инвалиды. Все это делается при поддержке терапевтов, логопедов, психологов, других специалистов, которые помогают этим детям вступить на территорию большой культуры в качестве полноценных членов общества.

Вячеслав Корниченко­ – Вот я постоянно слушаю о проблемах в региональных отделениях нашего профессионального сообщества и первое, что, к сожалению, приходится услышать это то, что нет национальных музыкальных инструментов. И это по всей России! И вместе с этим, я наблюдаю ситуацию, когда люди самостоятельно объединяются в разного рода сообщества, пытаются решать свои проблемы на разных уровнях, разворачивают при этом целые баталии на просторах средств массовой информации, за лидерство… Так и хочется сказать: Друзья! А о чем мы тут с вами пытаемся говорить, если в своей основе национальное искусство уже давно перестало существовать! Ведь кроме финансовых проблем в коллективах есть еще вопросы внутренней культуры их участников. Если руководитель приглашает играть, скажем, балалаечника, то он приглашает его со своей балалайкой, которую амортизирует по концертам и гастролям в своих интересах, даже не задумываясь о том, что в скором времени инструмент придет в негодность, а заменить его уже не чем. Может мы, наконец, задумаемся о том, что надо все начинать сначала? Необходимо поддержать мастеров, чтобы они делали новые инструменты. Нужно стимулировать интерес к национальным музыкальным инструментам у молодежи. И то и другое возможно ведь делать и без особенных финансовых вложений. Ведь это большой вопрос, а на сколько нам самим это необходимо?

Елена Климова –­ Сейчас не все родители знают, какое большое разнообразие национальных инструментов существует. Максимум знают о баяне и гитаре и отдают ребенка обучаться игре на этих, по сути, международных инструментах. Да и в целом охотно отдают детей на классические инструменты: скрипку, фортепиано, это куда более широко востребовано. В этом смысле важно уже работать на сознание того, что без национального своего искусства мы просто рискуем превратиться в безликую серую массу.

Вячеслав Корниченко –­ В качестве предложения для республиканского отделения в Грозном: давайте совместными усилиями постараемся подумать над мероприятиями, которые имели бы интенцию обратить внимание мировой культуры на само звучание такого инструмента как Дечиг пондур. Ведь когда­то Клаус Бадельт и Ханс Циммер обратили внимание на звучание кавказского дудука и у них получился замечательный саунд­трек к знаменитому фильму «Гладиатор», после которого на этот музыкальный инструмент обратили внимание многие мировые композиторы. Ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной в 2015 году озвучил фильм «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, благодаря тому, что Александр Депла очень серьезно заинтересовался звучанием балалайки, а ведь для этого нам с Еленой достаточно было создать на базе ансамбля музыкальный спектакль «Сорочинская ярмарка» и вывести его на Авиньонский театральный фестиваль. Мне кажется в этом направлении есть, о чем подумать.

Елена Климова –­ Можно создать композиторскую лабораторию на базе Грозненской филармонии и заинтересовать современных композиторов, пробудить у них интерес к инструменту.

Аминат Датаева ­– Это правда. Ведь не так давно у нас были такие композиторы, которые очень много сделали для национального искусства. Например Умар Демаев, гармонист написавших более 30 произведений, которые совершенно фантастически звучат, и более 700 авторских обработок народных песен. Три его сына тоже посвятили себя искусству, продолжая замечательные традиции своего отца. Это целый клан композиторов музыкантов, которые сделали не малый вклад в развитие национального искусства республики. Саид Демаев – выпускник института имени Гнесиных, который имеет богатый репертуар различных сочинений, написанных в следующих жанрах: камерно­симфонические произведения, хоровые, фортепианные произведения, песни, романсы, музыка к театральным постановкам. Андан Шахбулатов, тоже выпускник института имени Гнесиных. Он практически первым подошел к вопросу академизации чеченского музыкального искусства и является основоположником чеченской и ингушской эстрадной, симфонической и камерной музыки. Он написал порядка 700 музыкальных произведений для симфонического оркестра в которых широко использовал национальные музыкальные инструменты, связывая чеченские мотивы с классическим направлением. Умар Бексултанов, выпускник ленинградской консерватории тоже создал множество замечательных произведений, написал несколько опер, озвучил большое количество фильмов, спектаклей, написал Гимн Чеченской Республики. Его, к сожалению, в прошлом году не стало. Был захват дома печати, и он не смог смириться с этим, сердце не выдержало… Он был очень тонким человеком; таких единицы.

Елена Климова ­– Все эти композиторы, о которых ты говоришь, в основном писали для симфонических оркестров?

Аминат Датаева – ­Да,но они все очень широко используют национальные мотивы, стараются включать в произведения национальные инструменты… Из ныне живущих композиторов которые пишут в национальном стиле Зайнди Чергизбиев, Рамзан Даудов, Ибрагим Кагерманов, Рамзан Паскаев, Муса Кантаев, Имран Усманов, Рамзан Багацаев,Ахмед Эльдерханов, Ильяс Абдулкеримов, Тамара Дадашева,Аймани Айдамирова, Тоита Исраилова, а так же в национальном и эстрадном стиле пишут Али Димаев, Исмаил Мусхабов, Султан Маккаев, Казбек Шерипов, Марьям Ташаева. Всех я не смогу назвать, но для композиторской лаборатории вполне достойные служители искусству.

Елена Климова – Для Дечиг пондура никто не пишет?

Аминат Датаева –­ Конкретно для Дечиг пондура писал Валид Дагаев, сейчас он уже не в том возрасте, а теперь пишет молодой исполнитель Ризавди Исмаилов. Вот, кстати, не могу не вспомнить, такой инструмент, как Адъ­хок Пандур. Это очень старинный инструмент, он немного напоминает виолончель, только у него другая форма и звучание у него свое, уникальное, не похожее ни на что... Его я вообще не вижу уже нигде, кроме как в Оркестре народных инструментов. О нем даже не говорят. Такое ощущение, что этот инструмент уже исчез.

Вячеслав Корниченко ­– Так вот об этом то и должно говорить в искусстве. Хорошо было бы поехать в Грозный и поставить в театре спектакль в технике, скажем, вербатим, в котором рассказать о судьбе исчезнувшего музыкального инструмента, через судьбу музыканта. Спектакль, через который проступала бы живая человеческая история одного народа.

Елена Климова –­ Давайте, действительно, попробуем создать ряд проектов в поддержку чеченской национальной культуры.

Вячеслав Корниченко –­ И нашим русским коллегам, музыкантам, композиторам, исполнителям будет интересно подключиться к этим проектам. Ведь свою родную культуру заглянуть невозможно, возможно только заглянуть в другую культуру и через нее увидеть свою. Только взгляд со стороны способен явить перед нами полную картину и такими возможностями никогда нельзя пренебрегать.

Аминат Датаева –­ Полностью поддерживаю эту идею. Возможно, на нашем примере станет как­то более очевидно, что культурой необходимо заниматься в первую очередь, ведь культура и есть то самое уникальное, что есть у народа. Культура –­ это лицо народа.

В. Корниченко

Материал Электронной газеты «Культурный код» Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика