instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Литературный ландшафт в графике русских художников

Литературный ландшафт в графике русских художников

Регион: Псковская область

Категория: Репортажи

Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С.Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник) находится на северо-западе Российской Федерации в Псковской области, на стыке границ нескольких государств – Латвии, Эстонии и Белоруссии. Музей-заповедник был основан в 1922 году в память о пребывании в этих местах великого русского поэта А. С.Пушкина (1799–1837). Предшественником ему был первый в России усадебный литературный музей, открытый в Михайловском 26 мая 1911 года. Сегодня Пушкинский заповедник – это восстановленные и отреставрированные старинные русские усадьбы XVIII–XIX вв. Родовое поместье Пушкиных – Михайловское, усадьбы друзей и предков поэта – Тригорское и Петровское. Здесь на территории Святогорского монастыря находятся некрополь Ганнибалов-Пушкиных, могила А. С.Пушкина. Кроме усадеб на территории заповедника расположены музей «Пушкинская деревня» с действующей водяной мельницей, старинные городища, музейная почта и ремесленный центр. С 1995 года Пушкинский Заповедник входит в Свод особо ценных памятников культурного наследия народов Российской Федерации.

С 1817 по 1836 гг. Пушкин семь раз приезжал в Михайловское. В 1824–1826 годах, оказавшись в родовом имении в ссылке, Пушкин соприкоснулся с усадьбой – хранительницей памяти, колыбелью великой русской литературы и философской мысли, хранительницей собраний художественных произведений и книжных памятников, семейных архивов, источником художественного вдохновения. Вместе с тем ему открылся мир русской деревни. А в природе Псковского края поэт нашел все, что составляет понятие «Россия» и «русская ментальность». Здесь в Михайловском им создано более ста литературных произведений. Среди них – трагедия «Борис Годунов», главы романа в стихах «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», шедевры поэтического слова – стихотворения «Деревня», «Домовому», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября 1825 года», «Сожженное письмо», «Пророк», «…Вновь я посетил…».

Главным акцентом выставки «Литературный ландшафт в графике русских художников» является пушкинское слово, пушкинская цитата, обращенная к окружавшей некогда поэта действительности, в которой особым явлением была русская природа. Её образы в пушкинской поэзии многолики, наполнены звуками, красками, живыми ощущениями чувств и эмоций. Представленные графические работы разных авторов служат иллюстративным материалом к художественным произведениям, и в то же время, отражают реальную картину российской действительности: «холм лесистый», «три сосны», «бегущая под горой река», «шепот речки тихоструйной», «шум лесов», «песчаный косогор», «дорога изрытая дождями», «дуб уединенный», «берег сонных вод», «двух озер лазурные равнины». В них пушкинское слово стало отправной точкой в работе художника, который сам уже выступает «соавтором, визуальным интерпретатором литературного произведения», создавая зримую атмосферу передаваемого пейзажа.

Для Пушкинского Заповедника, где природа – и полноценный герой повествования, и музейный объект, жанр пейзажа в собрании изобразительного искусства является ведущим. Художники всех поколений стремятся запечатлеть современный «портрет» той или иной пушкинской усадьбы, пушкинского уголка, пытаясь создать художественный образ, который расширил бы имеющуюся иконографию и со временем приобрел статус бесценного документа для грядущих поколений.

Выставка из собрания Пушкинского Заповедника представляет 41 графическое произведение, из которых, как из кусочков драгоценной смальты, складывается картина пушкинского уголка России. Особое место в экспозиции занимает уникальная довоенная графика 1920–30-х годов – листы Павла Шиллинговского и Адриана Каплуна. Литературный пейзаж, наполненный ассоциациями с пушкинскими строками, в полной мере нашел воплощение в работах Василия Звонцова, Сергея Фролова и Владимира Алексеева.

Знакомясь с экспозицией, зритель идет вослед за Пушкиным, встречает «старых знакомцев» поэта: «ряд холмов и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты», «темный сад с его прохладой и цветами», «пруд под сенью ив густых», «перед избушкой две рябины», «мельницы крылаты»… Эти визуализированные литературные образы позволяют приблизиться к постижению мира пушкинской поэзии, а значит и России.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика