instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

М. И. Глинка – основоположник национального стиля, народности в вокальном творчестве

М. И. Глинка – основоположник национального стиля, народности в вокальном творчестве

Регион: Смоленская область

Категория: Научная статья

Автор Башкирова Д. Г.

«Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов очень мало забытых или редко исполняемых произведений!

Слово «популярность» здесь ничтожно и недостаточно. Мелодии Глинки вошли в народное сознание, они живут» (Б. Асафьев)

Прекрасны мелодические песни и романсы, диапазон жанров в вокальном творчестве композитора очень обширный. Обучающиеся ДШИ знакомятся с произведениями нашего всемирно известного земляка М. И. Глинки, исполняют его произведения.

Жанры вокальной музыки М. И. Глинки: лирический романс, песни на стихи русских поэтов-классиков, русская песня, серенада, элегия, баллада, баркарола, болеро. Его романсам свойственны разнообразные танцевальные ритмы. Это песни-танцы в ритме вальса, полонеза, испанского болеро, итальянской баркароллы, мазурки, польки, даже марша. Характерной особенностью романсов Глинки является гармоничное сочетание вокальной и фортепианной партий. Все его романсы очень мелодичны, лиричны, отражают реалистическую действительность, выражают высокие чувства, образы большинства из них – это любовь, красота природы, величие жизни. Однако к этим традиционным жанрам Глинка подходит по-новому – все эти жанры подняты на новый художественный уровень. В каждый романс он вносит свое, индивидуальное содержание и в каждом создает свой, неповторимый, законченный образ.

М. И. Глинка уделяет внимание, как фольклору, так и старинной крестьянской песне, используя старинные лады, а особенности голосоведения и ритм народной музыки в его вокальных произведениях отличают его произведения своей народностью. Определение нового понимания народности в музыке принадлежит именно Глинке, поэтому он признан основоположником русской классической музыки. Но его творчество связано тесными узами и с передовой западно-европейской музыкальной культурой, ведь ему были известны музыкальные достижения композиторов различных европейских школ, особенно близок он был к традициям В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Опираясь в своем творчестве на коренные своеобразные черты русской народной песни, он соединил их со всем богатством выразительных средств, обобщил характерные черты русской народной музыки, создал самобытный национальный музыкальный стиль, ставший основой всей русской музыки последующих эпох.

«Творчество Глинки – свидетельство могучего подъема национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нем претворились достижения русской композиторской школы 18 – начала 19 веков». [1]

Русский романс становится классическим жанром русской отечественной музыки. Глинка внес вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, явился основоположником русской классической музыки. Большинство романсов композитора написано на стихи русских поэтов, его современников. Это Пушкин, Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Батюшков, Кукольник. Вокальные мелодии в романсах Глинки выразительны, мелодичны, эстетичны. Глинка, являясь одновременно, как певцом, так и вокальным педагогом, стал первым классиком русского романса и создателем русской вокальной школы. «Диапазон «сюжетов», гамма чувств и их динамика крайне разнородны у Глинки, но его безупречный вкус и сдержанность большого мастера накладывают на все отпечаток высокого художественного сознания и артистизма, несмотря на страстный, чувственный или беззаботно-веселый характер некоторых романсов» [2].

Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты. Романсы на стихи Пушкина, пусть их немного, но они чувственны, лиричны, передают звучания тончайших струн человеческой души, русской натуры: «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Не пой, красавица при мне», «Где наша роза», «Ночной зефир», «Признание», «Аделль», «Заздравный кубок», «Мэри».

Работая над лирическими стихотворениями Пушкина, Глинка достиг той гармонии формы и содержания, которая сделала его романсы равноценным отображением пушкинской поэзии.

Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и ясная красочная гармония.

В жанре элегии написаны романсы Глинки «Не искушай меня без нужды», «Не говори, что сердцу больно», которые получили серьезное признание у публики. Элегия Глинки выражает любовные чувства, душевный трепет, легкую грусть, разочарование и смятение, тоску растревоженного сердца, сомнение. Композитор тонко передает мир чувств человека.

К жанру романса Глинка обращался в течение всего творческого пути. Им написано свыше 70 романсов, на стихи 20 поэтов. Эта неразрывная связь русской музыки с поэзией современности в дальнейшем определит весь путь развития русского классического романса. В произведениях вокального жанра М. И. Глинки выражены различные чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. Кроме лирики находят яркое отражение образы внешнего мира, картины природы, жанрово-бытовые моменты, картины далеких времен и даже стран. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики. Романсы Глинки – это лирические произведения, субъективные чувства композитора выражают в романсах высокие общечеловеческие чувства.

Романс «Жаворонок» воспринимается как лирический образ родной природы, в котором переплетаются характерные черты русской песни. Фортепианное вступление напоминают трели жаворонка, звучание верхнего регистра, форшлаги, восходящие октавные ходы подражают пению птиц. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется неисходною струей на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния между небом и землей, раздается звенящий высоко в небе голос жаворонка.

Романс «Я помню чудное мгновенье» был написан в 1840 году и посвящен Е. Керн. Композиция стихотворения А.С.Пушкина соответствует трехчастная форма романса. В ней отражены главные эмоциональные, смысловые моменты сюжета – встреча, разлука, новая встреча. Мелодия завораживает своей выразительной лирической кантиленой, красотой и гибкостью. Асафьев говорит об удивительном сочетании в романсах Глинки правдивости, ясности и пластичности, вслед за романсом «Я помню чудное мгновенье» упоминает и «Венецианскую ночь»:

«В этом отношении с трудом можно представить себе более совершенное понятие о художественно простом, чем романс-фантазию «Венецианская ночь». В романсе «Венецианская ночь» отражены итальянские впечатления М. И. Глинки.

Романсы Глинки – это драгоценный вклад в русскую музыку. Его вокальное творчество является вершиной и завершением периода развития камерной вокальной культуры, которая зародилась с XVIII в. М. И. Глинка, опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, создал классические образцы вокальной лирики. История русской классической музыки начинается именно с творчества М. И. Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. Современное ему аристо­кратическое общество с пренебрежением отно­силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос­толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде­ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ­ведениях дух и интонации крестьянской песни, М. И. Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. По «фольклорному» пути, проложенному Глин­кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же – украшали фольклорными напевами свои сочине­ния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев, Б. Русский романс XIX в. / Б. Асафьев Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. Асафьев. – Л., 1979.

2. Васина-Гросман, В. Русский классический романс XIX века – М., 1979.

3.Ливанова, Т. М.И. Глинка / Т. Ливанова, В. Протопопов. – М., 1988.

Электронные ресурсы

1.http://maxvoloshin.ru/? М.И.Глинка

2. http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/XIX/?id=1604. Асафьев, Б. Русский романс XIX в.

3.http://meta-music.ru/composers/glinka-mihail-ivanovich

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика