instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Методические принципы работы с исполнителем на начальном этапе через самоконтроль и саморегуляцию певческого голоса

Методические принципы работы с исполнителем на начальном этапе через самоконтроль и саморегуляцию певческого голоса

Регион: Забайкальский край

Категория: Научная статья

Русанова Т.Н., преподаватель ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры».

Русская песня несет в себе широту, размах русской души. Задача преподавателя заключается в воспитании у молодёжи лучших русских примеров патриотизма, любви к своему народу, гордость за свою нацию, возврат к своим исконно-русским песенным традициям.

В работах, посвященных методике развития певческого дарования, рассматриваются самые различные аспекты методологии вокально-исполнительского искусства: вопросы постановки голоса, правильного певческого дыхания, звукообразования и голосоведения, а также проблемы психологии творчества вокалиста. Но одной проблеме явно недостаточно уделено внимание – самоконтролю и саморегуляции.

Самоконтроль и саморегуляция обязательно предусматривают определённую степень самостоятельности. По мере развития самостоятельности и овладения студентом навыков правильной оценки собственного звучания будет постепенно отпадать необходимость в постоянном вмешательстве преподавателя в певческий процесс учащегося с целью подтверждения его действий. Останется только исправление ошибок и то, в том случае, когда студент их не заметил или не смог самостоятельно преодолеть. Самостоятельная работа становится действенным средством только тогда, когда она проводится систематически и организована в четко продуманную систему заданий.

По мере возможности постараюсь обобщить все важнейшие соображения по данной теме, выявить, что представляет собой процесс самоконтроля, наметить пути, определить методы достижения.

Пение – творческий труд, включающий сложные исполнительские задачи и мышечный труд. Настоящий исполнитель никак не должен показать увидеть и услышать эти трудности зрителю, уметь самостоятельно оценить воспроизводимое собственное звучание. Поэтому певец должен обладать чувством самоконтроля и саморегуляции, так как надо помнить не только о вокально-технических сложностях, но и о содержании, образе произведения.

В каждом учащемся следует выявить его физические и человеческие качества. Раскрыть значимость этих качеств для самого студента и окружающих, необходимость их в творческом процессе. Психологический настрой начинается с «видения себя со стороны» и восприятия себя как уникального существа, созданного природой.

Исполнитель в процессе пения, в конечном счете, должен осуществлять контроль своего вокального состояния рефлекторно, разумеется, в результате длительной предварительной тренировки, нарушение самоконтроля затрудняет пение, а потеря его делает пение вовсе невозможным.

Самоконтроль происходит при помощи слуха, мышечных ощущений, вибрационных ощущений, чувство ритма, времени и т.д. Информация от органов чувств поступает по нервным каналам в соответствующие участки головного мозга, которые перерабатывают её и выдают в голосовой аппарат необходимые сигналы на нервные окончания в мышцах гортани и голосовых связок. Рефлекторность саморегулирования способна развиваться. Важна систематическая работа, однако делать это необходимо мягко, ненавязчиво, чтобы чувство самоконтроля не стало самодавлеющим и не заслонило вокальную тренировку. Также изменение акустических условий мешает исполнителям точно осуществлять контроль над голосом, то, что удается в классе, – не удается на сцене. Это значит слабо развито мышечное чувство. Ценность мышечных приемов состоит в том, что при их помощи удается сознательно исправлять недостатки и улучшить качество звучания.

Мышечные ощущения локализуются во многих местах тела, связанных с голосовым аппаратом. Мы ощущаем работу диафрагмы и мускулатуры брюшного пресса, положение мышц в области глотки (зева), мускулатуры шеи. Взаимодействие слуховых, голосовых и мышечных органов сливается в одну функцию, на базе которой формируется певческая функция.

Самосознание состоит в следующем: «Я пою – значит, творю, созидаю». Это и есть психологический шаг в поиске самого себя. Психологическая свобода – эмоциональная свобода. Голос всегда отражает внутреннее состояние, процесс фонации должен быть радостным и трепетным.

Для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования, необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, открытого зева, певческого дыхания. Зажатость голоса это следствие напряжения голосового аппарата. Для снятия мышечных зажимов поможет рефлекторная память на основе самоконтроля.

Существует ряд упражнений для снятия голосовых зажимов и на расслабление, они делаются в положении стоя, сидя и лежа на спине. Если каждое ощущение вместе с преподавателем оговаривается словами, то оно обретает конкретную форму.

В формировании певческих ощущений огромная роль принадлежит и вибрационной чувствительности, соотношения грудного и головного резонирования. Это основа певческого голоса, обеспечивающая его силу, красоту тембра и легкость звукообразования.

Развитие голоса всецело зависит от правильного его воспитания, от специально подобранных упражнений, которые при постоянной тренировке легко и привычно направляют голос, поддерживая его гибкость и свежесть.

Таким образом, саморегуляция формируется в процессе воспитания, так как возможность распределять свое внимание не является природным свойством. Общие закономерности реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от характеристик нервной деятельности, от личных качеств исполнителя и его организации своих действий.

Для начинающего певца самоконтроль представляет важную задачу, а преподаватель и опытный исполнитель уже должны пользоваться автоматически, стремясь к наилучшему воплощению художественного образа на сцене. Стремление к совершенству – бесконечно. Искусство пения – воздействовать на мысли людей, дарить им чувство блаженства и красоты, а это огромный кропотливый труд.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика