instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Мотор! Хлопушка! Музыка!

Мотор! Хлопушка! Музыка!

Регион: Томская область

Категория: Репортажи

Соединить под сенью музейного сада несколько муз – музыки, кино, фотографии, истории и музеев – такое решение приняли совместно два директора – Томской областной филармонии Наталия Чабовская и Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев. И повод сыскался достойный – День кино в Год кино.

Идея облеклась в неординарную форму – в симфонический open air. А к основному действу решено было подать еще сопутствующий «товар» – раритетные афиши из фондов музея, детскую площадку, чай с травами, приготовленный на костре, фотосалон на свежем воздухе, викторину для слушателей «Знаете ли вы музыку кино?»

Главным героем вечера 27 августа стал Томский Академический симфонический оркестр под управлением маэстро Владимира Сапожникова. Музыкантам выпала честь дать старт всероссийской акции «Ночь кино» в Томске. Закатное солнце еще золотило макушки деревьев в музейном саду, когда Увертюра Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» отправила слушателей в увлекательное плавание по волнам памяти и по истории отечественного кинематографа.

Дирижер, как капитан на мостике, вел за собой и музыкантов, и слушателей от вальса из «Иронии судьбы», который для многих поколений ассоциируется с ожиданием новогоднего чуда, к песне из фильма «Семнадцати мгновениям весны», которая навсегда в нашей памяти связана с образом Штирлица – Вячеслава Тихонова. От «Марша энтузиастов» Исаака Дунаевского к «Гусарскому маршу» Андрея Петрова, от музыки из «Кубанских казаков» к «жестокому романсу». Музыкальные шифры, спрятанные композиторами в как будто бы иллюстративной музыке, маэстро были раскодированы, и музыкальные тексты к фильмам приобрели самостоятельное значение, глубину эстетических кодов времени.

О том, что лирическую комедию Э. Рязанова и военную эпопею Т. Лиозновой связала музыка М. Таривердиева, напомнила музыковед Вера Тимофеева, которая, как лоцман, читала «навигационную книгу» истории музыки кино. Представляя киношедевры Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Исаака Дунаевского, Эдуарда Артемьева, она рассказывала не только не разрывной связи музыки и кинематографа, но и оживляла документальные «кадры» летописи томской культуры. Когда томичи первыми знакомились с фильмами Андрея Тарковского, как снимали «Сибириаду» на томской земле, и о том, что мировому кинематографу деревня Татьяновка, что в 100 километрах от Томска, подарила гениального Гамлета – Иннокентия Смоктуновского.

Сам же формат концерта – на открытом воздухе – верным поклонникам симфонического оркестра напомнил о традиционных летних фестивалях «На ступеньках» Большого концертного зала. Если углубиться в историю оркестра, то без труда можно вынуть еще несколько фактов «садовых» опенэйров – в конце 40-х – начале 50-х годов молодой симфонический оркестр Томской филармонии в течение лета играл в Буфф-саду и Городском саду.

Если говорить о неразрывной связи кино и музыки, то нельзя не вспомнить традицию – предварять кинопоказ игрой духовых оркестров. Во всех кинотеатрах Томска перед сеансами музыканты филармонии давали небольшие концерты, иногда вместе с вокалистами. Что касается мелодий из фильмов, то симфонический оркестр готовил и представлял отдельные программы по киномузыке Андрея Петрова. Исаака Шварца, Микаэла Таривердиева, Эдуарда Артемьева. На некоторых концертах присутствовали композиторы. А с программой «Музыка Эдуарда Артемьева к кинофильмам» Томский симфонический оркестр ездил на гастроли по городам Дальнего Востока. На симфоническом open air 27 августа оркестр и трубач Алексей Шелест сыграли «ремейк» артемьевского концерта, исполнив пьесу из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».

«В каких фильмах Эльдара Рязанова» не звучат песни?«– вопрос викторины многих застал врасплох. Представить рязановские фильмы без романсов и песен, казалось бы, невозможно. Однако в неувядаемой комедии «Берегись автомобиля» нет песен. Зато они звучат и в «Иронии судьбы», и в «Жестоком романсе». И вечером 27 августа в музейном саду романсы и песни звучали особенно проникновенно. Да, кинематограф подарил не только инструментальные пьесы, как опознавательные знаки разных эпох, но и песни, которые сегодня существуют уже сами по себе, не связанные с родившими их кинолентами. Так, случилось и с «Маленьким принцем» Микаэла Таривердиева, и с «Шуткой» Валерия Гаврилина, и даже «Разговором со счастьем» (хотя многие помнят, что звучит он в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»). Солисты филармонии Вероника Цай и Евгений Штейнмиллер их не просто исполнили, но сыграли, создав новые смыслы и родив новые ассоциации.

… На город уже окутала приятная вечерняя прохлада, когда под крики «Браво» и просьбы слушателей «еще!», «давайте еще!», Томский Академический симфонический оркестр завершил программу музыкой Дмитрия Шостаковича из фильма «Овод».

Татьяна Веснина.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 24.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика