instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Нас интересует то, что происходит со зрителем

Нас интересует то, что происходит со зрителем

Регион: Камчатский край

Категория: Интервью

<p>Режиссер Виталий Дьяченко (Санкт-Петербург) в этом сезоне ставит на малой сцене Камчатского театра драмы и комедии спектакль «Дама с собачкой» по мотивам рассказа Антона Чехова. Инсценировку специально для этой постановки написала питерский драматург Ася Волошина. «Любое предубеждение – позитивное или негативное, губит искусство. Ведь его восприятие – это тоже работа. Есть очень много возможностей научить зрителя быть в диалоге. В этом, на мой взгляд, заключается задача современного художника», – убежден режиссер. Возможно, из этой идеи и родился спектакль. Так ли это, мы постараемся выяснить в ходе беседы, которая состоялась тут же, на малой сцене театра, в перерыве между репетициями.</p><p><b>– Камчатский театр драмы каждый сезон приглашает режиссеров. От кого исходила инициатива в вашем случае?</b></p><p>– Мою кандидатуру театру предложила художник Оксана Столбинская, с которой мы теперь работаем над этим спектаклем. Я сразу начал диалог с художественным руководителем Анной Дмитриевной (народная артистка РФ Анна Савельева. – <i>Корр.</i>), и мы довольно быстро сговорились о материале, составе команды, пространстве для спектакля. Было решено, что я ставлю спектакль на малой сцене, и мы с художником сразу начали работать над этим пространством по фотографиям и планам. Мы хотели оживить его, заставить дышать. Искали возможность найти тот изобразительный минимум, который одновременно направит зрителя в пространство пьесы и не станет давлеющей декорацией. Вообще говоря, мы хотели избежать декорации, но создать пространство для игры. Мне очень повезло с командой. Оксана – прекрасный художник, очень чутко относящийся к материалу, к режиссеру и обладающий внятным ощущением театра. Это важно. Она умеет услышать тебя и перевести мысли на язык пространства.</p><p><b>– Почему вы выбрали «Даму с собачкой»? Это было пожелание театра или ваше предложение?</b></p><p>– Это было мое предложение, может быть, даже сбывшаяся мечта. Меня очень занимает эта история. Ведь что каждый из нас может сделать как личность – определить себя? Но это не всегда получается, мы редко бываем теми, кем хотим быть. Но как только мы совершаем первое движение на пути к себе, открывается пропасть других возможностей, бесконечность другого мира, который был скрыт, пока мы были подчинены каким-то условностям, выбору, который сделали не мы. Как только мы совершаем первый шаг в этом направлении, становится очевидно, что жить, как раньше, мы уже не можем. И вот это открытие, по-моему, принципиально важно.</p><p><b>– А вам эта история не кажется слишком уж приземленной, даже на грани банальности?</b></p><p>– Напротив. Эта история как раз о том, как человек вырывается за пределы банальности. Возможно, его ждет там новый ее виток, но уже на другом уровне осознанности. Банальность безлична, а настоящее совпадение с собой – всегда из ряда вон. В конечном счете это история об открытии себя. Вдруг человек обнаруживает, что он не колесико, не муравей и даже не обыватель.</p><p><b>– Специально для этой постановки инсценировку написала молодая, блестящая и довольно известная петербурженка Ася Волошина</b>. <b>Это ведь не первая ваша совместная работа?</b></p><p>– Мне просто повезло, что когда-то я начал работать с Асей. Сегодня Ася Волошина – это уже художественное явление. Мы выпустили вместе четыре спектакля. Она совершенно уникальный драматург. Сам я не решаюсь писать инсценировки. Мне кажется, что это дает слишком много свободы, на грани вседозволенности. Мне нравится обязанность перед драматургом, не позволяющая изменить ни слова. Это стимулирует и дисциплинирует. С Асей Волошиной мы искали способы создания «неуникального героя». Нам было важно, чтобы Дмитрий Гуров бесконечно отражался в статистах, необходимо было размыть границы персонажа. Так, в течение какого-то времени зритель даже не может понять, кто же из героев Гуров.</p><p><b>– В спектакле есть необычный актер – собака. Сложно иметь такого артиста на площадке?</b></p><p>– Нет, совсем не сложно. Это партнерские взаимоотношения в лучшем виде. Вообще, она просто выходит на сцену и включает всех. И вынуждает приземлиться, как только хочется улететь в «театр-театр». Она приводит всех в чувство и словно говорит, что все здесь происходящее должно быть живо. Ведь театр всегда происходит только здесь и сейчас, и мы боремся за крупицы чего-то настоящего на площадке.</p><p><b>– Кто, по вашему мнению, главный герой этой истории: дама, собачка или Гуров?</b></p><p>– Главный герой спектакля – зритель. Рассказ Чехова написан именно через его «оптику». Мы ведь понятия не имеем, о чем думала Анна Сергеевна. Мы видим, как у нее блестят глаза, глазами Гурова, мы слышим ласковый шорох ее одежды ушами Гурова. Чехов старательно вычищал из текста все уникальные гуровские черты, камертоном настраивал Гурова на средние частоты, чтобы каждый мог увидеть в нем себя. И теперь читатель не может отделаться от ощущения, что все это написано про него. Мы все себя в нем обнаруживаем. Я уверен, что это не случайность, а сознательная работа Чехова. Поэтому главный герой, конечно, читатель, а в нашем случае – зритель. Нас интересует, что происходит со зрителем во время спектакля, достигнем ли мы того, что он включится в происходящее на сцене так же, как читатель включается в чеховский текст…</p><p><b>– Как вы решаете эту задачу?</b></p><p>– Спектакль рождается из столкновения реальностей. Есть реальность чеховского текста, и есть реальность моя. Вот мы столкнулись, и из этого что-то получилось. Потом я пошел с этим к драматургу, и это очередное столкновение реальностей. Я прихожу к художнику, и это следующее столкновение. Когда я приезжаю сюда, встречаю артистов – это столкновение уже большого количества совершенно разных реальностей. И финальное, главное столкновение произойдет, когда мы вместе создадим реальность спектакля и придет зритель. Все факторы будут на нее влиять: какая погода на улице, большие ли очереди в буфете, какой спектакль получился у нас… В этом и заключается магия театра.</p><p><span style="font-style:italic">Беседовала – Ива Казанцева.</span></p><p><span style="font-style:italic">Фото – Павла Колотовкина.</span></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 03.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика