instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Одним воздушным очертаньем я так мила...

Одним воздушным очертаньем я так мила...

Регион: Москва

Категория: Репортажи

<p>1 июля 2016 года открылась выставка из цикла «Некнижная тема в книге»: ««Одним воздушным очертаньем я так мила...»: Бабочки в изданиях XVIII–XX веков из фонда Музея книги Российской государственной библиотеки». Продлится она до 26 августа. Вход на выставку свободный.<br /></p> <p>Ты прав. Одним воздушным очертаньем</p> <p>Я так мила.</p> <p>Весь бархат мой с его живым миганьем –</p> <p>Лишь два крыла.</p> <p>Не спрашивай: откуда появилась?</p> <p>Куда спешу?</p> <p>Здесь на цветок я легкий опустилась</p> <p>И вот – дышу.</p> <p>Надолго ли, без цели, без усилья,</p> <p>Дышать хочу?</p> <p>Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья</p> <p>И улечу.<span> </span></p> <p>По строкам из этого стихотворения Афанасия Афанасиевича Фета названа выставка, которая открылась в Музее книги. Нина Викторовна Чаленко, главный хранитель фондов Музея книги, говорит, что такая «некнижная» тема выбрана не случайно: что может быть летом прекраснее бабочек?</p> <p>В детстве мы не можем отвести глаз от игры красок на тончайших крыльях, нам хочется обязательно завладеть этим сокровищем, присвоить, зажать в кулаке. Но... на пальцах остается пыльца, бабочка похожа на сломанную игрушку – и справиться с разочарованием очень трудно. Став взрослыми, мы уже не стараемся непременно поймать бабочку, но обязательно остановимся – полюбоваться, проследить полет, подставим руку – а вдруг сядет? Тогда это будет как подарок, как пожелание удачи.</p> <p>Выставка в Музее книги – настоящий подарок для тех, кто не устает восхищаться игрой природы, создавшей такую красоту. И особенно ценен он тем, что для экспозиции сотрудниками Музея книги подобраны издания работ авторов, которые по-настоящему заболели бабочками век, два, три назад.</p> <p>Благодаря этой выставке вы познакомитесь с удивительной женщиной – Марией Сибиллой Мериан, художницей, гравером, энтомологом. Запомните это имя! Ее называют женщиной, опередившей время. Мария Сибилла родилась 2 апреля 1647 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) в семье гравера и книгоиздателя Маттеуса Мериана. Позже ее воспитывал и учил рисовать отчим, голландский художник Яков Марель.</p> <p>В те времена в Европе очень модной была цветочная тема. И Мария Сибилла Мериан стала известна, изображая цветы, деревья и травы. Но настоящей ее страстью были насекомые. В ХVII веке еще не знали, какая гусеница в какую бабочку превращается. И Мария Сибилла наблюдала и скрупулезно зарисовывала все этапы метаморфозы «гусеница – куколка – бабочка». В 1679 году в Нюрнберге вышла первая часть знаменитой книги Мериан «Чудесное превращение гусениц». Всего известно три части, последняя из которых увидела свет уже после смерти художницы, в XVIII веке. Две первые прижизненные части чрезвычайно редки.</p> <p>В Российской государственной библиотеке в отделе редких книг есть экземпляр издания первой части на голландском языке (Амстердам, б. г.) и редкий экземпляр амстердамского издания 1717 года на латинском языке, где впервые соединены вместе все три части. Издание всех трех частей 1717 года имеет фронтиспис с портретом Марии Сибиллы Мериан, гравюры не раскрашены.</p> <p>В 1699 году 52-летняя Мария Сибилла с дочерью отправляется в Суринам (Южная Америка). Плодом двухлетних наблюдений и зарисовок стала работа «Метаморфозы суринамских насекомых» (Амстердам, 1705). Второе издание вышло в 1719 году, уже после смерти Марии Сибиллы (1717), дополненное гравюрами из второго суринамского путешествия, которое совершила дочь Мериан – Мария Доротея Генриетта Графф, тоже художница, рисовавшая цветы и насекомых. В РГБ хранится экземпляр первого тома с гравюрами, раскрашенными самим автором.</p> <p>На выставке вы увидите листы из факсимильного издания (Лейпциг, 1976) рукописной книги «Бабочки, жуки и другие насекомые» (так называемый «Ленинградский альбом») Марии Сибиллы Мериан (Merian M. S. Smetterlinge, Käfer und andere Insekten. Т. 1–2. – Leipzig, 1976. – T. 1). Оригинал с миниатюрными рисунками, сделанными с натуры в технике акварели и записями к ним, которые она делала на протяжении почти тридцати лет, хранится в библиотеке РАН в Санкт-Петербурге. Рисунки были выполнены на небольших кусочках пергамена и наклеены на листы книги. На оборотной стороне каждого листа – записи, поясняющие изображения. Предполагалось, что эта книга принадлежала Петру I, но позднее установили, что ее владельцем был лейб-медик и близкий друг Петра I Роберт Арескин.</p> <p>Через столетие рисунки Марии Сибиллы Мериан были использованы в научной классификации шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поэтому кем считать Мериан – ученым или художницей – вы решите для себя, посетив выставку.</p> <p>В XVIII–XIX веках книги с изображением бабочек были очень популярны в Европе – появилось множество коллекционеров бабочек, да и сами издания могли стать настоящим украшением любой библиотеки. На экспозиции вы увидите прекрасную книгу «Естественная история английских насекомых» (Лондон, 1720). Автор и иллюстратор книги – известный английский натуралист и акварелист Елеазар Албин (1690–1742), один из лучших художников XVIII века, изображавших насекомых. Иллюстрации (сто гравюр на меди, «для желающих точно раскрашенных автором») выполнены по рисункам, сделанным с натуры. К каждой прилагается описание бабочки и указание места, где та была найдена. Представьте – все рисунки в каждом экземпляре раскрашены автором вручную!</p> <p>Еще один интереснейший экспонат – четвертый том (1785) из восьмитомного парижского издания конца XVIII века «Бабочки Европы» Жак-Луи-Флорентина Энграмеля (1734–1814), французского энтомолога, монаха монастыря Малых Августинцев в Париже. Напечатано всего 250 экземпляров этой энциклопедии. Подписчиками издания были французский и испанский короли. Вы сможете рассмотреть воспроизведение изображения из этого тома – гравюру «Ловля бабочек».</p> <p>Эти и другие редкие книги, представленные на экспозиции, – настоящие сокровища, драгоценности, которые можно сравнить только с редчайшими бабочками, о которых мечтают коллекционеры всего мира.</p> <p>Вторая часть выставки – «Бабочки в книгах». Тут тоже есть на что посмотреть! Например, как связаны эти нежнейшие создания – и армия? Подсказка – в очень популярном в XIX веке учебнике, написанном Фёдором Алексеевичем Кони: «Живописный мир, или Взгляд на природу, науки, искусства и человека : Учебное пособие для военно-учебных заведений при упражнении в языках немецком и французском» с разделом «Насекомые и мотыльки». Тут же – энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, открытый на статье «Бабочки». </p> <p>Детская книга «с элементами игры» Нины Петровны Найдёновой «Бабочки» – рядом с великолепным изданием поэзии Джорджа Гордона Байрона, с раскрашенной вручную литографией с изображением бабочки на переплете из кожи и дерева. А книга Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) «Бабочки» (сокращенного и обработанного для детей рассказа «Собирание бабочек») соседствует с изданием стихов страстного любителя этих волшебных насекомых Владимира Владимировича Набокова, который критиковал рассказ Аксакова.</p> <p>Экспозиция дополнена закладками с изображениями бабочек из фонда некнижных материалов и чудесной фарфоровой карандашницей эпохи модерна.</p> <p>Нина Владимировна Чаленко говорит: «Когда мы делаем выставку, всегда стараемся перекинуть мостик от нее к постоянной экспозиции». Обязательно пройдите по Музею книги, задержитесь у фигуры Психеи в «Кабинете библиофила», рассмотрите бабочку на ее мраморном плече. Вглядитесь в витрины – вдруг мелькнет воздушное очертание нежного крыла.<span> </span><span> </span><span> </span><span> </span></p> <p>И в заключение – стихотворение Владимира Набокова «Бабочка» (1921):</p> <p>Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,</p> <p>Вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой</p> <p>Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен</p> <p>Вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.</p> <p>Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,</p> <p>То припадая к коре, то обращаясь к лучам...</p> <p>О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь: </p> <p>Голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.</p> <p>Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!</p> <p>Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.</p> <p>Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,</p> <p>Крылья узнаю твои, этот священный узор.</p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 03.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика