instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Отечественное кино в плакате и не только

Отечественное кино в плакате и не только

Регион: Москва

Категория: Интервью

<p>В читальном зале отдела изоизданий Российской государственной библиотеки в рамках Года российского кино до 25 ноября проходит выставка «Отечественное кино в плакате и не только...». В экспозиции – киноплакаты к известным и любимым старым фильмам, открытки, фотографии и даже спичечные этикетки! Но, безусловно, центром выставки, её ядром, привлекающим взгляд каждого посетителя читального зала, стали киноплакаты, созданные удивительным художником, настоящим Мастером, большим другом отдела ИЗО Виталием Евгеньевичем Вольфом. Виталий Евгеньевич дал интервью редактору сайта Российской государственной библиотеки Евгении Пайсон. Предлагаем его вашему вниманию.</p> <p>Виталий Евгеньевич Вольф родился 1 февраля 1933 года в Москве. Если можно сказать про художника – универсал, то это как раз про него: график, живописец, автор потрясающих плакатов для театра и кино, дизайнер книг... Его работы по-настоящему живые, яркие, а процесс творчества продолжается и сейчас, не останавливаясь ни на день. </p> <p>Конечно, за художника всегда говорят его работы. Но жанр киноплаката, ставящий достаточно жёсткие рамки, говорит сразу за многих людей – и голосом режиссёра фильма, и его главных героев, и того времени, когда снимался фильм. Поэтому, чтобы понять, как и по каким законам происходил процесс рождения плаката, обратимся прямо к Виталию Вольфу:</p> <p>– Виталий Евгеньевич, где вы учились и как пришли к жанру плаката?</p> <p>– Это был долгий путь. Я учился в Московской средней художественной школе (сейчас Московский академический художественный лицей Российской академии художеств. – Прим. ред.). Поступил туда в 1946 году, а окончил в 1953-м. Это было счастливое время. Со мной учились большие русские художники ХХ века – соцреалист Виктор Иванов, художники сурового стиля – Гелий Коржев, Павел Никонов, Николай Андронов, концептуалисты – Илья Кабаков, Иван Чуйков, скульпторы – Александр Белашов, Юрий Чернов, Андрей Красулин. Все они вошли в историю культуры нашей страны.</p> <p><span> </span>Окончил и... вынужден был идти работать на фабрику. Потом армия – три года. И с большим запозданием поступил в Суриковский институт (Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. – Прим. ред.). Но я считаю, что в этом «опоздании» для меня был плюс: если бы я поступил в Суриковский сразу, меня бы воспитали соцреалистом. Но эпоха поменялась, соцреализм стал никому не интересен, а я ещё в школе прослыл декадентом, формалистом. И плакат меня тогда совсем не привлекал – это же был на 99 % политический плакат.</p> <p>Вскоре я ушёл работать в оформление, в монументалисты, а через два года – в чистый дизайн. Была такая организация – «Промышленная графика». Там я работал с Валерием Акоповым, он сейчас президент Академии дизайна. Мы работали над рекламой, которую старались делать в современном духе, учась на зарубежных образцах того времени.</p> <p>Десять лет я там работал, вступил в Союз художников, и... мне опять стало скучно. Очень уж узкая область была. Товарные знаки, реклама станков, машин, эмблемы, которые мы делали, были чёрно-белые, а я же – живописец, мне не хватало цвета, не хватало масштаба. И я искал какую-то область, где можно всё соединить, что я люблю – и цвет, и дизайн, и абстракцию, и стиль двадцатых годов, и конструктивизм, и мои живописные навыки. И вот я открыл для себя плакат. Открыл случайно. </p> <p>В мастерскую пришёл официальный заказ на плакат для гастролей Марселя Марсо. Никто о нём ничего не знал. В «Госконцерте» показали пару плохих фотографий, какие-то непонятные тексты. Мим, выступающий в Зале Чайковского! Что делать? Как делать? И я решил: раз он мим, выступает без голоса, на пустой белой сцене – ну, я так и сделаю. Взял абсолютно белый лист, на нём нарисовал образ, взяв за основу автошарж Марсо. И Марселю Марсо понравилось!</p> <p>Это, можно сказать, было начало пути. И сразу стало понятно, что моё – это нетрадиционный плакат. Плакат оказался для меня тем синтетическим искусством, где можно выразить и мысль, и рисунок, и эрудицию, и понимание культуры. </p> <p>– А киноплакат?</p> <p>– Киноплакатами занимался тогда «Рекламфильм». С ними работали замечательные художники – Сергей Дацкевич, Вилен Каракашев, Василий Островский. Но тот стиль, который требовался для «Рекламфильма», для меня был неприемлем. Я понимал плакат по-другому. Принято было рисовать портреты главных героев, чтобы лицо похоже – и всё. А хотелось чего-то более серьёзного. Были плакаты, которые пробивали эту однообразную стену, но это получались единичные прорывы. Например, плакат Василия Островского «9 дней одного года» – его «пробил» режиссёр Михаил Ромм. </p> <p>Потом сменилось начальство, изменились технологии – появилась возможность экспериментировать и делать многоцветные плакаты. И стало гораздо интереснее!</p> <p>– Виталий Евгеньевич, а чем киноплакат отличается от театрального плаката?</p> <p>– Я очень много сделал театральных плакатов, плакатов к концертам. Театральный плакат – это расчёт на узкий круг поклонников какого-то театра. Театральные режиссёры придерживались такой позиции: не делайте плакат на массовый вкус, мне нужен «мой» зритель. Театральный плакат был очень точным, адресным, он настраивал зрителя на нужный лад.</p> <p>А кино – это огромное количество зрителей. Работа на миллионы. Ты не представляешь человека, к которому обращаешься. Здесь важнее показать героя, артиста, играющего главную роль. Я делал такие плакаты – для фильма «Скверный анекдот» (1983), в котором впервые снялся Евгений Евстигнеев (фильм был снят в 1963 году, но двадцать лет пролежал на полке), «Филёр» (1987, для организации «Экспортфильм»). </p> <p>А ещё одна знаковая работа свела меня с режиссёром Геннадием Полокой – фильм «Интервенция» (1988). Этот фильм тоже долго не мог попасть к зрителю. Я сделал два плаката, и в обоих дал портрет Высоцкого. Никогда до этого портрет Высоцкого у нас на улицах не висел. И у нас была такая хулиганская мысль – сделать так, чтобы Высоцкий «вышел на улицу». Получилась настоящая бомба! Поклонники перекупали плакаты у расклейщиков прямо на ходу, воровали, срывали с тумб!</p> <p>С «Интервенции» и пошло наше сотрудничество с Геннадием Ивановичем – с тех пор все плакаты к фильмам Полоки делал я. Полока очень ценил, что я понимаю принцип его повествования, принцип его языка – гротеск, театрализация, многолюдность. И плакат к фильму «Возвращение броненосца», получивший настоящее признание у ценителей, был именно таким – выразительным, ярким, почти театральным. Геннадий Полока был просто влюблён в него, возил с собой, многократно переиздавал. Работа эта была трудной: очень много было персонажей, и всех хотелось как-то отобразить. Трудной – да, но и очень интересной.</p> <p>– Что для вас самое важное было в работе над плакатом?</p> <p>– В плакате важен образ. В плакате должна быть метафора. Метафору можно выразить только через образ. Даже если ты прекрасно нарисовал пятнадцать актёров – это ещё не плакат. Он может выполнять какую-то рекламную, кассовую функцию, но это не искусство. А искусство – это неожиданность изображения, непривычность, острота. Цель плаката: остановить случайного прохожего, овладеть его вниманием, заставить смотреть, думать. Интрига внутри образа заставляет зрителя (а он уже зритель, не прохожий!) всмотреться, постоять пять-шесть секунд. И после этого – зритель ваш!</p> <p>В заключение интервью приведём сформулированный Виталием Евгеньевичем Вольфом основной принцип его работы:</p> <p>«Мой личный интерес – украсить плакатом город, улицу, интерьер. Отсюда – мой плакат всегда – прежде всего! – декоративен, праздничен, гармоничен. Он насыщен элементами большого искусства – цветом, фактурой, ритмами, контрастом, светом. Всё это продлевает жизнь плаката, по своей художественной ценности приближает его к картине».</p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 03.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика