instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Прогулки по воде

Прогулки по воде

Регион: Томская область

Категория: Репортажи

<p><span>«Завтрак на траве» сменила «Музыка воды». «Пленэрные» опусы<span> </span>композиторов разных эпох и направлений, определяющие лицо филармонического абонемента «Классика без предрассудков», доминировали и на этот раз, в концерте 19 февраля. Публике предлагалось насладиться «водными» сочинениями – Г. Генделя, К. Дебюсси, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, Р. Шумана, П. Чайковского, Ж. Оффенбаха и <span> </span>И. Штрауса «в аристократической обстановке», то есть с бокалом шампанского. </span></p> <p><span>Его действительно подали в перерыве. Но что значила игра воздушных пузырьков в шипучем напитке<span> </span>по сравнению с тем состоянием легкого опьянения после волнующего до дрожи «Диалога ветра с морем» из симфонических эскизов «Море» Клода Дебюсси! Возможно, для такой дивной, богатой на оттенки музыки, подошел бы напиток с более изысканным и терпким букетом. Впрочем, поднять бокал можно было не только за мимолетные впечатления импрессиониста Дебюсси.<span> </span>Каждое из прозвучавших произведений достойно отдельного тоста, как за саму музыку, так и за превосходное, изумительное исполнение. Именно исполнение и дирижерскую трактовку обсуждали в антракте. Точнее, говорили с восторгом и нескрываемой радостью о том, «как божественно играет оркестр», как «он зазвучал с Лапьшем»! </span></p> <p><span></span></p> <p><span>Приезд маэстро Илмара Лапиньша в Томск, его концерт<span> </span>стал значительным культурным событием. Еще не прозвучала музыка второго отделения – там были собраны самые популярные шедевры (вальс из «Лебединого озера», вальсы и мазурки Штрауса), а концерт уже стал легендарным. И всем было ясно, что в музыкальную историю<span> </span>Томска он войдет по разряду «волшебства», «чуда», «таинства», «праздника души», что об этом концерте будут складывать легенды, говорить с придыханием<span> </span>и обязательной ремаркой «мне повезло». Среди слушателей были те, кто ходил на его концерты в конце<span> </span>80-х, но гораздо больше тех, кто не имел возможности раньше видеть маэстро за дирижерским пультом, но слышал многое<span> </span>о нем и желал на себе испытать «магию Лапиньша». </span></p> <p><span>Перед оркестром стоял близкий по духу, родной человек, за годы разлуки помудревший,<span> </span>и приобретший новый опыт<span> </span>– и это был опыт работы с зарубежными оркестрами в Белграде, Вене, Вероне, Берлине (чего стоит один только Берлинский симфонический оркестр! Сегодня Лапиньш – главный дирижер в Иркутском Губернаторском оркестре). Этим опытом, своими новыми знаниями, своим пониманием музыки, которую играют, бывший главный дирижер Томского симфонического делился с музыкантами… <span> </span>К радости слушателей, вновь возникло нерасторжимое единство: оркестр был похож на маэстро, а маэстро – на оркестр.</span></p> <p><span>Дирижер давал знак вступать тем или иным инструментам или группам инструментов, не столько требуя, сколько приглашая к сотворчеству –<span> </span>музыканты отвечали ему с радостью. И возникало идеальное оркестровое звучание. Все слышали друг друга и играли, как один. Эта абсолютная гармония отношений между маэстро и музыкантами прекрасно считывалась слушателями. Об этой гармонии можно сказать словами самого дирижера: «Симфонический оркестр – это универсальная форма одновременно коллективной и индивидуальной работы». А вот точка зрения артиста оркестра: «Он был исполнитель, а мы в его руках – инструменты, краски». </span></p> <p><span>К<span> </span>этому признанию Марии Нелюбиной (альт) можно было бы добавить: Илмар Лапиньш за пультом был исполнителем воли Небес. Потому что звук, который рождался на глазах у публики, был такой необыкновенной красоты, такой идеально правильной формы,<span> </span>что не верилось, будто он извлекается из инструментов с помощью технических приемов и физических усилий – во время прижатия смычка к струнам или удара по литаврам, или вдувание воздуха в ствол гобоя, кларнета… Да, в партитуре Дебюсси указано (пишут музыкальные критики), что на 31 такте у трубы появляется тема моря, а в тактах 43–53 весь «первый раздел финала замыкается энергичным сбегом струнных и сильным ударом литавры, сопровождаемым pizzicato фортиссимо». Но публика не считает такты, она просто слышит, как<span> </span>волна разбилась о берег. Она не мыслит музыкальными терминами, но ощущает легкое дуновение ветра над поверхностью моря, звуки арфа Екатерины Лаптевой сплетаются с пассажами всех струнных. И, слушая вступление к «Хованщине» М. Мусоргского, видеть, как вместе с оркестром встает рассвет, как первые смелые лучи пробегают от<span> </span>низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам… </span></p> <p><span>Если честно, в тот момент не думалось, что композитор, вслед за В. Суриковым, нарисовал картину «Утро стрелецкой казни», но только в динамике, а думалось о красоте мира, о гармонии природы, о том, как божественно играет оркестр. Зал оказался в плену музыки, которая без ощутимых усилий широким и мощным потоком лилась со сцены и поднималась к сводам органного зала. Та же гармония природного, мифологического и реального миров возникала в Колыбельной Волховы. Светлое, прозрачное сопрано Вероники Цай убаюкивало, погружало в подводный мир, а оркестр, выступая как бы от имени Н. Римского-Корсакова, создавал величественную<span> </span>панораму и морского царства, и былинного Новгорода. В арии Демона А. Рубинштейна внимание постоянных слушателей, завсегдатаев филармонических концертов было приковано к<span> </span>баритону<span> </span>Евгения Штейнмиллера. С оркестром солист пел не раз, но оперную музыку исполнял впервые, да еще с таким требовательным маэстро. И можно поздравить Евгения с удачным дебютом.</span></p> <p><span>Казалось, в Органном зале помимо музыкантов и слушателей присутствовала еще какая-то незримая сила, которая преображала<span> </span>каждую ноту в живое звучание. И имя этой «силе» – вдохновение. Источником же вдохновения был, безусловно,<span> </span>дирижер. Оно, как магнетический заряд передавалось оркестру, а оркестр, умножив его своей игрой, отправлял в зал. Лапиньш довел до нужной красоты, до нужного градуса звучание всего оркестра. Он оживил всю шкалу звуков, от нежнейшего пианиссимо до брутального фортиссимо. А временами казалось, что заставил «звучать» даже пробелы между нотами, а не только между музыкальными фразами, наполняя новым содержанием летящие мгновения тишины. </span></p> <p><span>Из зала, со стороны слушателей Илмар Лапиньш напоминал исполина, атланта, на плечах которого держится вселенная музыки. Кто-то видел в нем волшебника Просперо из шекспировской «Бури», а кто-то – Орфея, подчинившего своей воле и таланту музыкальный космос. При этом он обходился без эффектных поз, его жесты были скупы, даже едва уловимы. Он не работал на публику, казалось, о ней маэстро совсем забыл.<span> </span>Он жил только музыкой, был внутри нее, однако от него исходил такой магнетизм, который не отпускал, приковывал взгляды и души.</span></p> <p><span>Прогулки<span> </span>по воде с Илмаром Лапиньшем дарили не только отдельные сладостно красивые виды, как в Рейнской симфонии Р. Шумана (часть III), или возможность умчаться на крыльях воображения на берега Темзы,<span> </span>и внутренним взглядом видеть, как на плотах в королевском кортеже сидят томские музыканты и играют величественную «Музыку на воде» Г. Генделя. Поверх программных сочинений возникала гордость за Томский Академический симфонический оркестр, который в первом отделении очаровывал, а во втором – непрестанно удивлял новым качеством исполнения.</span></p> <p><span>Во втором отделении, за исключением Баркаролы из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» (в исполнении замечательного дуэта Вероники Цай и Ирины Макровой), слушателям была предложена танцевальная музыка. Вальс из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» открыл симфонический «бал». И души слушателей вновь переполнил восторг и от сказочно прекрасной мелодии, и от блестящего исполнения, когда каждая фраза выпевалась, выговаривалась с прекрасной артикуляцией. Но пик удивления пришелся на мазурку и вальсы И. Штрауса. </span></p> <p><span>Штраус, заигранный до дыр, изношенный на иных концертах до затрапезного наряда, вдруг предстал в элегантном фраке короля балов. Вполне возможно, кто-то впервые слушал мазурку «На Волге» или вальс «Картины Северного моря», но вальс «На прекрасном голубом Дунае» знали все. Знали, но «не узнавали» в выразительной игре.<span> </span>Это было сравнимо с тем, как мастер художественного слова выразительно, с глубоким пониманием читает хрестоматийное стихотворение, а у слушателей мурашки по спине бегут. И<span> </span>все другие варианты чтения казались скороговоркой школьника, который боится забыть слова. Наверное, по-другому Иоганн Штраус не мог прозвучать в интерпретации гражданина Австрии, но, думается, дело не только во впитанной им атмосферы Вены, а в творческой манере, в особом стиле работы маэстро, в складе его мышления. </span></p> <p><span>Томская публика получила еще одни подарок от маэстро. Неожиданный и приятный. Им стал «Марш на Дрину» сербского композитора С. Бинички, марш, с которым сербы шли в бой и побеждали. Поблагодарив томичей за теплый прием Илмар Лапиньш признался, что «сегодня помолодел на 27 лет». Ровно столько лет назад он покинул Томск. Но остался в культуре Томска навсегда как дирижер сделавший славу и имя Томскому оркестру. </span></p> <p><span>Что же касается самого оркестра в его сегодняшнем составе, то концерт показал, что коллектив находится в прекрасной творческой форме. И ему под силу исполнять программы и более сложного содержания. </span></p> <p><span style="font-style:italic">Текст: Татьяна Веснина.</span></p> <p><span style="font-style:italic">Фото: Игорь Волк.</span></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 03.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика