instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Производство авиационного вооружения на Ижевском машиностроительном заводе в 1940-х годах. Беляев Д. А.

Производство авиационного вооружения на Ижевском машиностроительном заводе в 1940-х годах. Беляев Д. А.

Регион: Удмуртская Республика

Категория: Научная статья

<p style="text-align:left"><span>Часть научно-исследовательских работ МВК СО им. М. Т. Калашникова направлена на изучение некоторых</span><span> </span><span>страниц истории оружейного производства ижевских заводов</span><span> </span><span>в ХХ в. Данная статья является первым шагом в серии публикаций, посвященных</span><span> </span><span>этой теме, а именно периоду первых послевоенных пятилеток.</span><br /></p> <p style="text-align:justify"><span>Общее представление о деятельности завода во второй половине 1940-х гг. отражено во фрагменте обзора директора завода П. А. Сысоева от 12 декабря 1949 г.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>«<i>Краткий исторический обзор организации и развития ныне государственного союзного ордена Ленина и Красного Знамени оружейного завода № 74 НКВ СССР</i></span></p> <p style="text-align:justify"><i><span>…Дальнейшее развитие мощности завода идет в период послевоенной Сталинской пятилетки.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Если принять первый год пятилетки – 1946 г. за 100%, то валовый выпуск продукции составит:</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>1947 г. – 119%</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>1948 г. – 180%</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>1949 г. – 274%</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>и намечаемый план на 1950 г. составит 337%.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Особенно резко возросла гражданская продукция, выпуск которой составляет – к<span> </span>1947 г. 490%.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Объем выпуска продукции в 1949 г. против выпуска 1940-го довоенного года составляет 160%, в том числе гражданская продукция составила 708%, при количественном составе рабочей силы за этот же период 75%.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>За годы послевоенной Сталинской пятилетки завод освоил и поставил на валовый выпуск целый ряд новых производств, а именно: мотоцикл ИЖ-350, выпуск которых доведен до 3600 штук в месяц; горнорудное оборудование; перфораторы; специальное оборудование с настройками; гидравлические 50-тонные прессы и прочее оборудование.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>За 1949 г. завод освоил и поставил на массовый выпуск новый вид личного оружия для бойцов Советской Армии </span></i><span>(автомат Калашникова <i>–</i> прим. автора)<i>, взамен ранее существовавшего – винтовки и карабина.</i></span></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Производительность труда в </span></i><i><span>IV</span></i><i><span> квартале 1949 г. к 1940 г. составляет 284%.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Завод в 1949 г. с августа месяца стал рентабельным, т. е. если в 1946 г. завод имел убытков 99 миллионов рублей, в 1947 г. – 72 миллиона рублей, 1948 г. – 52 миллиона рублей, с августа месяца 1949 г. завод имеет прибыль, а именно:</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Август – 2354 тыс. руб.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Сентябрь – 2266 тыс. руб.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Октябрь – 8454 тыс. руб.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>Таким образом, имеющиеся убытки за первое полугодие 1949 г. будут перекрыты, и завод выйдет к концу года с рентабельностью – 2–2,5 миллиона рублей.</span></i></p> <p style="text-align:justify"><i><span>В 1950 г. перед заводом поставлена задача по увеличению объема выпуска продукции, поднятию роста производительности труда, за счет внедрения новой техники производства и резкого снижения себестоимости продукции с таким расчетом, чтобы завод был рентабельным </span></i><span>[1, л. 14, 16].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>После Великой Отечественной войны наряду с восстановлением производства гражданской продукции одним из важнейших направлений<span> </span>деятельности завода оставалась разработка, производство и совершенствование вооружения для армии. В качестве приоритетов можно выделить следующие: совершенствование авиационного вооружения; подготовка производства к валовому выпуску 7,62-мм автоматов конструкции Калашникова.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Для более полного представления о направлениях производственной деятельности завода автор счел необходимым отразить в статье и более ранние начальные этапы производства изделий, совершенствуемых уже после войны.<span> </span></span></p> <p style="margin-left:0cm;text-align:justify"><span>Еще в </span><span>1908 г. </span><span>на</span><span>чальник Обуховского казенного завода подает заместителю морско</span><span>го</span><span> министра Бринку проект зенитной пушки. Генерал удивился: </span><span>«</span><span>Надумали по летунам стрелять? Ведь это фарс, фарсом и останется</span><span>»</span><span>. И это сказал не ретроград – поклонник<span> </span>штыкового боя, а один из лучших артиллерийских специалистов России. Полеты </span><span>«</span><span>этажерок</span><span>»</span><span> тогда многим казались всего лишь аттракционом. Но уже через семь лет в небе над всей Европой </span><span>происходили</span><span> воздушные поединки, а на землю с самолетов летели бомбы. Всего за несколько месяцев Первой мировой войны авиация стала родом войск. За это же время буквально с нуля было создано авиационное вооружение. Еще через 30 лет началась Вторая мировая война. В этой войне авиация играла уже </span><span>далеко не последнюю</span><span> роль. Тому, кто не имел превосходства в воздухе, нечего было надеяться на победу [2].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В 1930<i>–</i>1940-е гг. ХХ в. авиация бурно развивается. Боевые самолеты стали металлическими, появилась броневая защита жизненно важных элементов конструкции самолета. Состоящие на вооружении в ВВС РККА пулеметы калибра 7,62 мм уже не могли в полной мере выполнять поставленные задачи, и командованием ВВС было дано задание<span> </span><i>–</i> разработать крупнокалиберный пулемет для вооружения самолетов.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В конструкторском бюро Тульского оружейного завода инженер</span><span> Михаил Евгеньевич Березин начинает проектирование универсального пулемета, принятого на вооружение в апреле 1941 г. С этого же времени освоение его производства передается на Ижевский машиностроительный завод. Пулемет был назван универсальным (УБ), т. к. выпускался в трех разновидностях <i>–</i> в зависимости от места установки: турельный, крыльевой, синхронный. УБС устанавливался неподвижно в фюзеляже самолета и стрелял сквозь плоскость, ометаемую винтом (вращающихся лопастей винта). УБК неподвижно устанавливался в крыле, а УБТ – подвижно<span> </span>в оборонительных огневых точках штурмовиков и бомбардировщиков. Пулемет Березина был первой в советской авиации системой с пневматической перезарядкой, т. е. заряжание и устранение задержек досылания патрона производилось с помощью сжатого воздуха. Данная система значительно облегчила эксплуатацию пулеметов в боевых условиях, она пришла на смену тросовой – </span><span>требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя</span><span> [3, с. 38 ].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Во время производства пулеметов Березина на Ижевском машиностроительном заводе в период с 1943 по 1947 гг. были проведены следующие работы: уточнение и корректировка чертежей, «наспех» сделанных в военное время; устранение многих дефектов и недостатков,<span> </span>модернизация технологий<i> </i>[4, л. 6]; <span>совместно с<i> </i></span>НИТИ-40 (ныне НИТИ «Прогресс», Ижевск) велись научно-исследовательские работы по внедрению скоростного сверления стрелковых стволов с применением твердосплавных сверл<i> </i>[4, л. 23].<i> </i>В итоге<i> </i>к<span>омплекс организационно-технических мероприятий</span> повысил качество и улучшил технологичность изделия в целом. На испытаниях пулеметы регулярно выдерживали установленный предел живучести [4, л. 6],<span> </span></span><span>безотказно работали на 9-километровой высоте при температуре минус 48 °С, продолжали стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании [2].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Пулеметами УБ в разных вариантах были вооружены практически все советские боевые самолеты времен Великой Отечественной войны:</span></p> <p style="margin-left:35.45pt;text-align:justify"><span>УБС устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-16, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3;</span></p> <p style="margin-left:35.45pt;text-align:justify"><span>УБК был установлен на бомбардировщике Пе-2 и учебно-тренировочном самолете МиГ-15; </span></p> <p style="margin-left:35.45pt;text-align:justify"><span>УБТ был установлен на самолетах СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8. </span></p> <p style="margin-left:35.45pt;text-align:justify"><span> </span></p> <p style="text-align:justify"><span>П</span><span>улемет УБ, принятый на вооружение 22 апреля 1941 г., поспел вовремя, т. к. начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям. </span><span>В 1941–1945<span> </span>гг. Ижевский машиностроительный завод изготовил более 130 тысяч авиационных пулеметов системы Березина [3, с. 38].<br /></span> </p><p style="text-align:justify"><span>В 1944 г. М. Е. Березин на базе пулемета УБ создал 20-мм пушку под патрон пушки ШВАК, которая получила наименование Б-20. В том же году она была запущена в производство. Удачная компоновка пулемета УБ позволила сделать это без каких-либо конструктивных изменений – простой<span> </span>заменой ствола. В результате вес пушки незначительно отличался от веса пулемета УБ. По своим весогабаритным характеристикам она не только превосходила все зарубежные аналоги, но даже и некоторые пулеметы. Так, широко распространенный 12,7-мм пулемет «Браунинг М3» был тяжелее на 8 кг.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Пушка, как и пулемет, выпускалась в трех вариантах: синхронном, крыльевом и турельном. Необходимость создания такого оружия была вызвана возросшей огневой мощью и живучестью самолетов-истребителей противника. Особой опасности подвергались штурмовики Ил-2, действующие непосредственно над полем боя. Именно поэтому пушка заменила в их оборонительных огневых точках пулемет УБ [3, с. 40].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В январе 1947 г. в производство Ижевского машзавода запустили электрифицированную пушку Б-20-Э – для<span> </span>оборонительных огневых точек первого советского стратегического бомбардировщика Б-4 (Ту-4). От ранее изготавливавшейся на заводе пушки Б-20 электрифицированная пушка отличалась наличием агрегата электроспуска с новым спусковым механизмом. В электроспуск был вмонтирован датчик, который контролировал готовность пушки к стрельбе, обеспечивал работу счетчика патронов и в случае появления задержки в работе автоматики передавал импульс на реле автоматики перезарядки.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Большинство деталей пушки Б-20-Э были унифицированы с ранее изготавливавшейся заводом пушкой Б-20, однако производство пушки в 1947 г. вызвало почти новое ее освоение, т. к. в течение полуторалетнего перерыва в выпуске пушек на заводе осталось мало опытных специалистов. Поточные линии основных деталей не сохранились. Оснастка в значительной части была утеряна или требовала большого ремонта, оборудование<span> </span>использовалось на других производствах. Освоение деталей по новым ужесточенным требованиям проходило с затруднениями. Значительной корректировке подвергся технологический процесс, пришлось изготовить вновь 30% от всего объема оснастки. Основная же проблема заключалась в первых неудовлетворительных испытаниях на живучесть по причине недоработанности нового узла – электроспуска [4, л. 12-13].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Извечной заводской проблемой<span> </span>являются споры между производителями, авторами и заказчиками. Не обошло это стороной и производство пушек – в феврале и апреле 1948 г. была прекращена<span> </span>военная приемка пушек вследствие неудовлетворительной работы автоматики при испытаниях на живучесть, [4, л. 21] а также вследствие некоторых разногласий между заводом и автором пушки Б-20 М. Е. Березиным [4, л. 20].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В условиях мирного времени изготовление пушек Б-20 было переведено с крупносерийного на мелкосерийное. Это в свою очередь увеличило себестоимость изделия<span> </span>и время его изготовления, а вопросы качества изделия представляли серьезное осложнение<span> </span>для производства. В течение первого полугодия 1947 г. завод занимался усовершенствованием пушки, привлекая с этой целью своих лучших работников. В результате проведенных мероприятий, конструктивной доработки, технологических усовершенствований и большого количества испытаний была устранена большая часть недостатков [4, л. 12].</span></p> <p style="margin-left:0cm;text-align:justify"><span>Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10. В 1944 г. было произведено 2275 пушек Б-20, в 1945 г. – 7240, в 1946 г. – 440, в 1947 г. – 780, в 1948 г. – 1686, в 1949 г. – 2931. На этом их производство прекр</span><span>атилось</span><span> [</span><span>2].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Эффективность действия авиационных пушек в Великой Отечественной войне оценивалась по-разному. При действии по наземным объектам эффективность каждого типа пушки определяется характером цели. Так, при стрельбе по открыто расположенным живым целям действие 7,62-мм пули мало отличалось от действия 20-мм или 37-мм снаряда, т. к. их осколочное действие очень слабо и для поражения личного состава противника требовалось прямое попадание. При стрельбе же по автомобилям, железнодорожным станциям и небольшим плавсредствам пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм являлись неэффективными. Действие авиационных пушек резко возрастало с увеличением калибра и веса снаряда. Здесь как раз были нужны пушки калибра<span> </span>37 мм и более [</span><span>2].</span></p> <p style="text-align:justify"> </p><p style="text-align:justify"><span>Именно поэтому, параллельно тульским разработкам, в ОКБ-16 (Москва) велись работы по проектированию авиавооружения крупного калибра.</span><span> В 1942 г. коллективом конструкторов ОКБ (А. Нудельманом, А. Сурановым<i>,</i> Г. Жирных, В. Неменовым, С. Луниным, М. Бундиным) была разработана авиационная пушка системы Нудельмана – Суранова. </span><span>Благодаря применению конструктивных решений, ранее в авиаоружии не встречавшихся, авторам впервые удалось создать пушку небольшого веса под столь мощный снаряд. Снаряд НС-37 надежно поражал самолеты противника на значительном расстоянии даже при одиночном попадании. При применении пушки по наземным целям осколочно-фугасный снаряд мог поражать незащищенные и легкобронированные цели. Бронебойный снаряд пробивал верхнюю броню всех типов немецких танков. Пушка устанавливалась на истребителях Як-9Т в развале двигателя, а штурмовик Ил-2 нес две пушки под крыльями. Заслуживает восхищения быстрота, с которой на Ижевском машиностроительном<span> </span>заводе пушка была запущена в серийное производство. 3 сентября 1942 г. А. Э. Нудельман привез на завод опытный образец и конструкторскую документацию, 18 октября собрана первая пушка, к 7 ноября – партия в 49 единиц, а к концу года начато серийное производство НС-37 [</span><span>3, с. 39].</span></p><p style="text-align:justify"><br /> </p><p style="text-align:justify"><span>Создание мощной скорострельной авиационной пушки в разгар войны и быстрое освоение ее в серийном производстве сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе. Эффективность действия крупнокалиберных – 37-мм – авиационных пушек<span> </span>в боевой обстановке очень высоко оценивалась фронтовиками. Вот отрывки из отзывов, присланных в ОКБ-16 в 1943 г. после появления на фронте самолетов с пушками НС-37:</span></p> <p style="text-align:justify"><span>«Пушка НС-37 зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. Достаточно попадания одного снаряда, и самолет противника падает отдельными обломками на землю. В эксплуатации пушка проста, мало загрязняется и не имеет задержек в стрельбе, отлично показала себя в боях... Командир 133-го гв. ИАП гвардии майор Товсташай».</span></p> <p style="text-align:justify"><span>«Весь личный состав части благодарит конструкторов за новое оружие... Только за 4 дня боев на самолетах Як-9Т, вооруженных вашим оружием, летчики нашей части сбили 49 самолетов противника, потеряв при этом всего лишь 4 самолета... Герой Советского Союза подполковник И. Шинкаренко».</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В 1943 г. Ижевский машиностроительный завод изготовил 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек, в 1944 г. – 890 моторных и 197 крыльевых, в 1945 г. – 977 штук всего. На этом производство НС-37 закончилось, итого было произведено 6793 пушки [</span><span>2].</span></p><p style="text-align:justify"><br /> </p><p style="text-align:justify"><span>В конце войны конструкторы<span> </span>ОКБ-16<span> </span>А. Суранов, В. Неменов, А. Рихтер, П. Грибков под руководством Нудельмана разработали авиационную пушку Н-37, но в серийное производство она была запущена уже после войны. Необходимость замены оружия авиации вызвали возросшие скорости самолетов, появление реактивной авиации. Для надежного поражения скоростных целей требовались авиапушки с более высоким темпом стрельбы. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>А. Э. Нудельман предложил новый снаряд. Применение нового боеприпаса позволило, используя конструктивную схему НС-37, создать пушку меньшего веса и с более высоким темпом стрельбы. Новые снаряд и звено ленты были почти в два раза легче старых, это дало возможность увеличить боекомплект самолетов [3, с. 41].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Ижевский машзавод № 74 получил задание на изготовление авиационной пушки Н-37 в июле 1947 г. В процессе работы в чертежах было произведено большое количество изменений и улучшений для обеспечения всех требований технических условий, улучшена технология. На испытаниях изделие в полной мере выдерживало установленную живучесть. 29 декабря того же года в Министерство вооружения, Управление заказами вооружений и<span> </span>ВВС ВС СССР были высланы на утверждение полностью отработанные заводские чертежи и технические условия на Н-37 [4, л. 7].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Пушками Н-37 оснащались первые советские реактивные истребители<span> </span>МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17. Боевое крещение пушки получили в небе Кореи, сражаясь с американскими реактивными истребителями «Сейбр», бомбардировщиками Б-29, и отлично зарекомендовали себя. Вооруженный одной пушкой Н-37 и двумя НР-23, МиГ-15 в четыре раза превосходил по огневой мощи бомбардировщик Б-29 и в десять раз – Б-47. Для уничтожения последнего было достаточно двух попаданий 37-мм снаряда. Три попадания превращали в груду металлолома Б-29, который американцы гордо называли Super fortress – “сверхкрепость“<span> </span>[3, с. 41].</span></p> <p style="margin-left:0cm;text-align:justify"><span>Объемы выпуска пушки Н-37 на Ижевском машиностроительном заводе: 1947 г. – 518<span> </span>единиц, 1948 г. – 508, 1949 г. – 1314, 1950 г. – 3043,<span> </span>1951 г. – 3885, 1952 г. – 4433, 1953 г. – 4600, 1954 г. – 1700 ,<span> </span>1956 г. – 285<span> </span>пушек. Производство Н-37 было прекращено к 1960 г</span><span>.</span><span> [</span><span>4, л. 7].</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В целом в конце 1940-х гг. заводом была проделана большая работа относительно модернизации, корректировки и уточнения технологии производства авиационного вооружения. Одновременно велась работа по отладке и уточнению технологии на Б-20 и Н-37. В результате – уже в 1947 г. наметились тенденции к снижению брака: в первом квартале</span><span> – </span><span>21,9%, во втором</span><span> – </span><span>18,6%, в третьем</span><span> – 13,1%, а в октябре и ноябре<span> </span>– 9%. </span><span>Завод продолжил деятельность по вопросам дальнейшего усовершенствования конструкций и технологий авиационного вооружения, улучшения их качества и резкого снижения брака [4, л. 6-8]</span></p><p style="text-align:justify"><br /> </p><p><b><i><span>Приложение (на основе фондов МВК СО им. М. Т. Калашникова)</span></i></b></p> <p style="text-align:justify"><span> </span></p> <p style="text-align:justify"><b><i><span>Березин Михаил Евгеньевич </span></i></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Родился в 1906 г. в д. Гончарка Вологодской области в крестьянской семье.<span> </span>В 1926 г. поступил на рабочий факультет при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт. После окончания вуза в 1934 г. работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, а затем инженером-конструктором. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>В 1935 г. перешел с завода в КБ, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет. На базе этого пулемета Березиным<span> </span>в дальнейшем был разработан универсальный пулемет (УБ), с разновидностями турельного, крыльевого и синхронного типов. В 1944 г. путем простой замены ствола создал 20-мм авиационную пушку (Б-20) под штатный патрон от пушки ШВАК. Скончался в 1950 г. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>За успешную деятельность по созданию стрелково-пушечного вооружения для ВВС конструктору дважды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Суворова II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». </span></p> <p><b><span> </span></b></p> <p><b><i><span>Нудельман Александр Эммануилович </span></i></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Родился в 1912 г. в<span> </span>Одессе, окончил Одесский индустриальный институт. В 1934 г. начал работать в небольшом КБ, выделившемся из инструментального завода в самостоятельную организацию и переименованном в 1936 г. в ОКБ-16 (Москва). <b><span> </span></b>Проектировал колесный станок с прицельным устройством для 40,8-мм автоматического гранатомета – нового средства для стрелковых подразделений, разрабатываемого коллективом. Участвовал в его отработке в войсковых испытаниях: осенью 1939 г. на корабле Днепропетровской флотилии в г. Пинске и в январе 1940 г.<span> </span>на Карельском перешейке во время советско-финляндской войны.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>В 1940 г.<span> </span>разрабатывает новый механизм звеньевой подачи патронной ленты для пушки МП-6. Пушка МП-6 с этим механизмом испытывалась на самолете И-26, а затем, одновременно с пушкой ВЯ-23, на самолете Ил-2.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>С 1940 г.<span> </span>работает начальником конструкторского отделения. Весной 1941 г. вместе с А. С. Сурановым и другими сотрудниками приступает к разработке 37-мм пушки и становится ее главным конструктором. В этой должности он руководит разработкой и испытаниями пушки НС-37, ее освоением на Ижевском машиностроительном заводе и в войсках. В боях Великой Отечественной войны применялись следующие<span> </span>пушки системы </span></p> <p style="text-align:justify"><span><span> </span>Нудельмана: НС-37, НС-45 и НС-23 на самолетах ЛаГГ-3, Як-9, Ил-2 и Ил-10.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР, доктор технических наук, депутат Московского городского Совета народных депутатов. Награжден девятью орденами и медалями, в т. ч.<span> </span>орденом Трудового Красного Знамени, орденами Ленина и Кутузова I<span> </span>и II степени.</span></p> <p style="text-align:justify"><b><span> </span></b></p> <p style="text-align:justify"><b><i><span>Суранов Александр Степанович </span></i></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Начал свою деятельность в КБ завода ГАРОЗ № 1 в г. Коломне в 1929 г. В 1935 г.<span> </span>был переведен на работу в ОКБ-16 (Москва). Один из разработчиков и соавторов авиационной пушки НС-37, принятой на вооружение в 1943 г. и участвовавшей в боях Великой Отечественной войны. За работу по созданию пушки и активное участие во внедрении ее в серийное производство на Ижевском машиностроительном заводе в 1944 г. был награжден орденом Ленина. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>В дальнейшем<span> </span>принимал активное участие в создании ряда других образцов и является соавтором пушек НС-45 и НС-23, применявшихся на самолетах Як-9 и Ил-10. Лауреат Государственной премии СССР, награжден<span> </span>четырьмя орденами и несколькими медалями. Автор 14 изобретений.</span></p> <p style="text-align:justify"><span> </span></p> <p style="text-align:justify"><b><i><span>Сысоев П</span></i></b><b><i><span>етр <span>Александрович </span></span></i></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Родился в январе 1911 г. в г. Иловайске (Украина), русский, образование среднетехническое, в мае 1930 г. окончил<span> </span>Таганрогский индустриальный техникум, член ВКП(б) с 1939 г. В 1930<i>–</i>1932 гг. – помощник начальника цеха № 32 по оборудованию Ижстальзавода, с 1932 по 1938 гг. работал в цехах № 85 и № 30, в 1939<i>–</i>1942 гг. – главный механик завода. 4 августа 1942 г. утвержден в должности директора завода № 622 (Ижевский механический завод).</span></p> <p style="text-align:justify"><span>С 25 июля 1946 г. – директор Воткинского машиностроительного завода (№ 235), с</span><span> 28 декабря <span>1947 г. по </span></span><span>3 марта 1952 г. – директор Ижевского м</span><span>ашинострои</span><span>тельного завода</span><span>. <span>Избирался депутатом Верховного Совета Удмуртской АССР, был членом </span>Ижевского<span> горкома партии</span>. В 1952–1953 гг. – директор завода № 668 (Тула), в 1953<i>–</i>1958 гг. – директор завода № 946 (Красноярск), в 1958<i>–</i>1965 гг. – директор завода № 1001 (Красноярск). С 1966 по 1974 гг. – начальник </span><span>I</span><span> Главного управления Министерства общего машиностроения СССР.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Отечественной войны </span><span>I</span><span> степени и Красной Звезды<span>.</span></span></p> <p style="text-align:center"><span> </span><br /><span> </span></p> <p><span><b><span>Список использованной литературы и архивных документов</span></b></span></p> <p><span><b><span>архива ОАО «Ижевский машиностроительный завод»</span></b></span></p> <p style="text-align:justify"><span> </span></p> <p style="margin-left:18.0pt;text-align:justify"><span><span><span>1.<span> </span></span></span></span><span><span>Ф. 543. – Оп. 15. – Арх. № 2094.</span></span></p> <p style="margin-left:18.0pt;text-align:justify"><span><span><span>2.<span> </span></span></span></span><span><span>Широкорад А. Б.<span> </span>История авиационного вооружения. </span></span><span><span>–</span></span><span><span> Москва. : Харвест, 2001. </span></span><span><span>–</span></span><span><span> 178 с.</span></span></p> <p style="margin-left:18.0pt;text-align:justify"><span><span><span>3.<span> </span></span></span></span><span><span>Ижевское оружие: два века славы. – Ижевск : Регион-Пресс, 2007. – 178 с.</span></span></p> <p style="margin-left:18.0pt;text-align:justify"><span><span><span>4.<span> </span></span></span></span><span><span>Ф. 543. –<span> </span>Оп. 15. – Арх. № 2056. </span></span></p> <p style="text-align:justify"><span><br /></span></p> <p style="text-align:justify"><i><span> </span></i></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 03.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика