instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Создание культурно-образовательной среды с помощью информационно-коммуникационных технологий при преподавании хоровых дисциплин

Создание культурно-образовательной среды с помощью информационно-коммуникационных технологий при преподавании хоровых дисциплин

Регион: Смоленская область

Категория: Научная статья

<p style="text-align:center"><b><span>Научно-теоретические основы применения ИКТ в создании культурно-образовательной среды<span> </span>ДШИ</span></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Культурно-образовательная среда – это довольно сложное<span> </span>понятие, представляющее и заключающее в себе<span> </span>совокупность как<span> </span>образовательно-обучающих, так<span> </span>и культурно-воспитывающих психолого-педагогических условий, способствующих максимальному развитию творческой личности, в которой находят отражения<span> </span>политические и социально-экономическое отношения, отечественные национально-культурные, исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, т.е. созданная окружающая среда<span> </span>развивает и формирует личность. Дальнейшее развитие<span> </span>концепция<span><span> </span></span><span></span><span>культурно</span>–<span>образовательной</span><span><span> </span></span><span></span><span>среды</span><span><span> </span></span>свое развитие<span><span> </span></span>получила в<span><span> </span></span><span></span><span>трудах Мещеряковой</span><span><span> </span></span><span></span><span>Л</span>. <span>И</span>., Стояновской И. Б., Пряхина Д. А.,<span><span> </span></span>Шабалиной Т. А. Они определяют<span><span> </span></span><span></span><span>культурно</span>-<span>образовательную</span><span><span> </span></span><span></span><span>среду</span><span><span> </span></span>как<span><span> </span></span>сложное, интегрированное понятие. С их точки зрения, культурно-образовательная среда – это среда, в которой осуществляется трансляция преемственности культуры, и прежде всего национальной, содержательное наполнение которой может отражать достижения региональной, российской, а также в целом мировой культуры, содержащей в себе не только прошлый опыт, но и его переосмысление; сложное, интегрированное понятие, способствующее изучению факторов, условий, средств учебно-воспитательного процесса; рассматривается как показатель уникальности (особенности) территории, инструмент изучения образовательных тенденций, способов описания особенностей педагогической практики, присущих той или иной конкретной территории и зависящих от специфики местных условий соединения «культуры» и «образования». </span></p> <p style="text-align:justify"><span>Дополнительное образование направлено на удовлетворение как индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, музыкальном, физическом совершенствовании, формировании культурного и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организацию культурно-досугового пространства. Кроме того оно обеспечивает не только адаптацию детей к жизни в обществе, ориентацию в профессиональном плане, но и расширение культурного пространства. Жизнь ставит перед нами задачи – формировать у подрастающего поколения<span> </span>культуру здорового и безопасного образа жизни,<span> </span>укреплять здоровье нации, развивать понимание ценностей культуры и бережное отношение к ним, воспитывать эстетические чувства, способность понимать и восхищаться прекрасным,<span> </span>историческим культурным наследием, накопленным<span> </span>человечеством за многовековой период существования,<span> </span>не только приобщаться к культуре, бережно сохраняя ее, но и преумножать культурное богатство страны, проявляя творческий подход в создании своих произведений искусства, проявляя свой творческий потенциал.</span></p> <p style="text-align:center"><b><span>Инновационная практика </span></b></p> <p style="text-align:center"><b><span>в расширении<span> </span>культурно-образовательной среды<span> </span>на основе ИКТ</span></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Как преподаватель хоровых дисциплин хочу отметить, что значительному развитию и расширению культурно-образовательной среды в Озерненской Детской школе искусств способствуют современные и ранее<span> </span>известные<span> </span>образовательные педагогические технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, игровая, проблемно-поисковая, системно-деятельностная, развивающая, личностно-ориентированная, и др. Используются преподавателями такие технологии, которые позволяют расширить границы обучения,<span> </span>увеличить кругозор детей на основе многочисленной наглядности, музыкально-дидактических игр, мультимедийных презентаций, электронных музыкальных детских пособий, видео-клипов и т.д. Инновационные технологии способствуют повышению как коммуникативной культуры, так и культуры исполнительской деятельности, поднимают творческий уровень развития детей, повышают качество образования обучающихся, производительность общего труда в сотрудничестве с преподавателем. Особенно информационно-коммуникационные технологии делают урок не только ярким, насыщенным, интересным, но и легко запоминающимся, развивающим, формирующим культуру ученика. Понятно, что само по себе применение инновационных технологий в расширении культурно-образовательного пространства не решит проблему воспитания культуры, и только в деятельностном участии преподавателя и ученика, в<span> </span>их сотрудничестве, в создании системы действий (УУД) <span> </span>возможно пробудить мотивацию к активному действию.<span> </span>Много внимания уделяется формированию хоровой исполнительской культуры. Сюда входит и манера держаться на сцене, нравственные качества личности ученика, подбор исполняемого репертуара, культура и слаженность творческого коллектива. Педколлектив ДШИ находится в постоянном поиске новых методик<span> </span>расширения культурно-образовательного пространства, решения творческих задач. Озерненская ДШИ принимает активное участие в мероприятиях, организованных культурно-досуговым учреждением, выступая на праздниках, конкурсах, фестивалях, массовых гуляниях. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>Дети, начиная с дошкольного возраста, приобщаются к культуре своего региона, знакомятся с традициями, обычаями, культурными ценностями, их особенностями, относят себя к этой культуре. Весь песенный репертуар, изучаемые музыкальные произведения классиков, используемые музыкальные дидактические игры, учебно-развивающие презентации и видеоматериалы к уроку, – все это и многое другое направлено на развитие культуры творческой личности ученика, который в своем творчестве проявляет черты культуры своего народа, общества, среды, в которой живет.<span> </span>Известно, что<span> </span>социальная роль личности, как носителя национальной культуры, возрастает, поэтому большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно содержать в себе не только знание основ родной, исторически сложившейся культуры, приобщения к ней, уважения к культурному наследию своих предков, но и знание и почитание культур других народов. По М. М. Бахтину – «диалог культур» должен присутствовать. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>Музыка – это форма духовного познания окружающего мира в звуковых образах, она выполняет особую роль – обогащает внутренний мир ребенка, формирует его духовную культуру, оказывает влияние на развитие музыкально- исполнительской и общей культуры.</span><span> Хореография способствует развитию детского творчества. Дети в движении передают свое отношение к прослушанному произведению. Использование разнообразных движений, умение согласовать их с характером музыки развивает инициативу и фантазию детей, так как <span>хореография</span><span><span> </span></span><span></span><span>является составной частью современной<span><span> </span></span><span></span><span>культуры</span>: исполнение любого танца<span><span> </span></span><span></span><span>несет</span><span><span> </span></span>в себе элементы художественного<span><span> </span></span>творчества, оформление танца, образцы народной культуры, классической и эстрадной<span><span> </span></span><span></span><span>хореографии</span>, композицию танца. </span>Изобразительное искусство, как важнейшее средство не только познания мира, но и развития эстетической культуры, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность и целенаправленное восприятие, художественный вкус и творческие способности.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Культурно-образовательная среда создается всем укладом жизни образовательной организации: это и культура учителя, который является не только носителем ее, но и проводником. Если в 90-ые годы можно было услышать, что учитель – ни в коей мере не эталон, не носитель культуры и истины, не образец для подражания, а просто слепок своей среды, то на данном этапе общественного развития роль учителя изменилась, и возросла значимость учителя в учебно-образовательном процессе как носителя и проводника культуры. Организация психолого-педагогических условий, способствующих максимальному развитию творческой личности учащегося, микроклимат ДШИ, педагогическая система, включающая в себя применяемые инновационные технологии и подходы, методы сотрудничества «учитель – ученик», создание ситуации успеха, материально-техническое оснащение и оборудование кабинетов, оформление, отражающее всю жизнь школы, ее традиции, культурно-досуговую деятельность, успехи и продвижение вперед, повышающие не только культурно-образовательный уровень, но и мотивацию обучающихся и преподавателей. Школа творческих преподавателей и творческих учеников, школа<span> </span>радости и успеха, руководитель, который играет важную роль в подборе педкадров, в создании и сплочении активного педколлектива, стремящегося к повышению качества образования детей, расширению культурного-образовательного пространства и влияния, здоровьесбережения, развития, воспитания.</span><b><span> </span></b><span>Созданная культурно-образовательная среда<span> </span>детской школы искусств является эффективным средством формирования культурного опыта личности на основе всех ее составляющих элементов.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Таким образом, вся созданная коллективом преподавателей и обучающихся культурно-образовательная среда нашей Детской школы искусств направлена: </span></p> <ul><li><p style="text-align:justify"><span>на <span>формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;</span></span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>формирование ценностей многонационального российского общества; </span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>бережному отношению к материальным и духовным ценностям;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>на взаимодействие с социальными институтами, существующими в Духовщинском районе, такими как общеобразовательные школы, библиотеки, историко-художественный музей, краеведческие музеи, <span>музей изобразительных искусств,</span><span> </span>культурно-досуговые учреждения, дошкольные образовательные учреждения.</span></p></li></ul> <p style="text-align:justify"><span>Проектируемый результат не заставляет себя долго ждать: он достигается без всяких усилий, легко, успешно в сотрудничестве преподавателя и учеников,<span> </span>имеющих<span> </span>мотивацию, ведущую к успеху в общем деле. Культурный опыт приобретается учениками в процессе обучения в Детской школе искусств, в которой учеником постигаются азы музыкальной, художественной, хореографической, хоровой, эстетической направленности. ДШИ является источником социокультурных норм поведения, а <span><span>культура</span></span><span> сама по себе</span><span> влияет на процесс социализации личности. Действия культурно-образовательной среды заключаются в передаче</span><span> </span><span><span>культурных</span></span><span> </span><span><span>норм</span>, знаний, универсальных учебных действий, обмен уже приобретенным опытом. В нашей</span><span> </span><span><span>ДШИ</span></span><span> </span><span>с помощью</span><span> разных видов </span><span><span>искусств</span></span><span> </span><span>дети и подростки изучают</span><span> </span><span>действительность, приобретают духовные</span><span> </span><span><span>ценности</span> и</span><span> </span><span><span>культуру</span></span><span> </span><span>поведения.</span></span></p> <p style="text-align:center"><b><span>Анализ опыта работы по использованию ИКТ<span> </span>в создании и расширении культурно-образовательной среды</span></b></p> <p style="text-align:justify"><span>Организация занятий хоровых дисциплин играет большую роль в создании и расширении культурно-образовательной среды, в формировании культурного опыта личности ученика с использованием ИКТ. При проведении урока хорового пения мною используются: </span></p> <ul><li><p style="text-align:justify"><span>анимация, фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъяс</span><span>няют основы музыкальной грамоты, разучивания песни;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>дикторский текст, поясняющий способы деятельности учащихся;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>звуковые фонограммы музыкальных произведений, которые дают возможность участвовать в их исполнении;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>детские электронные музыкальные презентации и клипы;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>музыкальные физминутки;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>творческие задания для учащихся;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>проблемные ситуации;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>диагностические тесты;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>презентации игры для детей младшего школьного возраста для обобщения и систематизации знаний: «Угадай мелодию», «Назови песню», «Герои музыкальных сказок».</span></p></li></ul> <p style="text-align:justify"><span>Презентации иллюстрируют рассказ учителя красочными картинками, диаграммами, видео- или аудио-фрагментами, они эффективно используются на различных этапах урока.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Информационно-коммуникационные технологии необходимы:</span></p> <ul><li><p style="text-align:justify"><span>для поиска информации, как учителю, так и ученику</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>для самообучения, самоорганизации, самообразования</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>при проблемной ситуации находить несколько решений, выбрать свой вариант, объяснить свой выбор</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>при формировании навыка публичных выступлений обучающихся в хоровом коллективе.</span></p></li></ul> <p style="text-align:justify"><span>Использование Интернет ресурсов учащимися и преподавателями выводит обучение на качественно-новый уровень культурно-образовательного развития. С помощью Интернет ресурсов имеется возможность быть в курсе музыкальных новостей, общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в Интернет семинарах и форумах, производить обмен педагогическим опытом, пользоваться методическим и наглядным материалом для проведения уроков.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Использую сайты различных сообществ, много интересного и полезного можно найти на портале «Сеть творческих учителей»: статьи, разработки уроков, сценарии мероприятий по внеклассной работе, наглядный материал, «минусовки» для уроков хорового пения, ноты музыкальных произведений. Представляю опыт своей работы в электронном СМИ: учебно-методический материал, сценарии по внеклассной работе, презентации, программы учебных дисциплин. Имею свидетельства о публикации. Музыкальные Интернет-ресурсы доступны и ученикам. Они расширяют кругозор учащихся, развивают музыкальную культуру, пробуждают интерес к музыке и исполнительству.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Самыми востребованными информационно-коммуникационными технологиями для преподавания уроков хорового пения являются мультимедийные системы, программы для пения караоке, музыкальные проигрыватели, видео, готовые электронные образовательные ресурсы в обучении хоровому исполнительству. Медиатека формирует базу данных, которая обеспечивает поиск необходимой информации и располагает доступом к аудио- и видео-ресурсам, способствующим развитию и формированию медиакоммуникативной образованности учащихся и педагогов. Внедрение в музыкальное образование информационных ресурсов способствует расширению границ обучения, урок становится ярким, эффективным, пробуждающим интерес и мотивацию учащихся, повышает качественный его уровень. Применяя ИКТ на уроках хорового пения, использую компьютерные и Интернет ресурсы с большим удовольствием, но не как самоцель, лишь как средство повышения мотивации учащихся, так как «точки удивления», интуитивно возникающие у детей, являются доминантой в их певческой деятельности и способствуют осмысливанию, чувствованию, эмоциональной отзывчивости на музыку. Используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать урок динамичным, живым, радостным. Одной из ведущих задач<span> </span>образовательного процесса является <span> </span>здоровье сбережение детей. Поэтому, зная гигиенические нормы работы с компьютером, слежу, чтобы время непрерывных занятий у компьютера не превышало 15 минут, так как это оптимальная продолжительность занятия для учеников младшего школьного возраста.</span></p> <p><b><span>Заключение</span></b></p> <p style="text-align:justify"><span>На основании научно-методической литературы: изученных новинок и давних трудов наших всемирно известных светил педагогики и психологии<span> </span>по представленной теме, подтверждения<span> </span>практической деятельностью <span> </span>в дополнительном образовании, в частности при преподавании хоровых дисциплин, проведении культурно-досуговых мероприятий, сделала вывод, что процесс формирования культурного опыта личности обучающегося на основе расширения культурно-образовательной среды<span> </span>с помощью ИКТ и других инновационных<span> </span><span> </span>педагогических технологий и подходов к обучению:</span></p> <ul><li><p style="text-align:justify"><span>стал более качественным, эффективным, эмоционально насыщенным, мотивированным, интересным;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>роль ученика в уроке изменена: вместо пассивного слушателя он становится активным участником образовательного процесса, работающим в сотрудничестве с учителем: ученик-субъект, учитель-субъект, а объект – результат, на который направлена их деятельность;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>с помощью инновационных технологий, в том числе и ИКТ объединены разрозненные методы, приемы, формы обучения в определенную систему;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>позиции самостоятельности, активности и инициативности закладываются у детей с дошкольного возраста;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>способствуют формированию основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развитие музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство;</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>способствуют развитию у учащихся логического, системного мышления</span></p></li><li><p style="text-align:justify"><span>благоприятно влияют на развитие их творческой самостоятельности, интеллектуального потенциала, познавательной активности.</span></p></li></ul> <p style="text-align:justify"><span>Возможности создания и расширения культурно-образовательной среды<span> </span>в детской школе искусств с помощью информационно-коммуникационных технологий при обучения хоровому исполнению безграничны. Материалы информационного пространства объемны, информативны, интересны, красочны, необычны, они предполагают различные комбинации новых форм и подходов обучения.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Технологии и подходы в обучении неразрывно связаны между собой. Подходы в обучении хоровому исполнительству направлены на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей детей, обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений, навыков (компетентности), вовлечение обучаемых в творческую деятельность, умение реализовывать и применять на практике, в жизни через действие свою хоровую компетентность в компетенцию. Компетентность в действии – это и есть компетенция.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>Немаловажна специфическая авторская деятельность педагога по проектированию учебной хоровой деятельности, ее практической организации с ориентацией на тип психического развития и учет возрастных и личных возможностей учащихся. Специфика учителя музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе: уроки музыки и различные внеклассные мероприятия требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.</span></p> <p style="text-align:justify"><span> </span></p> <p><b><span>Список литературы:</span></b></p> <p><span> </span></p> <p style="text-align:justify"><span>1.Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. – 2001. </span></p> <p style="text-align:justify"><span>2.Выготский Л.С. Психология развития личности. – М.: Смысл, 2005.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>3.Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения, М. 2006.</span></p> <p style="text-align:justify"><span>4.Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.</span></p> <p><span>5.Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении. – М.: МИА, 1999. </span></p><p><span> </span></p><p><span> Автор Башкирова Д. Г. </span></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 03.05.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика