instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Творческое наследие народного художника СССР Бориса Щербакова

Творческое наследие народного художника СССР Бориса Щербакова

Регион: Камчатский край

Категория: Научная статья

<p><span></span><span>Из цикла «Музейные ценности» – об интересных музейных предметах ККХМ.<br /></span></p><p><span>Основа живописной коллекции Камчатского краевого художественного музея – произведения российских художников ХХ века. Среди них – один из выдающихся представителей пейзажной живописи, Народный художник СССР Щербаков Б. В. </span><span>Произведения известного живописца находятся во многих российских и зарубежных собраниях музеев и картинных галерей. В Камчатском краевом художественном музее хранится пейзаж «Старики», одно из ранних произведений мастера, в котором, тем не менее, уже ощущается вся полнота живописного таланта Бориса Щербакова. </span> </p><p><span>Творчество Бориса Валентиновича Щербакова (1916–1995) занимает особое место в отечественной культуре.</span><span> </span><span>Годы жизни художника совпали с самым неоднозначным периодом российской истории: он был свидетелем становления и распада Советского Союза, участвовал в Великой отечественной войне. Будучи представителем советской школы социалистического реализма, во многом идя в ногу с мейнстримом советского искусства, он сумел найти собственный путь в искусстве, оставаясь верным классическим канонам реалистической живописи.</span></p> <p><span>Борис Щербаков родился 7 апреля 1916 г. в Санкт-Петербурге в семье художника. Его отец Валентин Семенович Щербаков, окончивший Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, был учеником Ильи Ефимовича Репина, и к моменту рождения сына был уже сложившимся живописцем. В мастерской техники и технологии живописи профессора Д. И. Киплика он в совершенстве овладел старинной техникой фресковой живописи. В. С. Щербаков исполнял заказы по росписи церквей, а после революции 1917 года работал театральным художником. Свои знания и умения он передавал сыну. </span></p> <p><span>С малых лет занятия живописью были главным увлечением Бориса Щербакова, со временем превратившись в профессию и призвание всей жизни. В своем обучении рисованию и живописи он прислушивался к советам художников – друзей отца. Мальчику посчастливилось писать этюды вместе с замечательным пейзажистом первой половины ХХ столетия А. А. Рыловым: «Когда мне было тринадцать лет, он проводил с нами лето в деревне и тогда впервые обратил внимание на мое увлечение живописью, и с той поры до самой своей смерти в течение одиннадцати лет был моим другом и наставником». Семья Щербаковых много общалась с известными художниками, поэтами, музыкантами, учеными того времени. Разговоры об искусстве, литературе, музыке, высокие духовные запросы ближайшего окружения формировали мировоззрение юного художника. Круг общения, постоянные занятия живописью и частое посещение музеев и художественных выставок Ленинграда способствовали творческому осмыслению начинающим художником наследия русского и мирового искусства. </span></p> <p><span>В 1933 г. Борис Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств, где в то время происходили серьезные реформы, основой которых было воспитание учащихся в духе социалистического реализма. Итогом обучения стала дипломная работа «Редакция газеты «Правда», год 1917-й» (1939). После окончания Академии он пишет тематические и исторические полотна: «Петр I принимает европейских послов в кузнице», «Разлив стали на заводе Уралмаш», «В семье героя», и другие. В 1951–1953 годах он с группой художников пишет картину «Заседание президиума Академии наук СССР», за которую был удостоен Сталинской премии. </span><span>В середине 1950-х годов Щербаков в составе делегации из 11 художников был отправлен по заданию правительства в Германию, в Дрезден, делать копии с возвращенных шедевров Дрезденской галереи. Он работал с такими шедеврами как «Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном» А. Мантеньи и «Вирсавия» Рубенса. В Германии Щербаков прожил около полугода. Он много путешествовал с этюдником, писал с натуры Веймар – родину Гете и Шиллера, домик Гете и его интерьеры, Дрезден, крепостные башни Вартбурга. В 1957 году в Дрездене открылась его первая персональная выставка «Города и люди ГДР». </span></p> <p><span>Щербаков проявил свой талант живописца в разных жанрах</span><span>: писал натюрморты в духе старых голландских мастеров,</span><span> </span><span>создавал портреты выдающихся советских ученых и деятелей культуры (академик В. А. Обручев, писатель К. А. Федин, актриса Е. Н. Гоголева и многие другие). Однако Бориса Щербакова запомнили в первую очередь как мастера пейзажной живописи, и именно пейзаж стал визитной карточкой его творчества.<span> </span>«Я очень люблю пейзаж, – писал Борис Валентинович. – Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своём уборе. Я люблю его и осенью – хмурое с серо-свинцовыми тучами… Я люблю оживление весны и конец лета с запахом мёда и яблок. Словом, я люблю свою землю, свою Русь!».</span></p> <p><span>В начале 1960-х гг. у него рождается грандиозный замысел</span><span> – </span><span>создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями. <span> </span>«Основная задача, – говорил художник, – в живописных образах показать не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели». Серия «По памятным литературным местам» включает в себя более четырехсот произведений, связанных – с Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, А. П. Чеховым, М. А. Шолоховым. Мастер стремился не только показать места, где жили и трудились русские классики, но и передать их душевное состояние, настроение, а порой и судьбу.</span></p> <p><span>Первой в тематическом цикле литературных пейзажей была Ясная Поляна, о которой Лев Николаевич Толстой писал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней». Затем следует тургеневская серия картин: <span> </span>Спасское-Лутовиново – родовое имение Тургеневых, Мценск, Орел; пушкинская серия – Михайловское, Тригорское, Петровское, путешествие по следам изгнанника-поэта в Молдавию. В 1970–1980-х годах он пишет литературные пейзажи, посвященные творчеству – М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова и М. А. Шолохова. К каждой литературной серии пейзажей художник писал портрет – «Л. Н. Толстой в Ясной Поляне», портрет И. А. Тургенева «Прощание с Родиной», «Над озером. А. С. Пушкин», портрет М. Ю. Лермонтова.</span></p> <p><span>Его творчество получило широкую известность и в Советском Союзе, и за рубежом. Выставочная деятельность Бориса Валентиновича была чрезвычайно насыщенной. На протяжении всей жизни он принимал участие во множестве групповых выставок, персональные выставки проходили как в различных городах Советского Союза, так и за границей. В 1987 г. в Москве в Манеже прошла персональная выставка, посвященная 70-летию художника, на которой Щербаков получил звание народного художника РСФСР. Более тысячи произведений были выставлены на огромной персональной выставке в Москве в Манеже в 1991 г. Многие работы художника публиковались в журнале «Огонёк», представлялись в виде подарков иностранным дипломатическим делегациям и миссиям, в частности, были подарены в Конгресс США и в Белый Дом.</span></p> <p><span>Зарубежные выставки неизменно пользовались большим успехом, а миллионы зрителей, побывавшие на них, становились поклонниками его творчества. В обзоре зарубежных выставок советских художников 1960–80-х гг. отмечали: «В январе 1974 г. персональная выставка произведений Бориса Щербакова состоялась в Будапеште. Зрители тепло встретили творчество Б. Щербакова и оставили в книге отзывов сердечные записи. Один из почитателей искусства писал: «Мне понравилась чистота, любовь к человеку и природе, богатство красок и чувств». Выставка в галерее Геккосо (Токио, 1976 г.), где были представлены 32 работы из цикла «Четыре времени года в Ясной Поляне», вызвала большой интерес публики изображением мест жизни великого русского писателя. В 1977 году устроитель персональной выставки Щербакова в галерее Арманда Хаммера (Нью-Йорк) и автор каталога В. Хаммер писал: «Я был покорен его блестящим мастерством и поэтическим восприятием. Мы горды тем, что показываем живопись одного из наиболее талантливых русских художников».</span></p> <p><span>Прослеживая основные вехи биографии и творческого пути художника, понимаешь, что беспредельная любовь к природе и к своей Родине – сама суть его натуры, его судьба, данная ему при рождении. То художественное воспитание и образование, что было получено им в семье, стало главной основой его творчества. Борис Щербаков выступил продолжателем традиций русской реалистической школы живописи. Его творчество как будто несет в себе свет XIX столетия – золотого века русской культуры. Картина Б. В. Щербакова «Старики» из фондов Камчатского краевого художественного музея принадлежит <span> </span>к тем глубоко прочувствованным и мастерски выполненным пейзажам, которые определяют его как выдающегося художника. </span></p> <p><span>Картина представляет собой лесной пейзаж. На переднем плане небольшая опушка, покрытая травой с низкими кустиками, в центре два раскидистых тополя с пышными темно-зелеными кронами, сквозь которые виднеются другие деревья. Под тополями – фигура девушки в голубом платье. По сравнению с могучими силуэтами тополей ее фигура кажется особенно хрупкой, подчеркнута ее задумчивость, лирическое настроение, одиночество. Высокое небо покрыто серыми облаками с просветами между ними. Состояние природы созвучно грустному настроению девушки. В то же время, эта печаль на нем светла – такого ощущения художник добивается сочетаниями тонких градаций<span> </span>в оттенках с преобладанием серого и зеленого цветов и легких переходов между светлыми и темными тонами. Работа относится к 1948 году создания – это одно из немногих произведений коллекции живописи ККХМ, представляющих первую половину ХХ столетия. Она была передана в собрание художественного музея из фондов Росизопропаганды в 1992 году. За более чем полвека время не могло не оставить своих отметин на полотне. Осенью 2014 года картина прошла реставрацию (реставратор – Ковалев А. В., РАЖВиЗ*). Одним из этапов реставрационных работ, помимо укрепления красочного слоя, устранения деформации холста и прочего, было устранение поверхностных загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия. Особенно пожелтевшим выглядело покрытие в верхней части картины с изображением неба. По мере того как снимался поверхностный слой,</span><span> </span><span>открывался первоначальный цвет неба, исполненный автором. До проведения реставрации, было впечатление, что небо на картине ясное с частыми кучевыми облачками. При снятии пожелтевших участков и открытия авторского слоя, оказалось, что в этих местах не облака, а просветы между плотными светлыми облаками. Поменялось восприятие, а следом и смысл произведения. Окончательно объединился колорит и светотеневой компонент изображения – стало понятно, почему нет резких теней, какие бывают при солнечном свете. Картина открыла себя по новому, стала поэтичной, спокойной –<span> </span>какой и задумывал ее художник. </span></p> <p><span>Это произведение создано задолго до формирования литературного пейзажа как отдельного направления в работе мастера. Но любая творческая находка имеет свои истоки в более ранних поисках. А в творчестве Бориса Щербакова каждый из его пейзажей вызывает в памяти поэтические строки из шедевров русской литературы, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или образы полузаброшенных уголков старых усадеб. Так и в случае с работой «Старики» – в памяти невольно рождаются ассоциации с литературным произведением. Хрупкая, немного печальная фигура девушки на фоне зелени деревьев подсказывает сюжет: девушка о чем-то задумалась, грустно наклонив голову и замедлив шаг, – какие мысли, какие воспоминания привели ее в этот уголок леса? Несмотря на пасмурное, в серых облачках небо, природа вокруг человека не выглядит отчужденной и неприветливой. Напротив, от густой обильной зелени лесов веет уютом. И «старики», два огромных могучих тополя, – как прообраз отца и матери, когда-то потерянных девушкой – тихо шелестят листвой над ее головой, даря заботу и покой. Такова одна из возможных сюжетных линий, что могут диктоваться высоким образным строем произведения.</span></p> <p><span>Творческое наследие Б. В. Щербакова огромно и заслуживает большого признания. Его искусству присуще сильное лирическое начало, в котором чувствуется большая любовь к предмету изображения, то, что сам художник называл «чувством Родины».</span></p> <p></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 14.04.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика