instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Виртуальная выставка «Головные полотенца»

Виртуальная выставка «Головные полотенца»

Регион: Удмуртская Республика

Категория: Интервью

<p>На официальном сайте Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» появился новый пункт «виртуальные выставки».<span>Первая виртуальная выставка посвящена женским головным полотенцам. </span></p><p><span>Головное полотенце – это часть сложного головного убора удмуртской женщины. Его название чалма – у собственно-южных удмуртов, дьйыркышет– у завятских, весяккышет – у косинских, кучкышет – у шарканских, пельшет – у калмезов. Наиболее древнее название головного полотенца удмуртской женщины сохранили завятские, косинские, щарканские удмурты и потомки калмезов.</span></p><p><span>Еще в начале ХIХ века головной убор удмуртской</span><span> </span><span> женщины состоял из следующих элементов: налобная повязка (йыркерттэт), айшон (конусообразный берестяной, обшитый холстом и серебряными монетами головной убор), платок-покрывало (сюлык). В конце ХIХ и в начале ХХ веков айшон и платок-покрывало уступают свое место платку (кышет). </span><span> </span><span>Головное полотенце и налобная повязка использовались женщинами вплоть до 60-х годов ХХ столетия. Замужние женщины говорили, что без головного полотенца спина «остается без защиты».</span><span> </span><span>По всей вероятности, яркие концы головного полотенца не только украшали спину женщины, но и в первую очередь они были оберегом от сглаза, порчи наиболее уязвимой части женского тела – поясницы. </span><span> </span><span>Практически головное полотенце – это символ женщины, оно включает в себя несколько функций: половозрастную, социальную, охранительную, космогоническую, декоративную.</span></p><p><span> Манера ношения головного полотенца: складывают его пополам по вертикали, надевают на голову и спускают по спине так, что узорные концы полотенца оказывались ниже пояса, на пояснице. Иногда верхнюю часть головного полотенца оформляли в виде шапочки. </span><span> </span><span>Головное полотенце надевали на голову невесте в доме жениха, женщина носила его до прекращения деторождения. Обряд снимания чалмы обычно проходил в бане, женщины довольно болезненно переживали этот период. Уже пожилая женщина носила другое головное полотенце (пельшет) очень скромное по своему оформлению. </span></p><p><span>Головное полотенце в приданом невесты занимало довольно большую часть. Их число доходило до 19 и более. Его не только носили, практически всегда во время праздников и свадеб головными полотенцами украшали интерьеры изб. Узоры на концах головных полотенец: всевозможные варианты свастики, многолепестковых розеток, решетчатых ромбов, ромбы с отростками и без отростков, крестообразные S –образные фигуры. Каждая девушка старалась, чтобы её изделия были аккуратно исполненными и нарядными, ведь во время свадьбы практически все население деревни сбегалось смотреть на приданое невесты, в котором было большое количество головных полотенец. </span></p><p><span>На многих головных полотенцах можно увидеть кисти из ярких нитей или кусочков ткани. Это обереги от сглаза или порчи. Их пришивала обычно мастерица, скопировавшая узор с изделия.Создатели орнаментов с древних времён, не зная ни законов диалектики, ни законов симметрии, интуитивно создавали гармоничные узоры (крест, ромб, треугольник, свастику). Узоры это не просто игра воображения мастерицы, это связано в своей основе с древними мифологическими представлениями народа. Узоры на головных полотенцах удмуртов, по мнению художника-этнографа С. Н. Виноградова, можно рассматривать как символы солнечного божества, так и языческие очистительные и охранительные знаки. </span><span> </span><span>Все узоры на головных полотенцах имели определенную функцию, одна из которых, охранительная, а также функция значения жизни, возрождения. В настоящее время многие смыслы орнаментов уже утрачены и истолковываются уже в бытовом ключе. Но одно ясно, что многие узоры удмуртов местные, самобытные, и вероятно, в прошлом отражали племенные обычаи, вкусы, сложившиеся в условиях родового строя.</span><span> </span><span> Композиция узоров на всех концах головных полотенец трехчастная. По мнению ученых-этнологов, здесь отразилось древнее мировоззрение удмуртов о трехчастности мира: мир верхний – божий, мир земной и мир подземный – потусторонний. Все части узора или равнозначны, или центральная полоса в два раза шире боковых. Всегда части композиции отделены друг от друга узкой полосой узорного ткачества. </span><span> </span><span> К узорным концам пришивали кисти из шерстяных нитей, кружева, или оборки из хлопчато-бумажных тканей.</span></p><p><span>В фондах музея хранится интересная коллекция головных полотенец. Она была сформирована в результате научных командировок и экспедиций в южные и центральные районы Удмуртии, к удмуртам проживающим в Кировской области. Наиболее полно представлены головные полотенца собственно-южных удмуртов (Алнашский, Киясовский, Малопургинский, Можгинский районы Удмуртии). Большую часть коллекции составили изделия мастериц Алнашского района (Красильникова Анна 1918 года рождения; Филлипова Надежда Яковлевна 1931 г. р.). Это сборы научных сотрудников: Даниловой С. Н., Опариной Е. Л., Лебедевой С. Х, Прокопьевой О. Н., Макшаковой А. А., Ивановой Ю. А.</span></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 14.04.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика