instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Владимир Горлинский. «Любой музыкант, сам по себе – это открытый космос»

Владимир Горлинский. «Любой музыкант, сам по себе – это открытый космос»

Регион: Москва

Категория: Интервью

<p><span style="font-weight:bold">Участник Всероссийской композиторской лаборатории «Открытый космос», под руководством Дмитрия Курляндского, Владимир Горлинский беседует с главным редактором Электронной газеты «Культурный код» Вячеславом Корниченко о музыкальных инструментах, личности исполнителя и ритуале обнуления, который необходим оркестру народных инструментов, как воздух.</span></p><p><span style="font-weight:bold">Справка: /</span><span style="font-style:italic">Всероссийская композиторская лаборатория «Открытый космос» была учреждена в 2016 году Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной, совместно с Музеем космонавтики. Руководство лабораторией принял известный современный композитор, музыкальный руководитель в Электротеатре «Станиславский», Дмитрий Курляндский.</span><span> /</span></p><p><span style="font-weight:bold">Владимир, как бы ты сам предпочел представить себя читателям нашей газеты?</span></p><p>Я предпочту охарактеризовать себя, прежде всего через музыку, а точнее, через два направления, которыми я, в основном, занимаюсь. Это композиция и импровизация. Какое-то время я провожу в импровизационных вещах, потом меня оттуда выбрасывает и я начинаю думать композиционно. Такое, подобное маятнику, движение и характеризуют меня с музыкальной точки зрения. <span style="font-weight:bold"><br /></span></p><p><span style="font-weight:bold">Сейчас ты принимаешь участие в композиторской лаборатории и, на сколько я понимаю, там речь идет именно о создании музыкальной композиции для русских народных инструментов.</span></p><p>Там идет речь не только о композиции, я вполне могу использовать импровизационные структуры – частично предзаписанные во времени, например. Так что совершенно не обязательно, что это будет именно композиция в четком зафиксированном виде.</p><p><span style="font-weight:bold">Что ты вообще думаешь о народных инструментах?</span></p><p>У меня есть очень сильное впечатление от моих двух походов на репетиционную базу ансамбля «Россия»!. Впечатление это в большей степени связано с теми маленькими концертами исполнителей ансамбля, которые мы прослушали. Эти концерты стали для меня довольно серьезным событием потому, что там через очень специфический репертуар, это тоже надо отметить, проявлялась личность исполнителя. Она была так сильно явлена! Я не могу сказать с чем конкретно это связано, но почему-то каждый исполнитель подходил к этому концерту, как к какому-то экзистенциальному долгу сыграть таким образом, чтобы проявиться максимально. Это оказало на меня большое воздействие при том, что мне, в принципе, хорошо знакома эта среда. Я начинал свои занятия музыкой как гитарист, десять лет играл на классической гитаре, а в России гитара считается народным инструментом. Я учился на народной кафедре в колледже и там у меня был очень тесный контакт с домристами, балалаечниками, баянистами – это мои старые друзья.</p><p><span style="font-weight:bold">Один из передовых современных композиторов когда то учился на народной кафедре... Интересно, почему ты выбрал это направление, ведь в среде академических музыкантов, например, народники не в чести...</span><br /></p><p>Это связано прежде всего с ограниченностью репертуара – это же очень сужает сферу личностных проявлений исполнителя. Развитая личность человека бьётся через край того репертуара, который закреплен в традиции исполнительства. Часто однообразного, заточенного на репрезентацию народной традиции, которая, на самом деле, уже давно отошла от своих корней – слилась с формами академической музыки. Этот срез репертуара среди исполнителей до сих пор очень серьезно культивируется. </p><p><span style="font-weight:bold">А что значит для тебя вот эта идея: создать произведение или какой то перформанс именно для народных инструментов?</span><br />Она очень сложная. Честно признаться, у меня периодами возникала идея о народном оркестре. У меня дома есть очень хорошая домра и это единственный инструмент, к которому практически ни разу не прикасался. Для меня это было совершенно невозможным опытом, неприменимым... До этого момента так все и оставалось. Сейчас как раз и может произойти какой-то переход этой ситуации.</p><p><span style="font-weight:bold">Домра, к стати, считается уже академическим инструментом?</span></p><p>Балалайки, домры – все эти инструменты не подлинно народные. Они были заново созданы в девятнадцатом веке и создали их уже с хроматической системой, используя какое-то своё представление о том, каким должен быть расчет резонансов инструмента – в этом смысле получился абсолютно европейский инструмент. Очень странное соединение: композиторы, которые пишут для народных инструментов часто используют формы академической музыки – вариации, сонатные формы, но при этом используют их с народным материалом, который странным образом деформируется под воздействием этих форм. Этот материал, естественно, не для этих форм создавался! Это всегда являлось для меня довольно странным опытом. Я довольно давно уже стал чувствовать несуразность этого соотношения.Для меня самого будет важным убрать этот академический слой использования инструмента; слой присвоения академической культуры. Думаю, для композиторов, участвующих в нашей лаборатории, это может быть также важно, ведь с этим академическим слоем очень сложно иметь дело – на этой территории всё застроено, нет свободного пространства, чтобы увидеть другое качество существования инструмента. Необходимо расчистить его, тогда мысль может пойти разными траекториями. Для меня, конечно, очень важным является отсылка к ритуальности русской народной музыки. Она ведь тесно была связана с действием, отсылающим или к календарному или социальному процессу, ритуалу. Это безумно важный момент. Я не знаю, буду ли я как-то с этим контактировать именно в данной композиции, которую я собираюсь писать, но это очень сильный момент. Особенно это чувствую через связь с народным голосом. Этот пласт очень серьезный, тут может случится интересная композиторская разработка...</p><p><span style="font-weight:bold">То есть, ты хочешь провести такой, своего рода, ритуал обнуления...</span></p><p>Обнуление должно произойти само собой. Ведь композиторы, пришедшие в лабораторию стали задавать вопросы не про то, как все эти наработанные исполнительские приемы уже используются в музыке, хотя музыканты нам об этом рассказывали. Например были таки странные фразы: «Ну, мол, вот этот прием уже использован у Губайдулиной…»… Как будто он, этот прием, данным фактом уже закрыт. Я таких вещей совершенно не понимаю. Для меня гораздо важней, что домра, как бы это грубо сейчас не прозвучало, это три металлические струны, дерево с определенным резонансом и бесконечное количество возможностей, которые из этой комбинации могут проявиться. Вот и все! В этом смысле я и не думаю ссылаться на тематический пласт использования домры русскими композиторами в двадцатом веке. В принципе этот проект возможен именно из-за того, что, чувствуется, музыканты, сами ощущают какую-то собственную границу, которая, наверное, лежит в репертуаре. Чувствуется, что концертная практика может охватывать более широкие проявления их личности и исполнители понимают, что возможен выход. Этот путь лежит через оставление своего прошлого опыта, приобретенной традиции. Опыт уже накоплен и к другой практике он может быть не применим. К этому надо спокойно относиться. Вот как раз в этой точке, когда человек может отказаться от опыта – стать, как-будто бы непрофессионалом, хотя именно сам этот факт, что он может «раздеться» и характеризует его, как зрелую профессиональную личность – вот в этой точке возможна встреча с другим. Этот выход, я думаю, желаем многими, кто занимается народной музыкой.</p><p><span style="font-weight:bold">В рамках лаборатории ты пообщался с музыкантами ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, как ты думаешь, возможно ли то, о чем ты говоришь осуществить с этими музыкантами?</span></p><p>Я вижу, что это для них первый проект такого типа. Кажется, некоторые исполнители реально понимают, что это, возможно, будет отказ от существующих традиций исполнения. В этом смысле я понимаю задачу этого проекта. Я сейчас не думаю о какой-то сверх коллаборации. Этот проект в большей степени репрезентативного свойства. Он не занимается презентацией личности, скажем, Натальи Прокопенко, он занимается презентацией фигуры современного композитора в народном оркестре. И в этом сложность – потому, что необходимо выдержать эту структуру и, естественно, при этом проявить личность композитора и исполнителей. Для меня самой большой ошибкой здесь как раз было бы среагировать на те грандиозные новые звуковые возможности, которые содержат в себе народные инструменты, если соединить их с новыми композиторскими техниками и пойти по пути представления технических свойств современной композиции, переноса в народный оркестр того, что появилось за последние несколько десятков лет. Важнее всего, чтобы проявились именно личности композиторов и исполнителей.</p><p><span style="font-weight:bold">Тема лаборатории – открытый космос?</span></p><p>Это очень хорошая тема! Она ведь даже не требует особенной привязки к себе. Я не думаю, что такую глобальную для человечества тему вообще можно каким то образом обойти своим вниманием. Она довольно гибкая, можно и не писать свою «Русскую народную космическую одиссею», тема вполне проявит себя из личностных желаний, стремлений... Из контакта с музыкантами, которые играют твое сочинение. Любой музыкант, сам по себе – это открытый космос.</p><p><span style="font-weight:bold">Беседовал Вячеслав Корниченко.</span></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 14.04.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика