instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Война глазами женщины-матери: вологодскому зрителю представили «Сартаковскую мадонну»

Война глазами женщины-матери: вологодскому зрителю представили «Сартаковскую мадонну»

Регион: Вологодская область

Категория: Репортажи

<p> Этот спектакль представил на суд вологодской фестивальной публики театр «Орловская антреприза» под руководством режиссера Павла Минакова. Тема Великой Отечественной войны, по-прежнему животрепещущая и больная, раскрывается здесь с точки зрения женщины, проводившей мужа на фронт и оставшейся один на один со всеми бедами, которые несет с собой война. </p><p> Само название – «Сартаковская мадонна» – готовит зрителя к тому, что речь пойдет о русских женщинах. «А почему только Рязанская мадонна, почему не Сартаковская?» – так начинает повествование одна из героинь, услышав по радио песню Людмилы Зыкиной «Рязанские мадонны». И действительно, сколько в период Великой Отечественной войны было этих мадонн, в каждом городе, селе и деревне! Они, хранительницы домашнего очага и семьи, вынесли на своих хрупких плечах все тяготы страшного военного времени, перенесли утраты, испытание страхом, голодом и ненавистью, но сумели сохранить в душе доброту и веру. </p><p> </p><p> Действие спектакля разворачивается в небольшой деревне Сартаково Нижегородской области. В основе сюжета – реальная история автора пьесы Владимира Исайчева. Его отец Николай ушел воевать, оставив в родной деревне беременную жену и шестерых детей. Сартаково, находящееся близ линии фронта, постоянно бомбят фашисты – седьмой сын Екатерины, которого назвали Володей, родился под грохот взрывов. </p><p> </p><p> Спектакль разбит на несколько картин – отдельные фрагменты из жизни семьи Николая и Екатерины складываются в итоге в единое целое. Вначале перед зрителем предстает обычная деревенская повседневность, где всё идет своим чередом: люди ведут беседы об урожае, предстоящих свадьбах и родах. Екатерина вспоминает, как познакомилась с Николаем, как он посватался к ней, как они пережили его арест по доносу... Но едва стало казаться, что жизнь налаживается, разразилась война. Атмосферу горечи и отчаяния великолепно передает световое сопровождение спектакля: на сцене словно загорается багряный закат, предвещающий беду. Как отпустить на верную смерть родного тебе человека?.. Слова Екатерины «Не пущу!» звучат в спектакле криком миллионов жен и матерей. </p><p> </p><p> Начались военные годы: голод, страх, нескончаемые бомбежки и редкие весточки с фронта. Но страшнее всего похоронки, которые одна за другой приходят в Сартаково. 64 вдовы и десятки сирот остались без мужей и отцов. Предвестником беды в спектакле становится почтальон Петр (актер и режиссер спектакля Павел Минаков), приносящий черный платок скорби и траура. Женщины села считают его врагом и избегают, хотя и понимают, что он-то ни в чем не виноват.<br /> </p><p> Не унывать и бороться дальше помогают главной героине дети. Сын Валенька (Сергей Верижников), ее опора и утешенье, исполняет пронзительные частушки и песни. «Все равно мы разобьем Гитлера проклятого», – в устах ребенка это звучит как призыв, как предвиденье скорой победы. Вообще музыка – неотъемлемая часть этой постановки: песня сопровождает главных героев на пути к победе, ведь не зря принято говорить, что песни тоже воевали. </p><p> </p><p> Финал спектакля особенно драматичен. Война заканчивается точно так же, как и начиналась, – громовыми раскатами, ливнем и слезами, только теперь это слезы радости. В деревне праздник, звучит любимая гармонь, все танцуют и кричат «Ура!», и в этом всеобщем ликовании к главной героине возвращается ее Николай. </p><p> </p><p> Простой сюжет наполнен в спектакле глубоким смыслом. Образ главной героини Екатерины, созданный заслуженной артисткой России Еленой Полянской, воплощает в себе судьбы всех русских женщин. Молодая, трудолюбивая, стараясь улыбаться даже «с камнем на сердце», она помогла мужу пройти всю войну и вернуться домой. Героиня – источник любви и красоты, а ее красное платье – символ веры и мужества. Не случайно в эпизоде после родов Володи эту простую крестьянку хочется сравнить с Девой Марией, сошедшей с полотен великих художников эпохи Ренессанса. Екатерина часто крестится перед иконой Божией Матери, просит ее о чем-то или благодарит – она чувствует, что пока есть вера в ее сердце, будет жить ее Николай. </p><p> </p><p> «Сартаковская мадонна» стала ярким продолжением XIII фестиваля «Голоса истории». Вологодские зрители восприняли спектакль очень эмоционально, многие не могли сдержать слез: следя за перипетиями судьбы героев, понимаешь, сколько горя и страданий принесла каждой семье война. </p> Наталья Щапкова, фото Татьяны Гамиловой.
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 14.04.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика