instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Второй день IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» был асыщен событиями, встречами и впечатлениями

Второй день IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» был асыщен событиями, встречами и впечатлениями

Регион: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Категория: Репортажи

<p><span>С самого утра продолжилась работа. Члены жюри – Борис Мальбахов (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика), Мария Майстровская (г. Москва), Эмма Усманова (г. Караганда Республика Казахстан), Нина Ганцева (г. Москва), Сергей Глебушкин (г. Москва), Ольга Бубновене (г. Ханты-Мансийск), Антон Акулов (г. Сургут), Ксения Илауски (г.Ханты-Мансийск) – каждый эксперт в своей области. Они внимательно наблюдали за работой мастеров – участников международных конкурсов мастерства Фестиваля. Беседовали, задавали вопросы, проверяли, насколько глубоко народные умельцы знают тонкости своего ремесла.</span></p> <p><span>– А что за узоры на ваших изделиях, что означают, кто может носить такие чулки? – интересуется доктор философских наук Нина Ганцева у конкурсантки Людмилы Костиной из Полновата (Белоярский район). К слову, именно она стала победительницей в номинации «Лучший мастер по традиционному вязанию», других победителей в этой номинации не определили. </span></p> <p><span>Об орнаментах на своих вязаных изделиях Людмила Николаевна знает все: лягушка – женский оберег, и место у него особое – на икрах, если ноги у женщины крепкие, значит, здоровая и сильная, будет хорошей работницей. А этот знак, напоминающий елку, на самом деле «поленница, огонь», то есть – домашний очаг.</span></p> <p><span>– Когда женщина вяжет чулки, как правило, это изделие кому-то предназначено. Если для мужа вяжешь – одни знаки используешь, для дочки – другие, в подарок близким – смотря кому что желаешь, как сердце подскажет! – рассказала Людмила Николаевна.</span></p> <p><span>Задача перед конкурсной комиссией стояла очень сложная: увидеть и оценить работу почти 90 человек на каждом этапе процесса! К полудню все конкурсные работы должны быть завершены и представлены на суд высокого жюри. Поблажек не было никому – проверены все швы на народных костюмах, учтены подбор ткани, фурнитуры, соответствие заявленной территории костюма и завершенность образа. В работе с деревом, костью, берестой имело значение формообразование, соответствие традициям, аккуратность и проработка деталей. Принципиальность конкурсной комиссии была непреложной при оценке каждой работы.</span></p> <p><span>Взять другую номинацию – «Лучший мастер по национальному костюму», здесь первое место разделили сразу шестеро участниц, все оказались достойны. Да и выбрать одного победителя невозможно, когда в номинации почти 30 участников! Такой небывалый интерес к национальному костюму отраден и говорит о том, что мы вновь повернулись к своим корням, родной истории и культуре, что нам не безразлично будущее народов, которые проживают на территории Югры, России.</span></p> <p><span>За фестивальные дни осуществлен не только большой творческий труд: участники активно проявили себя в серьезной научно-практической работе. </span></p> <p><span>Тематика семинара «От исследований до коллекции» вызвала живой интерес и у югорских мастеров, и у гостей округа. Традиционный костюм сегодня находится в центре внимания ученых, мастеров и педагогов как России, так и зарубежья.</span></p> <p><span>Эмма Усманова – ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова – представила результаты 20-летнего исследования археологического костюма андроновской культуры, следы которой археологи находят и на территории Югры. В частности, археолог из Казахстана рассказала о древних традициях женских головных уборов и украшений. Эта тема была продолжена выставочным проектом «Невелика диковинка», который открылся в рамках Фестиваля и стал его украшением. Экспонаты выставки ярко проиллюстрировали отличия и сходства культурных традиций разных этнических групп: здесь можно увидеть узбекские и татарские тюбетейки, мужские обрядовые головные уборы обских угров, ложные косы, женские налобные и косные украшения хантов и манси, русские повойники и девичьи повязки. Выставку обязательно стоит посетить: нигде больше не увидишь удивительные кокошники, выполненные из соломки замечательным мастером – Аллой Кошкиной из Нефтеюганска. Эти золотые короны венчали головы ведущих во время торжественного открытия Фестиваля, став изумительным украшением праздника. Алла Борисовна стала лучшим мастером по плетению из растительных материалов.</span></p> <p><span>Тема костюма на научно-практическом семинаре была продолжена выступлением Ольги Бубновене, директора бюджетного учреждения Ханты-мансийского автономного округа– Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». В своем докладе Ольга Дмитриевна осветила проблемные вопросы исследования этнографической музейной коллекции и показала, как этнографический материал может стать основой коллекций современной авторской одежды.</span></p> <p><span>Демонстрация творческих проектов, выросших на основе полученных этнографических данных, произвела настоящий фурор среди экспертов Фестиваля. Уникальные вышивка ручной работы и национальные орнаменты, переведенные в машинную вышивку, выполненные урайскими мастерами, смотрелись потрясающе красиво!</span></p> <p><span>Еще один научно-практический семинар «Северный русский костюм» провел Сергей Глебушкин – известный собиратель традиционного костюма.</span></p> <p><span>Что носили мужчины и женщины разных губерний России, как именно носили, какую информацию о человеке можно считать по костюму – эти и другие вопросы обсуждали участники семинара. На встречу собрался полный зал – мастера, художники народных промыслов, педагоги из разных регионов России, ученые из Москвы, Казахстана, Кабардино-Балкарии с интересом познакомились с опытом знаменитого коллекционера народного костюма.</span></p> <p><span>Сергей Глебушкин продемонстрировал несколько экспонатов из своей коллекции женских костюмов – участники фотографировали, рассматривали швы, ткань, элементы украшения – все было увлекательно и требовало живого обсуждения. После семинара участники не упустили случая взять автограф у автора известных и популярных среди мастеров монографий, посвященных традиционному народному костюму.</span></p> <p><span>Научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве» в восьмой раз прошла в рамках Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра». Эта площадка на протяжении 16 лет объединяет мастеров, которые не просто занимаются ремеслом, а исследуют историю, традиции, хотят дойти до истоков и понять, почему наши предки, обеспечивая семью глиняной посудой, использовали именно такой состав глины, или именно такую форму. С чем связан крой традиционной одежды и его изменение? Почему в Сибири было распространено крапивное ткачество? Как правильно выделать рыбью кожу? На эти вопросы отвечали участники научно-практической конференции, делились друг с другом технологическими наработками и опытом.</span></p> <p><span>Интересно, что эта площадка объединила не только опытных мастеров, педагогов и ученых, но и молодежь округа. Самой юной участницей конференции стала 14-летняя Снежана Изюмова – воспитанница Центра дополнительного образования города Урая. Девочка не первый год занимается изучением ремесленных традиций обских угров: искусства обработки рыбьей кожи и меха. Несмотря на возраст, у Снежаны большой опыт участия в подобных мероприятиях, она регулярно выступает в городских конференциях, проводит мастер-классы в школах, весной побывала в Ханты-Мансийске на </span><span>XI</span><span> </span><span>Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее».</span></p> <p><span>Целая группа студентов Урайского политехнического колледжа под руководством педагога-организатора Татьяны Гилиной заявила свои доклады на конференцию. Их исследования посвящены национальному костюму – калмыцкому и русскому, искусству работы северных народов с берестой, искусству техноарта. Ребята приняли участие и в праздничном дефиле: они показали свою коллекцию крестьянского костюма Сибири конца 19 века.</span></p> <p><span>Во время пленарного заседания выступил Борис Мальбахов, доктор искусствоведения, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Он представил наиболее развитые направления искусства Северного Кавказа. </span></p> <p><span>Важными и полезными сведениями с участниками конференции поделились ученые Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Мария Майстровская – известный в России экспозиционер, доктор искусствоведения, профессор</span> <span>кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна, действительный член Российской Академии естествознания, член ВАК – представила интереснейший опыт зарубежной и отечественной практики экспонирования предметов декоративно-прикладного и народного искусства. Кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Нина Ганцева рассказала о программах научных исследований в аспирантуре и диссертационном совете Академии, пригласив мастеров и педагогов не бояться поступать в аспирантуру, продолжать свои исследования, обращаться за консультациями. Снежане Изюмовой настоятельно рекомендовали продолжить свои исследования, в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова ей будут рады: молодежь с таким огромным потенциалом всегда ждут в учебном заведении.</span></p> <p><span>После завершения международных конкурсов мастерства, которые состоялись по 14 номинациям, в Киноконцертном цирковом комплексе «Юность Шаима» прошла торжественная церемония награждения лучших мастеров Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и регионов России. Прекрасную концертную программу подготовили творческие коллективы Урая и Кондинского района. Все участники фестиваля отметили хорошую организацию и очень теплый, радушный прием, который оказала Югра, город Урай и Кондинский район.</span></p> <p><span>– Я выступал в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева» и, так случилось, приехал без инструментов и материалов, – признался мастер из поселка Ноглики Сахалинской области Вадим Левкун. – Ко мне отнеслись с большим вниманием: югорские мастера поделись и деревом, и инструментами, так что я успел выполнить конкурсную работу. Удивила очень дружеская, теплая атмосфера, которая царила на протяжении всех дней Фестиваля. Хотелось показать свое мастерство, увидеть, как работают другие мастера, подметить их приемы. И эта атмосфера созидания удивительным образом объединяла мастеров из разных уголков России – с разным опытом, разными знаниями, разными культурными традициями. Мне кажется, в таком творческом, душевном, созидательном объединении Югорская земля не имеет равных.</span></p>
вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 14.04.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика