instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Выставка «ГосНИИР–2015»

Выставка «ГосНИИР–2015»

Регион: Москва

Категория: Научная статья


<p style="text-align:justify"><span>В 2016 году в выставочном зале ГосНИИР на улице Бурденко была
проведена <span> </span>традиционная ежегодная выставка-отчет
о деятельности Института «ГосНИИР-2015». На выставке были представлены
подлинные </span><span>экспонаты из музейных и частных
собраний, а также</span><span> стендовые материалы с результатами научных исследований и
фото-документацией</span><span>. Особенность выставок
ГосНИИР заключается в том, что они </span><span>дают редкую возможность познакомиться не
только со спасенными произведениями, но и с методами и приемами современной
отечественной научной реставрации.</span></p>

<p style="text-align:justify">Большой объем
работ во всех 14 отделах и лабораториях Института характеризует прошедший год.</p>

<p style="text-align:justify">В течение
2015 года сотрудники отдела станковой масляной живописи вернули экспозиционное
состояние различным по времени и технике создания картинам, в числе которых
произведения Ф.С. Рокотова, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова,
Н.А. Дубовицкой и многих других. Отреставрированные полотна вернулись в
федеральные и региональные музеи России и смогут занять достойное место в
экспозициях. Среди научно-исследовательских работ, выполненных в отделе, особое
место занимает научная тема по изучению сохранности и разработке методики
реставрации произведений живописи, созданных на каменных основах. Кроме
создания теоретической базы, методика уже позволила восстановить две картины из
собрания Государственного исторического музея и Музея-усадьбы
"Останкино". Исследования проводились совместно с Лабораторией
физико-химических исследований (ЛФХИ) ГосНИИР. ЛФХИ успешно проводит исследования
для многих музеев. Среди них - <span>Всероссийское
музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки, из фондов
которого на выставке был представлен уникальный<i> </i>портрет певицы<i> </i></span><span>В.Н. Петровой-Званцевой</span><i> </i><span>работы<i> </i></span><span>К.С. Петрова-Водкина. 1913 г., (</span><span>89,5х71).</span></p>

<p style="text-align:justify">На выставке з<span>рители
познакомились с работой отдела темперной живописи ГосНИИР<b><i>, </i></b>в
котором<b><i> </i></b></span>в настоящий момент проводится реставрация трех
датированных и подписных икон из собрания Соловецкого историко-архитектурного и
природного музея-заповедника, которые представляют большой научный интерес в
области изучения поздней русской иконописи. Это – «Преподобный Антоний
Римлянин», «Алексий митрополит Московский» и «Преподобный Петр князь
Муромский». Все три образа созданы в конце <span>XVIII</span> в. иконописцем Иваном Мининым и происходят из деисусного
чина иконостаса придела Трех Святителей церкви Входа Господня в Иерусалим села
Верхняя Мудьюга Онежского района Архангельской области. Деревянный шатровый
храм типа «восьмерик на четверике» был построен в середине <span>XVIII</span> века, а в 1778 г. над его
украшением трудились знаменитые в то время на Русском Севере иконописцы – И.И.
Богданов-Карбатовский и его сподвижник по артели И.В. Минин. Последний
мастер написал весь деисусный чин придела Трех Святителей, о чем и сообщил,
оставив свою подпись на последней иконе ряда – образе «Преподобного Антония
Римлянина». В конце 70-х гг. <span>XX</span>
века значительная часть икон была вывезена экспедицией Соловецкого
историко-архитектурного и природного музея-заповедника, пополнив его коллекции.
Сам храм погиб в пожаре в 1990-е гг. Работа над раскрытием и изучение икон 1778
года, написанных Иваном Мининым, важная и редкая возможность расширить наши
представления о поздней иконописи Русского Севера. На выставке также был
представлен ряд икон <span>XVIII</span>
века из фондов ГосНИИР.</p>

<p style="text-align:justify">В прошедшем
году в отделе монументальной скульптуры ГосНИИР был разработан проект
реставрации памятника защитникам Москвы на 41 км Ленинградского шоссе:
демонстрировались архивные чертежи и чертежи, разработанные отделом. </p>

<p style="text-align:justify">Представлены
и подлинные монументальные экспонаты. Фрагмент белокаменного надгробия <span>XV</span> в. (происходит из
некрополя церкви Воскресения в Кадашах). Надгробие декорировано резьбой,
частично сохранилась посвятительная надпись. Белокаменный акротерий – элемент
архитектурного декора, решенный в виде рельефной пальметты. Сохранился
частично, утрачен верхний правый угол. Был обнаружен во время аварийного
ремонта на территории храма Воскресения Господня в Кадашах. Акротерий,
предположительно, относится к декору храма <span>XVII</span> в. Схожие элементы и сегодня украшают верхний ярус фасадов
храма. Реставрация выполнена студентами реставрационного колледжа «26 Кадр» под
руководством сотрудников отдела монументальной скульптуры ГосНИИР. </p>

<p style="text-align:justify">Отдел
подготовил также слайд-шоу с фотографиями процесса реставрации пяти городских
скульптур: Памятник "Воинам-медикам", 1972 г., ск. Л.Е. Кербель,
арх. Б.И. Тхор, улица Б. Пироговская, д. 2-6. Памятник Н.Э. Бауману,
1972 г., ск. В.Н. Одиноков, арх. В.А. Климов, Старая Басманная улица,
д. 15 (в саду им. Н.Э. Баумана). Памятник А.Н. Костякову, 1976, ск.
Н.Б. Никогосян, арх. Н.П. Сукоян, улица Прянишникова, д.19. Памятник
В.И. Ленину, 1954 г., П.П. Яныно, проспект Мира (у северного входа
станции "ВДНХ"). Памятник К.А. Тимирязеву, 1923 г., ск.
С.Д. Меркуров, арх. Д.П. Осипов, Тверской бульвар (у Никитских
ворот).</p>

<p style="text-align:justify">В этом году исполнилось 45 лет отделу монументальной
живописи ГосНИИР. Посетители познакомились с ретроспективными и
новейшими работами отдела. Из Государственного музея Востока был
представлен<span>  </span>большой фрагмент настенной
живописи <span>II</span> века н.э. –
"Траурная сцена" из Топрак-кала (155х155 см). Институт этнологии и
антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН предоставил на выставку фрагмент
живописи из раскопок из Топрак-кала - № 46 «Дама с гирляндой» Из <span>Центрального музея древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева</span> – фрагмент настенной живописи <span>XVII</span> в. из Троицкого собора
Макарьевского Калязина монастыря: Иоаким и Анна (часть композиции «Введение во
храм Богородицы»)<b>. </b></p>

<p style="text-align:justify">Отдел исследования, консервации и реставрации металла
показал материалы по реставрации уникального Рязанского клада.<a name="_GoBack"></a>
Основу клада составляют многочисленные серебряные украшения. При реставрации в
отделе использовалась химическая и механическая ручная расчистка. Некоторые
предметы расчищались под микроскопом. </p>

<p style="text-align:justify">Отдел древних
рукописей представил материалы об исследовании и реставрации «Утвержденной
соборной грамоты об избрании на царство Михаила Федоровича Романова 8 мая 1613
года. НИОР РГБ, Ф. 928, № 3.», а также переплетов рязанских рукописей <span>XV</span>-<span>XVI</span> вв.</p>

<p style="text-align:justify">В 2015 году в
отделе прикладного искусства была закончена реставрация коляски
М.И. Кутузова, отреставрированы следующие уникальные предметы: двадцать
шесть знамен Кубанского Казачьего Войска, данных казакам за службу российскими
государями: Екатериной II, Николаем <span>I</span>, Александром <span>II</span>;
из музея-заповедника "Дмитровский Кремль" – уникальное седло принадлежавшее
семье Апраксиных кон. <span>XVII</span>
– нач. <span>XVIII</span> в.;
несколько памятников из музея-панорамы "Бородинская битва", в том
числе уланский кивер 30-40 гг. <span>XIX</span>
в.; фелонь с оплечьем уникального "турского" бархата <span>XVI</span> – <span>XVII</span> вв. из музея "Александровская
слобода". В конце 2015 г. в отдел прикладного искусства<span>  </span>поступило на реставрацию 79 экспонатов из
Российского Государственного Военно-исторического Общества. Это редкие
памятники военной истории – мундиры, головные уборы, погоны и эполеты,
вальтрапы, штандарт Конного полка на царствование Павла Первого, а также
несколько мемориальных вещей – шляпы-треуголки великих князей Николая Павловича
(в будущем ЕИВ Николая <span>I</span>)
, Михаила Павловича и императора Петра <span>III</span>. Реставрация будет завершена к открытию музея РГВИО.</p>

<p style="text-align:justify">В отделе
прикладного искусства ведутся исследования и реставрация произведений из самых
разных материалов, в том числе из дерева. На выставке были представлено после
реставрации кресло начала <span>XIX</span>
в. в стиле русского классицизма (по рисунку арх. В.П. Стасова (?) </p>

<p style="margin-left:0cm;text-align:justify"><span>Посетители<span> 
</span>познакомились также с материалами Лаборатории климата музеев и
памятников архитектуры ГосНИИР, разработки которой позволяют сделать условия
хранения движимых памятников и сохранности недвижимых наиболее оптимальными.
География деятельности лаборатории обширна – от Республики Беларусь
(исследования условий сохранности гобеленов в национальном музее-заповеднике
Несвиж) и республики Татарстан – до Архангельской области. В лаборатории
проводились исследования памятников Московского Кремля, Владимиро-Суздальского
музея-заповедника и Псковской епархии. Представлен отчет об организации
международного семинара по очистке воздуха. </span></p>

<p style="text-align:justify">В прошедшем
году активно велись работы по мониторингу реставраций 1980-90-х гг. в соборах
Ярославля, Суздаля, Владимира, Кидекши, выполненных по методикам Лаборатории
химической технологии реставрационных процессов ГосНИИР. Современные
исследования подтвердили хорошее качество использованных материалов. Результаты
этой работы были отражены в стендовых материалах.</p>

<p style="text-align:justify">Биологическая
лаборатория продемонстрировала результаты исследования микробиологического
режима экспозиционных залов ГТГ. Проблема выявления грибов, устойчивых к
полисепту, антимикробному препарату, применяемому в практике консервации,
особенно актуальна в наше время для музеев.</p>

<p style="text-align:justify">Большой
раздел экспозиции выставки посвящен отделу научной комплексной экспертизы
Института. Наряду со стендовыми материалами были представлены подлинные
памятники, прошедшие экспертизу в ГосНИИР, каждый из них по-своему уникален.
Это и картина «Зимний вечер. На окраине села» кисти Николая Константиновича
Перова – русского художника-эмигранта, человека яркой судьбы, прожившего
бóльшую часть жизни в Константинополе и чье живописное наследие практически
неизвестно исследователям. Картина итальянского художника <span>XIX</span> века Лодовико Маркетти «Герцогская
свадьба в соборе в Бру», интересная многими аспектами – тематикой и
культурно-историческими связями, найденными в наследии художника прямыми
аналогиями, блестящей живописной техникой и др. </p>

<p style="text-align:justify">Раздел
экспозиции выставки посвящен активной деятельности ГосНИИР по организации
конференций и семинаров.</p>

<p style="text-align:justify">Большинство
экспонатов выставки демонстрировались впервые.</p>

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.04.2017 Дата последнего изменения страницы: 14.04.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика