Член жюри Конкурса Чайковского дала советы молодым певцам
«Российская газета», 25 июня 2019 года
Владимир Дудин
На ее записях учились и продолжают учиться новые поколения
Вы до сих пор ни разу не выступали в нашей стране. Неужели вас не приглашали приехать с концертами в Советский Союз?
Эдита Груберова: Нет, представьте себе, и не знаю почему. Лишь два года назад поступило предложение приехать в Петербург, я согласилась, в моем графике как раз все удачно складывалось. Мои фанаты узнали об этом, запланировали путешествие, купили билеты на самолет, забронировали отели — и по неизвестной причине вдруг все отменилось.
Но вы счастливы, что вашим дебютом здесь стало участие в жюри Конкурса Чайковского?
Эдита Груберова: Да, конечно, очень счастлива. Я же всего второй раз попадаю в жюри, поэтому новичок в этом деле. И задаюсь вопросом, кто решил пригласить меня? Может быть, председатель жюри предложила мою кандидатуру?
Знаете, что сама Мария Каллас в 1970 году принимала участие в жюри этого прославленного конкурса?
Эдита Груберова: Вот это да! Тем больше для меня почета и чести оказаться здесь.
С фаворитами уже определились? Приметили на конкурсе певцов, на чьи сольные концерты хотелось бы попасть?
Эдита Груберова: Да, среди мужских голосов такие есть. Но на конкурсе всегда существует большая проблема выбирать самых лучших. Мужчины, на мой взгляд, показали себя намного сильней. Женщины меня очень огорчили: им не хватает техники, а без нее ничего не получится. Проблемы возникали
Зная, как давно вы поете, как верны своему белькантовому репертуару, можно предположить, что вы придерживаетесь именно такого правила: оставаться собой.
Эдита Груберова: Мне никогда не нравилась смена репертуара, например, переход из сопрано в меццо. Если я родилась как Цербинетта в «Ариадне на Наксосе» Штрауса, то не стану Ариадной, если пою Софи в «Кавалере роз» Штрауса, то не буду Маршальшей. Высоту я еще могу поменять, но тембр — нет. В этом кроется решение вопроса.
В прошлом году мне довелось пообщаться с Анной Нетребко, и, когда речь зашла о смене репертуара, я вспомнил о вас — о том, что вы всю жизнь были верны Беллини, Доницетти, Моцарту. Анна, пересекавшаяся
Эдита Груберова: Но Анна Нетребко очень правильно поет, у нее потрясающая техника! Каждый звук сидит на своем месте. Ей лет примерно столько же, сколько моей дочери. Голос у Анны чудесный, и при такой технике она и в 60 лет сможет спеть Турандот. Я восхищаюсь ей. Я свою Норму исполнила в 60. Все мне в один голос тогда говорили: «Почему так поздно?» А я отвечала: «Что значит поздно?» Все ведь очень индивидуально. Главное хорошо себя чувствовать. Важно, чтобы голос не сорвался, выдержали связки.
Несколько дней назад я наткнулся в YouTube на видеозапись оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти с вашим участием, сделанную в 2019 году. Своим вокальным долголетием вы и обязаны технике, которую в вас заложил педагог?
Эдита Груберова: Это была моя последняя «Лючия». Я, конечно, не сразу согласилась на этот шаг. Когда мне предложили, я спросила, как же я буду петь эту героиню, она же молодая. Свою первую Лючию я исполнила в 1976-м и с тех пор исполняла столько раз, что сбилась со счета. Эту Лючию я смогла исполнить благодаря новой технике, которую нашла всего лишь в 2005 году! Без этого я просто не смогла бы продолжать.
Вот это откровение! Вы ведь до этого уже были легендой, абсолютной королевой бельканто, техникой которой восхищался весь мир, на ваших исполнениях выучились и продолжают учиться поколения
Эдита Груберова: Я нашла педагога в Мюнхене, которая открыла для меня окончательный секрет моего голоса. С этим опытом я сейчас и пою. Я всегда думала, что у меня лучшая техника в мире. Впрочем, так думает, подозреваю, каждый певец. Но вдруг я почувствовала, что начались малозаметные проблемы, стал теряться фокус. Мой новый педагог сказала мне: «У тебя было хорошо — и пела ты хорошо, и записи отличные. Но все было немножко рядом». Вы, наверно, догадываетесь, как я удивилась: «Как же так? Что значит это „немножко“?» А дело было в нехватке соединения разных частей тела друг с другом, с сознанием. Только недавно я поняла важность соединения верха и низа, участия всего тела в исполнительском процессе. Самое главное, я почувствовала это соединение и по этому принципу пою. Опора должна быть внизу, а не посередине, только тогда можно избегать пронзительных, острых нот. Все пропускают воздушный столб лишь до диафрагмы, не соединяя голос дальше со всем телом. Я и в анкетах Конкурса Чайковского большинству участников писала, что у них «нет соединения». Ну, и очень важно петь свой репертуар, не хвататься за чужой. Каждый повар должен знать, как смешать все ингредиенты. Извините за такое сравнение. Но каждый певец должен осознать это. Когда я знаю секрет, я могу свободно выражать разные эмоции — смех, грусть, печаль, радость. Чтобы эти чувства донести до слушателя, мне нужна техника. Голос — слишком чувствительная субстанция, к которой нужно найти ключ.
Вы даете
Эдита Груберова: Да, даю, но считаю, что
Справка «РГ»
Эдита Груберова — одна из самых известных колоратурных сопрано последних десятилетий XX века. Родилась в Братиславе. Дебютировала в 1968 году в Оперном театре Братиславы в партии Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. Мировую славу принесла певице партия Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта после ее дебюта в 1973-м в Метрополитен-опере и в 1977-м — на Оперном фестивале в Глайндбурне. Среди ее выдающихся партий: Джильда в «Риголетто» Верди, Фьордилиджи в «Так поступают все» Моцарта (записаны в